Крупнейшая в России открытая система электронного обучения «Универсариум» подвела итоги года работы и представила интересную статистику.

За год работы на платформе «Универсариум» прошли обучение более 300 000 человек — как из России, так и из 34 стран мира. По статистике, собранной аналитиками проекта за 2014 год, около 24 % всех слушателей курсов — иностранцы (а это более 70 000 человек). Так, из общего числа слушателей, обучающихся на платформе в 2014 году, 7 % составили жители Украины и 4 % — пользователи, проживающие в Белоруссии. Интерес к курсам от ведущих российских вузов проявили и американцы (около 2,5 % от всех слушателей).

Самым популярным по географическому охвату стал курс «Практическая методика преподавания русского языка как иностранного». Более половины аудитории курса составили жители стран-соседей — Казахстана, Украины, Белоруссии, Польши, Армении, Грузии и Финляндии. Высокий интерес был у слушателей из стран, исторически связанных с Россией, — Болгарии, Латвии и Эстонии, Венгрии, Сербии и даже Турции.

Интересно, что через мобильное приложение «Универсариум» проходит обучение свыше 30 % слушателей из-за границы.

В 2013–2014 учебном году в российских вузах прошли обучение около 15 000 студентов из разных стран мира. По мнению команды «Универсариума», эта цифра будет расти, в том числе за счет тех учащихся, которые, пройдя курс какого-либо российского вуза в электронном формате, заинтересуются и решат затем поступить в это учебное заведение очно. Кроме того, в российское законодательство внесены поправки, которые разрешают студентам-иностранцам подрабатывать на легальных основаниях, как и их сокурсникам-россиянам. Учебной визы будет достаточно для устройства на работу, и это серьезно повысит привлекательность приезда именно в Россию.

«Мы видим интерес к нашим электронным курсам как со стороны иностранных слушателей, так и со стороны зарубежных вузов, — комментирует Дмитрий Гужеля, основатель проекта «Универсариум». — Конечно, в первую очередь нашим иностранным коллегам интересно попасть на российский рынок и получить еще один выход на российских потребителей. Однако наша задача на ближайшее время — это все-таки продвижение российского образования за рубеж. Отечественные университеты готовы конкурировать с западными, особенно в блоке естественнонаучных дисциплин и фундаментальных исследований. Однако необходима значительная предварительная работа с преподавателями и сотрудниками вуза, чтобы они могли не только создать эффективный контент, но и правильным образом сопровождать его, особенно в части обратной связи со студентами. Только при комплексном подходе в отработке программ мы сможем вступить в конкурентную борьбу с западом за лучших студентов. Ближайшие планы — перевод популярных курсов на английский, немецкий и испанский языки, чтобы увеличить охват аудитории и позволить студентам из США, Европы и Азии слушать курсы о русской истории, культуре, языке в комфортных условиях. Мы уверены, что подобные курсы будут значительно востребованы».

«Мы наблюдаем высокий спрос на наши курсы именно среди граждан ближнего зарубежья. Там ощущается потребность в качественном образовании, причем как в базовом математическом, так и, например, в изучении современных инновационных технологий. Мы ожидаем, что в 2015 году на нашей платформе пройдут обучение не менее 150 000 граждан из различных стран мира, при этом из ближнего зарубежья — не менее 100 000 человек », — комментирует Александр Костюк, методический руководитель проекта «Универсариум».