Праздники — самое время для того, чтобы посмотреть вдохновляющие лекции TED и, возможно, добавить пару пунктов в свои обещания на новый год. T&P выбрали шесть выступлений об образовании, саморазвитии и новых технологиях, которые подскажут, как продолжать учиться после выпуска из университета, стоит ли прятать планшеты от детей и что делать, когда на Земле для человека не останется работы.

Мировой кризис обучения и как с ним бороться

Лектор: Амел Карбул, бывшая министр туризма Туниса и член Международной комиссии по финансированию возможностей в сфере образования на глобальном уровне

Русские субтитры: есть

Хронометраж: 15:09

Амел Карбул рисует неутешительную перспективу: если в образовании ничего не менять, то к 2030 году половина детей и подростков (а это более 800 миллионов человек) либо не будут ходить в школу, либо не смогут ничему там научиться. Впрочем, такой исход ждет нас только в случае, если мы не признаем наконец, что нелогично оценивать качество образования с помощью количественных показателей. Чтобы избежать катастрофы, Карбул предлагает пересмотреть роль учителей, поднажать на технологии и, конечно, выделять на образование приличные финансы.

«Сегодня мы впервые в истории можем сделать так, чтобы все дети ходили в школу и учились, такого результата реально достичь в пределах всего одного поколения. И для этого нам даже не нужно изобретать колесо. Нам просто следует равняться на лучших в классе — но не на произвольных лучших, а именно на лучших в нашем собственном классе.

Мы разделили страны по уровню дохода: низкий доход, средний и высокий. И посмотрели, что делают 25% стран, в которых образование развивается быстрее всего. Оказалось, что если каждое государство будет двигаться на том же уровне, что и самые успешные примеры в пределах его собственной экономической категории, то всего за одно поколение мы сможем обеспечить, чтобы все дети посещали школу и учились.

Позвольте привести пример. Давайте возьмем Тунис. Мы не говорим ему: «Ты должен двигаться со скоростью Финляндии» (Финляндия, без обид!). Мы советуем: «Посмотри на Вьетнам». Там на начальную и среднюю школу тратят примерно тот же процент ВВП, но их результаты лучше. Вьетнам ввел всеобщую оценку грамотности и математических способностей, учителя там находятся под более пристальным надзором, чем в других развивающихся странах, а успехи учеников активно освещаются. И это дает свои плоды: по итогам теста PISA в 2015 году Вьетнам обошел многие государства с развитой экономикой, включая США».

Три страшные истории о детях перед монитором (и почему страхи беспочвенны)

Лектор: Медиаэксперт по детскому контенту Сара ДеВитт

Русские субтитры: есть

Хронометраж: 11:51

Медиаэксперт Сара ДеВитт считает спорным тезис о том, что гаджеты вредны для маленьких детей. Она сравнивает ситуацию с тем, что было 50 лет назад, когда всем казалось, что телевизор разрушает счастливое детство. По ее словам, страх и скептицизм в отношении техники не дает нам увидеть, что благодаря тем же компьютерам и планшетам ребенок может активнее двигаться, лучше учиться и даже больше общаться. И приводит результаты исследований и примеры из жизни, которые это подтверждают.

«Я не утверждаю, что все цифровые носители замечательно влияют на детей. У нас есть веские причины переживать по поводу того, что дети сегодня видят на экранах. И нам необходимо думать о балансе: как совмещать гаджеты и другие занятия, которые помогают ребенку расти и учиться? Но если мы концентрируемся на наших страхах в отношении техники, то упускаем реально важный момент, а именно то, что дети живут в том же мире, что и мы, — в мире, где взрослые проверяют свои телефоны чаще 50 раз в день.

Гаджеты — это часть жизни детей. И если мы будем притворяться, что это не так, или позволим страху овладеть нами, дети никогда не узнают, как и зачем ими пользоваться. Что, если повысить наши ожидания от техники? Регулярно обсуждать с детьми то, что они увидели на экране? Искать положительное влияние, которое технологии способны оказать на жизнь наших детей? Вот когда потенциал этих инструментов может стать реальным».

Может ли робот успешно сдать экзамены в университет?

Лектор: эксперт по искусственному интеллекту Норико Арай

Русские субтитры: есть

Хронометраж: 13:37

Вопрос о том, остаются ли у человека какие-то существенные преимущества перед компьютером, не перестают обсуждать лучшие ученые мира. Пора беспокоиться, или можно еще подождать? Эксперт по искусственному интеллекту Норико Арай решила проверить, сможет ли робот поступить в один из лучших университетов Японии. Результаты довольно неожиданные. Вряд ли кто-то сомневается в том, что компьютеру под силу отлично сдать экзамен по математике. Но и его эссе о морской торговле в Восточной и Юго-Восточной Азии XVII века оказалось лучше, чем работы многих студентов. По словам Арай, отчасти дело даже не в том, какими умными становятся машины, а в том, как отчаянно ленятся и не желают вникать в суть живые школьники.

«Мы всегда верили, что каждый способен учиться, и учиться хорошо, если мы обеспечим свободный доступ к учебным материалам в сети, чтобы их можно было найти в интернете. Но такие чудесные материалы в состоянии помочь только тем, кто умеет правильно читать, а процент таких учащихся может оказаться гораздо ниже наших ожиданий. Как мы, люди, будем сосуществовать с ИИ? Над ответом на этот вопрос надо хорошенько подумать, опираясь на убедительные доказательства. И нужно думать быстрее, потому что времени у нас почти не осталось.

