Люма Манина однажды слетала в Англию лоукостером и после этого путешествия не могла думать ни о чем, кроме учебы в этой стране. Спустя два года поисков и подготовки получила полную стипендию на обучение маркетингу и переехала в Ливерпуль.

Люма Манина, 24 года
— Как возникло желание поехать за рубеж?
— В моем первом вузе (РЭУ им. Г.В. Плеханова) возможность поехать за границу на семестр была у каждого, если оценки и знание английского были на высоком уровне. При этом всю свою студенческую жизнь в Москве я провеселилась и никуда не съездила. Может быть, окружение повлияло: в нашей компании не наблюдалось активного движения по переезду в другие страны. На последнем курсе мы с друзьями начали бюджетно путешествовать. Одним из таких билетов оказался лоукостер EasyJet Москва — Лондон, 4 тысячи рублей туда-обратно. Виза, правда, вылилась еще в несколько тысяч, но мы были молодые и дерзкие. И вот именно тогда я влюбилась в Лондон, в британский английский, в indirect culture и смешение всевозможных рас и стилей. Следующие два года я с нулевым бюджетом искала возможности поехать в эту страну. Валюта за это время изменилась в два раза, а EasyJet в Москву летать перестал.
Мое первое образование — управление человеческими ресурсами. С первого курса я работала: сначала в Greenpeace, потом в Renault (длительная стажировка по специальности, HR-департамент). А еще я волонтерила в студенческой газете, потому что давно увлекалась журналистикой и даже год проучилась в МГИМО на бесплатных подготовительных курсах (внимание, халява — замечательные годичные курсы по пятницам, совершенно бесплатные, ведет замдекана факультета журналистики). Когда после небольшого перерыва я снова искала подработку, мой лучший друг сказал: «Так. Нам в агентство нужен копирайтер. Хороший. Вот тестовое задание. Пиши». Так начался мой путь в маркетинге: сначала тексты для email-рассылок Philips и Volkswagen, потом соцмедиа-маркетинг в
— Где ты сейчас учишься и чему? Почему именно там?
— Я сначала почитала про «Глобальное образование» (стипендия на обучение за границей от российского правительства; перечень специальностей сильно ограничен, и после обучения стипендиат обязан вернуться в Россию на три года), потом про Chevening (государственная стипендия Великобритании; только вот список вузов тоже ограничен и на момент подачи заявки кандидат должен иметь три года суммарного опыта работы). Потом взяла список ста лучших вузов Англии и перерыла их все. У меня огромная экселевская табличка на ноутбуке с данными по стипендиям в бизнесе/маркетинге. В итоге по требованиям и срокам я проходила в шесть университетов. Из них полную стипендию (100%-ное покрытие стоимости обучения) мне дал Ливерпульский университет имени Джона Мурса. Так я и оказалась студенткой MSc Digital Marketing на севере Англии.

Лондон
— Расскажи про процесс поступления.
— В Англии, в отличие от многих других стран Европы, нужно сначала подать заявку на обучение в университете, а уже потом отдельно претендовать на стипендию. У каждого университета процесс и требования описаны на странице с названием типа Fees and Funding, и там черт ногу сломит. Есть maintenance grants — это небольшие безвозмездные выплаты на житейские расходы; есть loans and bursaries — их обычно нужно потом возвращать; есть scholarships — и это как раз то, что доктор прописал, самые массивные выплаты (хотя они тоже различаются по назначению и покрытию). Существуют need-based scholarships, которые выдаются кандидатам из семей с низким доходом, и
Кстати, про IELTS. Я занималась в школе Windsor у преподавателя по имени Блейк. Совершенно никого не рекламирую и про других в той же школе слышала негативные отзывы, но Блейк — сверхэмоциональный темнокожий американец в возрасте под 60 — помог абсолютно всем, кого я знаю. Если вы не готовы платить деньги за курсы, привыкайте к формату теста самостоятельно по онлайн-тренировкам (формат теста очень важен: важнее, на мой взгляд, чем повышение уровня языка в целом), а параллельно ходите по воскресеньям на бесплатные встречи Language Exchange Moscow, которые обычно занимают целый этаж какого-нибудь центрального московского бара. Вообще, бесплатный английский есть абсолютно везде. Я перекапывала приложение Meetup, мероприятия на Couchsurfing, да и просто группы во «ВКонтакте» и находила языковые встречи в кафе Белгорода, Воронежа и Сочи. Везде будут русские люди, которые хотят попрактиковаться, и везде будут новенькие иностранцы-преподаватели в языковых школах, которые будут рады, если им кто-нибудь по-человечески объяснит уникальную и неповторимую русскую культуру.
