На факультете компьютерных наук, созданном Высшей школой экономики совместно с компанией Яндекс, открылась лаборатория методов анализа Больших данных (LAMBDA). Цель новой научно-учебной лаборатории — сформировать исследовательский центр мирового уровня для решения фундаментальных задач в области компьютерных наук и развития методов обработки и анализа Big Data.

Большие данные (или Big Data) — это огромные объемы структурированной или неструктурированной информации, такие, к примеру, как социальные сети, архивы документов, показатели фондовых рынков. Задача специалистов по анализу Больших данных состоит в том, чтобы после обработки данных такого объема получить воспринимаемые человеком результаты. Сам этот термин был введен в использование сравнительно недавно — в 2008 году, а как академический предмет анализ Больших данных появился всего два года назад, так что потенциал изучения этой области знаний огромен.

Сегодня благодаря работе с Большими данными решаются задачи бизнеса, такие, к примеру, как прогнозирование вероятности возврата кредита или ухода клиента из определенной компании, но коммерческими интересами использование Big Data не ограничивается — физики CERN используют их для поиска новых частиц, проверки и опровержения гипотез об устройстве нашей вселенной.

В лаборатории сформируются несколько исследовательских групп, первая из которых посвятит свою работу как раз физике. Совместно со Школой Анализа Данных, которая является членом эксперимента LHCb (http://lhcb-public.web.cern.ch/lhcb-public/), сотрудники лаборатории будут работать над алгоритмами анализа массивов данных, накопленных в CERN при наблюдении за распадами частиц.

Возглавит лабораторию руководитель совместных проектов Школы анализа данных Яндекса и Европейского Центра ядерных исследований (CERN) Андрей Устюжанин. «Эта лаборатория позволит расширить набор компетенций Высшей школы экономики по анализу разнородных массивов данных, — сообщил Устюжанин, — мы планируем охватить задачи как из научных так и бизнес областей. Наши цели включают извлечение практической пользы из доступных данных, а также обогащение методов поиска новых закономерностей. В наших ближайших планах — формирование команды и поиск новых прикладных направлений исследований».

К работе пока приступает четыре научных сотрудника, но дополнительно открыт набор стажеров-исследователей. Всего открыто пять позиций, сбор заявок продлится до 25 февраля.