Ученые Томского государственного университета начали реконструировать крестцовый отдел позвоночника травоядного динозавра. Его фрагменты были обнаружены еще в 2008 году во время экспедиции в районе селе Шестаково Кемеровской области на правом берегу реки Кии. Условия захоронения не позволили быстро извлечь уникальные останки, так как они были заключены в блоки каменистой породы, которые и были привезены в лабораторию ТГУ. На протяжении нескольких лет ученые вели кропотливую работу по извлечению фрагментов из песчаника. В этом процессе принимали участие и студенты ГГФ, специализирующиеся на палеонтологии и стратиграфии.

– Когда мы обнаружили эту находку, было понятно лишь то, что перед нами останки очень крупного растительноядного динозавра из группы зауропод, — рассказывает научный сотрудник Лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Степан Иванцов. — Сейчас, когда работы по извлечению всех фрагментов завершены, можно с уверенностью говорить о том, что мы обнаружили совершенно новый вид, а, может быть, даже род. Это взрослая особь титанозаврида — четвероного динозавра из отряда ящеротазовых, обитавших с юрского периода и до конца мезозоя (примерно с 210 до 65 миллионов лет назад). Если говорить о нашей находке, то этот динозавр жил в позднемеловой период, то есть около 100 миллионов лет назад.

Это было очень крупное животное. Длина самых крупных особей данного вида могла достигать 30-40 метров, а весили они несколько десятков тонн. Еще одним интересным фактов является то, что динозавры росли практически всю свою жизнь.

Находка палеонтологов ТГУ уникальна, ведь это будет первый описанный зауропод с территории нашей страны.

В настоящее время ученые ТГУ занимаются описанием своей находки и собирают имеющиеся фрагменты в единое целое. Скоро будут соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозаврида. Кроме того, из многочисленных кусочков смонтирована часть лопатки динозавра и шейные позвонки. В Палеонтологическом музее ТГУ хранится стопа зауропода, которая была обнаружена еще в 1995 году. С большой степенью вероятности она принадлежала этому же виду динозавра.

Где по окончании процесса монтажа «поселится» титанозаврид, пока не известно. Сами ученые считают, что уникальный экспонат должен находиться в месте постоянного свободного доступа, чтобы как можно больше людей могли его увидеть. Поэтому палеонтологи предлагают установить самую сохранную часть динозавра на втором этаже главного корпуса ТГУ.