Бытует представление, что мужчины лучше разбираются в науке и технике, в то время как за женщинами скорее закреплен статус экспертов в области культуры, красоты и здоровья. Данные исследований инновационного поведения населения, проведенных Высшей школой экономики, показывают, что это верно лишь отчасти*.

В целом, мужчины чуть чаще женщин интересуются научно-популярной информацией, однако разница в степени интереса к таким темам между представителями обоих полов не превышает 10 п.п. Так, регулярно или время от времени научно-популярные передачи смотрят 46% мужчин и 38% женщин. Специализированные издания с той же периодичностью читают соответственно 28% и 19% респондентов, а научно-популярные статьи о науке в разных источниках — 28% и 21%. Подобное распределение наблюдается и в случае бесед на научно-технические темы: примерно треть (31%) опрошенных мужчин и пятая часть (22%) женщин регулярно или время от времени обсуждают с друзьями вопросы науки и техники.

Авторы исследования считают, что подобные различия могут быть связаны с традиционным разделением гендерных ролей, которые люди первоначально осваивают в семье, школе и затем поддерживают и корректируют в университете и в профессиональной деятельности. Так, зачастую мужчина в доме отвечает за выбор, состояние и настройку техники, ремонт вышедших из строя устройств. По результатам опроса, 56% мужчин всегда или почти всегда настраивают новую технику под свои запросы, если в ней предусмотрена такая возможность, в то время как среди женщин эта доля в полтора раза меньше и составляет 38%. Также среди мужчин выше доля тех, кому приходилось ремонтировать имеющиеся дома технические устройства (19% против 8% среди женщин**).

Гендерные роли и интересы формируются с детства: представителям мужского пола родители дарят игрушечные машинки, роботов и конструкторы, а девочки получают в подарок кукол, игрушечные наборы посуды и другие подобные игрушки. Уже будучи взрослыми, отвечая на вопрос о наиболее интересных для себя темах, мужчины чаще всего называют «автомобили и транспортные средства (45%) и «спорт» (34%), а женщины — «домашнее хозяйство и быт» (54%) и «здоровье, медицина» (52%).

Несмотря на заметное различие гендерных ролей в российском обществе и де факто меньшую вовлеченность женщин во взаимодействие с техникой уровень научной грамотности у представителей обеих групп примерно одинаковый. Отвечая на вопросы, касающиеся знания научных фактов, примерно равные доли мужчин и женщин дают правильные ответы (55% и 52% соответственно). При этом последних несколько чаще можно заметить в «научно-популярных местах» — научно-технических музеях, соответствующих тематических выставках и фестивалях, библиотеках, ботанических садах и зоопарках. За год, предшествующий опросу, так провели время 37% женщин и 30% мужчин.

Наконец, представители обоих полов (69% мужчин и 60% женщин) примерно в равной степени считают важным быть в курсе новостей науки или хотя бы иметь общее представление об известных событиях в науке. Мужчины и женщины практически одинаково интересуются научными открытиями (65% против 58%), достижениями в медицине (73% против 79%), новыми изобретениями и технологиями (71% против 61%), а также исследованиями космоса (55% против 44%).


  • Результаты исследований, проведенных Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, основанные на трех опросах общественного мнения по репрезентативной выборке населения России (1670 человек в возрасте от 16 лет), проведенных в рамках проекта Минобрнауки России по формированию программы исследований в области социально-гуманитарных наук и экономики и получению оценок социальных эффектов инновационной деятельности (сентябрь 2014 г.) и Мониторинга инновационного поведения населения» (**сентябрь 2013 г., ноябрь 2014 г.).