Изучение работы порядка тысячи предприятий промышленности и сферы услуг, проведенное экспертами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса (2009, 2010, 2012 и 2014 гг.), показало: для нашей страны «открытие» инновационного процесса еще проблематично. Лишь треть отечественных предприятий разрабатывают инновации в сотрудничестве с другими организациями. Почти две трети не стремятся наращивать сетевой капитал, ориентируются преимущественно на собственные силы либо на партнеров в составе группы, к которой принадлежат. Подробные результаты исследования представлены в информационно-аналитическом бюллетене.

Более половины исследованных отечественных компаний не сотрудничают при разработке новых продуктов и процессов ни с научными организациями, ни с вузами. Притом что формально уровень развития контактов российских предприятий с организациями сектора научных исследований и разработок нельзя считать низким (по промышленности — 48% среди осуществлявших технологические инновации), кооперационные связи с другими типами организаций они развивают в первую очередь с потребителями продукции. Для компаний обрабатывающей промышленности характерно также сотрудничество с поставщиками сырья, материалов и комплектующих (69%), для предприятий сферы услуг — с поставщиками услуг (43%).

Наблюдается устойчивая корреляция между интенсивностью кооперационных связей и размером предприятия. Наиболее активны в плане инновационного партнерства крупные компании (с численностью персонала более 500 человек): такое взаимодействие осуществляют почти 35% из них, в то время как среди средних по размеру — только 26%, среди малых — 21%.

При разработке инноваций и технологическом обмене предприятия обрабатывающей промышленности и сферы услуг активнее всего сотрудничают с региональными контрагентами, вероятно, потому что сфера их деятельности в значительной степени ограничивается территорией расположения, региональным и даже локальным рынками. «Региональный» акцент, вероятно, также связан с формированием сети инновационных территориальных кластеров, предусмотренных Стратегией инновационного развития до 2020 года. В рамках кластерной политики внимание уделяется именно развитию кооперации между предприятиями и организациями — участниками кластера, чаще всего находящимися на одной территории; стимулированию малого и среднего бизнеса, возникающего вокруг «якорных» фирм.

Российские предприятия используют преимущественно внутренние источники информации при осуществлении инновационных проектов. В основном это собственные исследования и разработки — их указали 60% изученных предприятий. Менее половины респондентов (43%) заявили о привлечении рыночных каналов, что позволяет точнее учитывать предпочтения потребителей при разработке новой продукции. На практике в стране наблюдается недостаточная ориентация большей части предприятий на спрос при осуществлении инновационной деятельности. Меньше четверти компаний (23%) используют научно-техническую информацию: литературу, патентные данные, сведения, которые удается получить на различных мероприятиях.

В современной экономической теории и практике активно используется понятие «открытые инновации», которое обозначает гибкую модель ведения бизнеса с акцентом на взаимодействие с партнерами, интенсивное применение потоков знаний и технологий, мобильность квалифицированных кадров, расширение рынков, новую парадигму использования интеллектуальной собственности. Мировой опыт показывает: при активном сотрудничестве с внешними контрагентами вырастает продуктивность разработок, ускоряются инновационные и производственные процессы, минимизируются инвестиционные риски и вероятность неуспешного завершения инновационной деятельности.

Авторы исследования Елена Александрова, Татьяна Кузнецова и Виталий Рудь делают вывод о том, что сетевое взаимодействие различных экономических агентов при осуществлении инноваций имеет в России ограниченный масштаб и низкую эффективность. При реализации инновационных проектов предприятия опираются прежде всего на собственные источники информации и ресурсов. Действующие схемы кооперации направлены преимущественно на партнерство с потребителями. Взаимодействие с сектором исследований и разработок, конкурентами, консалтинговыми фирмами, поставщиками, другими контрагентами менее интенсивно и продуктивно. Это при прочих равных условиях может негативно влиять на результативность нововведений. На общем фоне крайне слабо представлено международное партнерство. То, что отечественные предприятия не слишком заботятся о выводе продукции на международные рынки и тяготеют к адаптационно-имитационной закрытой модели ведения бизнеса, противоречит мировым трендам и не способствует полноценному развитию страны.