Знакомство с историей советского модернизма 1955–1991 годов и обучение архитектурному скетчингу.
Участники курса автора путеводителей по советскому модернизму Москвы и
Курс состоит из пяти онлайн-лекций и шести очных занятий, на которых участники научатся основам архитектурного скетчинга и поработают как в мастерской, так и на пленэре в городе. Хорошо знакомые московские здания 1960–1980-х откроются с новой стороны — участники узнают об их архитектурных особенностях и истории. Занятия подойдут как новичкам без опыта рисования, так и практикующим рисовальщикам, которые хотят развить навыки городского скетчинга.
Анна Броновицкая познакомит с эволюцией архитектуры в советском социально-политическом контексте и расскажет о ее связи с общемировыми тенденциями ХХ века. Советский модернизм — везде, это и массовая жилая застройка, основанная на принципе микрорайона, и типовые кинотеатры, и множество уникальных сооружений. Отказ от декоративных «излишеств» и обращение к индустриальным методам строительства побудил архитекторов искать новые средства выразительности и осваивать вместе с инженерами новые конструкции.
Каждая из лекций раскроет особенности одного из хронологических этапов развития архитектурной и инженерной мысли и даст возможность участникам погрузиться в анализ знаковых московских построек — павильонов метро, Дворца пионеров, Кинотеатра «Россия», театра на Таганке, гостиницы «Космос», архитектурного ансамбля Нового Арбата и других.
Тимофей Илларионов, художник, выпускник МАРХИ, поможет получить базовые навыки городского скетчинга. Участники научатся делать емкий графический конспект увиденного, вычленять интересные и важные детали, а также демонстрировать свое видение тех или иных объектов. Каждое занятие будет посвящено освоению определенного технического аспекта и рисованию одного из выбранных зданий — памятников советского модернизма. Вводное занятие пройдет в Музее «Гараж», остальные — в городе (если будет хорошая погода).
5 онлайн-лекций, 90 минут каждая. По вторникам с 19:30, с возможностью просмотра лекции в записи.
6 очных практических занятий, 120 или 180 минут каждое. По воскресеньям с 14:00, в Музее «Гараж» или в городе (точка встречи для сессии пленэра согласовывается с участниками заранее). План выездов может быть скорректирован в связи с погодными условиями.
На вводном занятии участники познакомятся с инструментами, правилами работы на пленэре, законами перспективы, их применением и сознательным нарушением в рисунке, а затем применят полученные знания на практике — сделают набросок по фото.
В 1955 году было принято Постановление об излишествах в архитектуре. В нем были намечены лишь самые общие моменты — необходимо устранить излишества и использовать передовой опыт зарубежной архитектуры. Позитивную повестку архитекторам пришлось вырабатывать самим. Они пробовали разные варианты от упрощенной неоклассики до интернационального стиля в духе Миса ван дер Роэ, старались обнаружить нераскрытый потенциал в конструктивизме 1920-х годов. Процесс шел стремительно, и от первых неуверенных, но обаятельных шагов (павильоны метро «Спортивная») московские архитекторы пришли к ясному образу современности — так, проекты Дворца пионеров и кинотеатра «Россия» созданы в конце 1950-х.
Участники больше узнают о композиции, пропорциях, последовательности работы с наброском, а затем выполнят фронтальный рисунок фасада здания.
Полет человека в космос стал свидетельством, что нет ничего невозможного, а принятая в 1961 году III программа КПСС обещала наступление коммунизма уже через 20 лет. Знаковые архитектурные проекты этой эпохи тоже устремлены в небеса — Останкинская телебашня — и в будущее — Дом нового быта. Характерна для этого периода и «гигантомания»: в 1960-е в ЦПКиО имени Горького появился ресторан «Времена года», рассчитанный на 2000 человек. Завершенные к юбилеям (1967 — 50-летие революции, 1970 — 100-летие Ленина) сооружения стали апогеем и одновременно финалом нерефлексирующего модернизма.
Занятие будет посвящено отработке техники изображения отдельно стоящего здания и обучению построению перспективы на примере простых прямоугольных построек.
В 1970-е архитектура становится несколько иной: все чаще можно встретить усложненную, иногда «говорящую» форму, нарочитую фактурность в каменной или кирпичной облицовке, обращение к историческим прототипам и даже включение сохраненных исторических фрагментов (Музей «Красная Пресня», театр на Таганке). С подготовкой к Олимпиаде связано появление спортивных объектов, многие из которых отмечены чрезмерной монументальностью, и первых опытов коллаборации с зарубежными архитекторами (гостиница «Космос», Центр международной торговли).
Участники курса познакомятся с теорией и практикой набросков зданий со сложносочиненными фасадами в перспективе.
Стагнация советской экономики, еще больше подорванной Олимпиадой, привела к распространению долгостроев. Некоторые здания, начатые еще в 1960-е, удалось закончить только к 1980-м, а другие и вовсе так и не были достроены. Но проекты не оставались неизменными: они усложнялись и обрастали декоративными элементами (как, например, президиум Академии наук), еще больше выходя за рамки модернистской эстетики, чем порождения предшествующего десятилетия. Ну, а проекты 1980-х прямо экспериментировали с новыми стилями — хайтеком (павильон «Промышленное рыболовство» на ВДНХ) или практически эталонным постмодернизмом (Дворец пионеров Перовского района).
Участники сосредоточатся на скетчинге интересных деталей, ритмов, декоративных элементов и работе с меньшим масштабом.
В 1950-е произошел огромный скачок — темпы строительства выросли так, что потребовался радикальный пересмотр генерального плана развития города, самих принципов городской планировки. Увеличение размеров города потребовало формирования районных центров с их архитектурными доминантами. Наряду с массовой застройкой внедрялись экспериментальные решения — 9 микрорайон Новых Черемушек в конце 1950-х, Тропарево в 1960-х, Северное Чертаново в 1970-х. На этой же волне был спроектирован архитектурный ансамбль Нового Арбата — именно эти модернистские постройки, буквально разрывавшие малоэтажную застройку в центре города, заставили задуматься о ценности исторической среды.
На финальном занятии участники освоят масштабирование и поработают с композицией рисунка здания в городской среде. Затем будут поведены итоги практики и проведен смотр работ.
Комментарии
Комментировать