Собственно, кроме IELTS я ничего специально для поступления не сдавала. Тест под названием GMAT расширил бы выбор университетов, так что если есть возможность, то сдавайте и GMAT. У меня было еще несколько публикаций моих статей в научных журналах (которые я делала для получения гранта в родимом РЭУ) и две рекомендации от преподавателей: одного — по статистике, и другого — по психологии (чтобы показать, что я разносторонняя и так далее). Вообще, я подготовила миллион рекомендаций, потому что каждый вуз хотел увидеть персонализированную бумажку непременно с его именем в начале, но основное содержание было одно и то же.
Аналогично с «мотивационными письмами» — мои увещевания и объяснения, почему я хочу учиться именно там, не отличались от вуза к вузу; все они говорили про маркетинг и Англию. Один абзац я
Кстати, обратите внимание на сроки. Подача на стипендии обычно заканчивается в
— Из чего состоит учебный процесс? В чем основная разница в обучении, если сравнивать с Россией?
— Мой вуз далеко не самый лучший в Англии. У меня в Москве на момент подачи была личная драма и дикие проблемы со здоровьем, поэтому я запустила все сроки и писала мотивационные письма в самый последний момент. Так и получилось, что в остальных вузах мне дали стипендии только на 30–50% от стоимости обучения, а вот в Ливерпуле покрыли программу полностью. Поэтому мой процесс обучения не стоит сравнивать с LSE или UCL (самые знаменитые бизнес-школы в Великобритании).
Магистратура в большинстве университетов Англии длится один год, последние три месяца уходят на написание диссертации. У меня было в сумме семь предметов за этот год, по три в семестр. Два из них были более общие по маркетингу и аналитике, остальные четыре — конкретно по
Основная разница подхода, пожалуй, в том, что здесь образование — это платный сервис, а у нас в России — государственная услуга. Здесь есть те же проблемы с отставанием академического образования от реального бизнеса, те же раздражающие требования переписывать всю научную литературу своими словами по сто раз в каждой экзаменационной работе, но чувствуешь себя увереннее, потому что преподаватели стараются «продавать» свой сервис. Они приходят до начала пары и включают действительно дельную презентацию. Они задают вопросы и пытаются увлечь своими объяснениями. Они готовы забронировать индивидуальную встречу и проговорить требования к заданию или твои наброски. А еще периодически приходят гостевые лекторы — представители местных компаний.
Кстати, есть еще куча дополнительных услуг, которые достаются в комплекте с образованием. Для иностранных студентов есть юридическая поддержка, бесплатные проверки текстов работ, психологическая помощь, тренажерный зал и бог знает что еще.

Ливерпуль. Местный секонд-хенд; комната Люмы; Хеллоуин-2016
— Где ты живешь?
— Англия страна недешевая, а уж после скачка валют мои сбережения превратились практически в ничто. Выбирая жилье перед приездом, я вынуждена была сразу отмести официальные студенческие общежития, потому что они здесь в среднем обходятся в
Ливерпуль — город с огромным количеством студентов. Арендодатели тут к этому привыкли и спокойно сдают комнаты удаленно, требуя только сканы паспорта и письма из вуза. Минус в том, что стандартный договор об аренде жилья — на полный учебный год. Не увидев комнату, не познакомившись с арендодателем, не зная местных законов, еще даже не побывав в городе, снимать жилье сразу на год жутковато. Мне повезло найти два реально дешевых варианта с возможностью заключить договор на полгода и потом продлевать по мере необходимости. Я была страшной трусихой и докапывалась до арендодателей как только могла. Отдать последние деньги за худший из этих двух вариантов казалось мне решением из серии «жизнь или смерть». Я задала миллион вопросов, потребовала контакты бывших жильцов и запросила полные тексты договоров аренды (об этом никто не говорит, но в вузах Англии есть юристы, которые бесплатно проверяют и комментируют всякие документы в помощь иностранным студентам — нужно только их найти). Не сделав выбор даже после этого, я залезла на фейсбук в поисках помощи местных жителей, начала со «своих». Я набрала в поиске «Liverpool student». Первой в списке была девочка по имени Настя, из
На следующий день у меня были фотографии обеих комнат и русские прямолинейные впечатления об арендодателях — после этого выбрать было элементарно. Моя комната оказалась в типичном британском доме: два этажа, четыре человека, общая кухня и гостиная, старенький ремонт и самый бедный район города. По размерам она была в два раза больше моей московской. Путь к центру города занимал около получаса пешком, до моего вуза — 15 минут. В соседках у меня были три малайзийские девочки. Оказывается, в Малайзии три национальности: малайзийские малайзийцы, китайские малайзийцы и индийские малайзийцы. Вот все три национальности в моем доме и были, и с ними я как русский турист. За год было несколько скандалов и скандальчиков по поводу чистоты и уборки, но в целом с ними было нормально.
