Ученые из Сколтеха и Института биологии гена в соавторстве в коллегами из Бельгии, под руководством профессорa Сколтеха Константина Северинова, открыли новый антибиотик, который, подобно троянскому коню, проникает в бактериальные клетки в неактивном состоянии, а оказавшись внутри приобретает токсичность и убивает их. Вещество, описанное учеными, было обнаружено в бактерии Bacillus amyloliquefaciens. Найденный антибиотик способен блокировать синтез белка в бактериальной клетке и имеет ряд преимуществ по сравнению с уже изученными «троянскими конями». Данное исследование открывает новые горизонты для создания новых антибиотиков.

Константин Северинов, руководитель исследования, директор Центра системной биомедицины и биотехнологий Сколтеха: «Наша работа посвящена новому антибиотику, вырабатываемому почвенной бактерией Bacillus amyloliquefaciens. Изначально этот антибиотик был предсказан методами биоинформатики. Подобно микроцину С, антибиотику, изучаемому в нашей группе, новое вещество действует по принципу «троянского коня», но его уникальная химическая структура позволяет блокировать рост клеток, выработавших устойчивость к микроцину. Данное исследование подчеркивает важность биоинформатического анализа последовательностей ДНК для поиска новых антимикробных веществ и дает предпосылки для создания новых лекарств в будущем»

Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий одна из самых острых проблем современного здравоохранения. К сожалению, старые антибиотики перестают быть эффективными, в связи с этим, ученые активно занимаются поиском новых антибиотиков. Одним из таких антибиотиков является микроцин С, действующий по принципу «троянского коня». Mикроцин С производится некоторыми штаммами всем известной бактерии кишечной палочки (Escherichia coli) для борьбы с другими бактериями. Внутри чувствительной клетки-мишени микроцин С расщепляется, в результате чего образуется токсичное вещество, которое останавливает синтез белка и блокирует рост клетки.

Описанный в данной работе новый антибиотик был найден в почвенной бактерии Bacillus amyloliquefaciens. Он похож на микроцин С, но имеет ряд преимуществ. Одна из главных особенностей нового антибиотика заключается в наличии специальных химических модификаций, которые затрудняют вероятность возникновения бактериальной устойчивости.

Работа, выполненная в лаборатории профессора Северинова, расширяет список антибиотиков, производимыми бактериями, и открывает возможности дизайна новых антибиотиков.

Результаты работы опубликованы в журнале американского химического общества JACS.