Подпольная художественная Москва, нонконформисты в Самаре, первые показы московских художников в Берлине, Париже и Нью-Йорке — «Теории и практики» публикуют подборку афиш выставок представителей неофициального искусства России конца XX века из Архива музея современного искусства «Гараж» с комментариями искусствоведа Саши Обуховой.

Саша Обухова

искусствовед, куратор Архива музея современного искусства «Гараж»

Выставка «Исkunstво. Москва — Берлин (Западный)» в Берлине

* Подробнее о выставке можно прочитать в книге «Открывая Россию».

Первый показ московских художников за рубежом, работа над которым началась задолго до знаменитого аукциона Sotheby’s 1988 года. Организацией выставки занималась немецкая художница Лиза Шмитц, которая по собственной инициативе решила бороться с советским аппаратом, управляющим культурой. Ее затея была в том, чтобы художники не просто дали работы для зарубежной выставки, а поехали за границу и создали материалы для показа именно в Берлине. Главной задачей было получить выездные визы для художников. В сентябре 1988 года почти все, кого она хотела вывезти, прибыли в Западный Берлин. Для многих это было первое путешествие за пределы страны и первый опыт общения с западной художественной системой и художниками другой культуры.

Помимо прочего, на показе была впервые организована просветительская программа. Многие советские и иностранные специалисты попытались публично осмыслить этот странный феномен, который раньше назывался «неофициальное русское искусство», а теперь устанавливал свои позиции как современное искусство из России.*

Выставка «Московское “неофициальное” искусство 60–70-х годов. Из коллекции Леонида Талочкина» в Самаре

Афиша одного из первых показов ретроспективы московского неофициального искусства, который проходил в Самаре (в те времена город назывался Куйбышев). Выставка нонконформистов Леонида Талочкина оказала немалое влияние на развитие регионального современного искусства: cамарские старожилы отмечают, что любовь к нему проснулась именно благодаря этому показу.

Плакат связывает воедино художественную коллекцию Талочкина и его архив. Он иллюстрирует взаимосвязь между собранием картин, рисунков, объектов и скульптур художников с документальным материалом. Сейчас коллекция и архив хранятся в Третьяковской галерее.

Выставка «Геометрия в искусстве» в Москве

Показ прошел в 1988 году на площадке районного Выставочного зала на «Каширской», который в те времена считался одной из главных точек развития современного искусства в Москве.

Выставку курировал Виталий Пацюков, который, несмотря на свое техническое образование, был одним из главных знатоков подпольной художественной Москвы. В то время он уже был известен как опытный автор журнала «А — Я».

Пацюков впервые показал историю геометрической абстракции в нашей художественной традиции. На выставке были представлены работы как известных авторов 1960-х Эдуарда Штейнберга и Михаила Чернышова, так и молодых на тот момент художников Свена Гундлаха и Мацумаро Хана. Выставка имела большое значение для молодых искусствоведов, так как благодаря ей они получили визуальный и теоретический материал для работы с историей и теорией геометрии в искусстве.

Выставка Ильи Кабакова в галерее Дины Верни в Париже

Одна из первых персональных выставок Ильи Кабакова за рубежом. Несмотря на то что сам автор не смог поехать на ее открытие, он уже был знаком с галереей. В 1973 году Дина Верни открыла у себя выставку «Москва 1973» — один из первых осмысленных развернутых показов фрагментов художественного наследия 1970-х годов и самого актуального искусства из Москвы. Показ состоялся только потому, что Дина Верни сама приезжала в Россию, чтобы выбрать работы.

На выставке были представлены картины Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева и других художников. Общаясь с авторами, Дина Верни дала им важный совет — ни за что не уезжать из Советского Союза, так как здесь у них больше шансов на прекрасную карьеру. И она оказалась права: именно те художники, которые не эмигрировали, смогли состояться в западном художественном мире. В первую очередь Илья Кабаков, который и по сей день считается главным художником из России.

Перформанс Виталия Комара и Александра Меламида «Искусство принадлежит народу» в Нью-Йорке

Попадание русских художников в американскую галерею было чрезвычайно важным событием, хотя Комар и Меламид пытались закрепиться на карте международного арт-сообщества именно как американцы. Но делали они это, используя в качестве художественного метода соц-арт.

Перфоманс воспроизводил старую московскую акцию Комара и Меламида «Школа искусства»: участники должны были изобразить фотографию из газеты «Правда» — какой-нибудь завод в Белоруссии. С одной стороны, выполнялась художественная задача, с другой — ученики должны были следовать идеологическим маршрутам. В 1984 году уже в галерее The Kitchen они провели примерно такую же акцию под названием «Искусство принадлежит народу»: участники изображали некоторое подобие американского абстрактного искусства, которое также являлось идеологической проекцией, но уже капиталистического общества.

Для Комара и Меламида это была всего лишь одна из череды акций. В целом они преуспели в затее победить американский художественный рынок и истеблишмент: художники попали в Музей американского искусства Уитни.