Я начала регулярно наведываться с морковным кексом из ближайшего магазина к Насте и ее белорусской соседке (как выяснилось, у нас с Настей довольно много общего). Единственное место, чтобы поговорить по-русски. С ними в доме жил и сам арендодатель — британец-сисадмин с индийскими корнями. Сейчас это для меня самый близкий человек — готовит мне ужин, пока я это пишу.
— Что нужно помнить, отправляясь учиться за границу?
— Приезжайте в другие страны за опытом, не просто «в институт». Очень сложно с самого начала разглядеть новые возможности, потому что не понимаешь, куда смотреть. Я знаю очень многих иностранных студентов, которые сидят на парах, а свободное время проводят за просмотром сериалов. На русском. В лучшем случае приходят на встречи international societies в своем университете. Этого недостаточно: нужно стучаться в этот мир, особенно в британский, который не так легко подпускает к себе незнакомцев.
Вскоре после приезда я начала искать подработку. Очень хотелось найти что-то по специальности, и я потратила два месяца на рассылку резюме по всем part-time вакансиям (по студенческой визе магистрантам разрешено работать до 20 часов в неделю). Все мои письма уходили куда-то в никуда, а на первом же случайно посещенном нетворк-мероприятии я нашла работу на следующие 10 месяцев. Мой будущий менеджер влез в мой разговор о поиске работы с
В Ливерпуле проходит в среднем три-четыре бесплатных мероприятия в неделю, на которые нужно просто прийти, взять бокал вина и разговаривать с людьми. Заговаривать с незнакомцами и шутить на чужом языке бывает сложно — подумайте заранее о том, что вы можете предложить. Как вы можете с огоньком рассказать о своем предмете обучения или прошлом опыте работы. Если в начале мероприятия будет презентация или лекция от эксперта, отмечайте интересные моменты и проводите параллели с вашими знаниями, чтобы потом обсудить с сидящими в соседних креслах. Внимательнейшим образом слушайте вопросы лектору из зала и запоминайте, кто их задал. Подойти потом к ним и сказать, что вам очень понравился их вопрос, — самый простой способ начать разговор. Всегда подходите к лекторам, это тоже несложно: поблагодарите за презентацию и попросите визитку «to keep in touch». Найдите такие мероприятия в вашем городе прямо сейчас. В Москве есть ежемесячные международные Creative Mornings, Digital Kitchen и крутейшие регулярные ивенты от Microsoft.
И не замыкайтесь на одном городе. Я регулярно моталась в Честер (40 минут от Ливерпуля), Манчестер (около часа) и Лондон (три часа на дорогом поезде или шесть часов на дешевом ночном автобусе). В Манчестере я познакомилась с моей начальницей по совершенно отдельному проекту, над которым я проработала пару месяцев параллельно с учебой и основной работой: делала аналитику для Олимпийских игр в Рио. Они никак не могли в Северной Англии найти русскоговорящего специалиста по соцмедиа, который бы выяснил, как русскоязычные люди в бытовой речи обсуждают спортивные соревнования, — я создавала лист ключевых слов для всей маркетинговой кампании Олимпийских игр в русскоязычных странах. В общем, нетворкинг работает.
Не могу сказать, что университет перевернул все мои представления о
— Над чем ты сейчас работаешь?
— Над тем, чтобы подольше здесь задержаться. После окончания университета в Англии дается четыре запасных месяца, чтобы найти работу, которая продлит визу. Проблема в том, что работодатели с этим связываться не хотят и даже не могут в силу бюджетов. Компания должна иметь разрешение от государства, обеспечить высокую зарплату и долгосрочный контракт, плюс платить за иностранца больше налогов. Из-за «Брекзита» визы в этом году перестали предоставлять даже гиганты типа Unilever, Volkswagen, BMW. К тому же большие международные компании в принципе не набирают «начинающий» персонал в течение года — для этого существуют специальные программы для недавних выпускников. Такие Graduate Schemes рассчитаны на
Фотографии предоставлены Люмой Маниной и Даниилом Мокиным.
Комментарии
Комментировать