(…) Мы, люди, понимаем смысл. Именно этой способности очень не хватает ИИ. Но большинство студентов просто набивают голову фактами, не вникая в их значение, поэтому это не знания, а просто запоминание; ИИ может делать то же самое. Вот почему нам стоит подумать о новом типе образования».

Как зарабатывать деньги в будущем, где не надо работать

Лектор: футурист Майкл Форд

Русские субтитры: Нет

Хронометраж: 14:37

С каждым годом будущее, где большую часть работы делают машины, становится все реальнее, а перспективы человека (которому в этом новом мире не нужно будет заниматься практически ничем) — все более расплывчатыми и несколько пугающими. Футурист Майкл Форд напоминает, что мы живем в состоянии постоянной угрозы последние 200 лет, с тех самых пор, как началась автоматизация, и поэтому уже немного расслабились: ведь с каждым новым витком прогресса надобность в нас не отпадает, просто на смену старым профессиям приходят новые. Но сейчас опасность велика как никогда, ведь возможности искусственного интеллекта растут в геометрической прогрессии. Форд предупреждает, что если мы не хотим остаться за бортом, то нам нужно разработать четкий план: что делать с жизнью и экономикой, когда большую часть работы (и не только механической, но и высокоинтеллектуальной) начнут выполнять роботы.

«Я задам очень провокационный вопрос: возможно ли, что когда-нибудь в будущем большинство работников-людей станут такими же ненужными, как лошади сегодня? Вы можете ответить импульсивно, поддаться интуиции. Может быть, вы возразите: «Это абсурд. Как вообще можно сравнивать людей и лошадей?» У лошадей, конечно, очень ограниченные возможности, и, когда появились машины, грузовики и трактора, им было просто некуда деваться. С другой стороны, люди умны, мы можем учиться, приспосабливаться. И теоретически это должно значить, что мы всегда найдем что-то новое, чем можно заняться, и всегда будем востребованы в экономике будущего.

Но вот что действительно важно понять. Машины, которые станут конкурентами работающих людей в будущем, это совсем не то же самое, что автомобили, грузовики и трактора, которые заменили лошадей. В будущем появится множество машин, которые думают, учатся и приспосабливаются. И это значит, что технологии начинают покушаться на важнейшие способности человека, которые так сильно отличают нас от лошадей и которые до сего дня позволяли нам оставаться двигателями прогресса, быть востребованными и фактически незаменимыми для экономики».

Чему нас учит самое долгое исследование развития человека

Лектор: научный журналист, автор книги «The Life Project» Хелен Пирсон

Русские субтитры: есть

Хронометраж: 12:25

В Великобритании ученые уже более 70 лет проводят масштабные исследования: они следят за жизнью тысяч сограждан от младенчества до старости, собирая подробную информацию об их здоровье, образовании, карьере и так далее. Всего за это время в исследованиях приняли участие более 70 тысяч детей из разных поколений. Как рассказывает научный журналист Хелен Пирсон, полученные в ходе этого проекта данные стали материалом для тысяч научных публикаций. В частности, некоторые из них рассматривают вопрос «Что и как надо делать, чтобы человек вырос успешным и счастливым?». Пирсон делится несколькими выводами, касающимися семьи, образования и благополучия ребенка.

«Возможно, главный вывод из этого выдающегося исследования таков: не рождайтесь в бедной или неблагополучной семье, потому что в этом случае вам, скорее всего, придется туго в жизни. Ученые следили за судьбами многих детей бедняков и рабочих, которые росли в тесных домах и имели различные проблемы. И сейчас можно сказать с полной уверенностью, что этим обделенным привилегиями детям приходилось бороться почти за все. Большинство из них хуже учились в школе и получили менее престижную работу с более низкой зарплатой. Это, может быть, кажется совершенно очевидным, но некоторые результаты и правда удивительны: например, дети, у которых с самого начала все было непросто, со временем превратились в болезненных взрослых. Они чаще страдали от избыточного веса и повышенного давления, а если заглянуть на десятилетия вперед, окажется, что у них проблемы с памятью, слабое здоровье и они даже умирают раньше».

Хочешь стать лучшим? Найди тренера

Лектор: хирург, эксперт в области оптимизации здравоохранения, писатель Атул Гаванде

Русские субтитры: нет

Хронометраж: 16:58

Хирург Атул Гаванде пытается понять, как стать лучше в своем деле, если ты уже профессионал. Существует две точки зрения. Первая, педагогическая, состоит в том, что после окончания учебы в университете мы выходим на работу и любое дальнейшее развитие исключительно на нашей совести. С большей частью профессий происходит именно так. Но есть и другой подход, спортивный: спортсменам, будь они даже неоднократными победителями Олимпийских игр, все равно постоянно нужны тренеры. Применим ли такой метод работы к другим сферам?

«Я начал хирургическую практику в 2003 году, и первые несколько лет мои результаты стабильно улучшались. С каждым годом вероятность возникновения осложнений во время операции снижалась; где-то через пять лет она и вовсе нивелировалась. Еще несколько лет спустя я понял, что больше не двигаюсь вперед, и подумал: «Неужели это мой предел?»

Я поразмыслил и решил: «Хорошо, попробую работать с тренером». И попросил Боба Остина, своего бывшего преподавателя, который уже был на пенсии, прийти и понаблюдать за мной в операционной. Я помню первую операцию, которую я сделал при нем, она прошла блестяще. Когда мы закончили, я думал, что ему вряд ли будет что сказать. Но оказалось, что он исписал замечаниями целую страницу. «Тут всякие мелочи», — сказал он. Но именно мелочи имеют значение».