Причины самого позднего исчезновения гигантских млекопитающих уже более ста лет вызывают оживленные споры ученых. Согласно наиболее распространенным гипотезам, мамонты вымерли из-за наступления глобального потепления в Северном полушарии или виной тому был человек древнекаменного века. У палеонтологов ТГУ на этот счет свое мнение: ученые считают, что древних животных погубила остеодистрофия — патологический процесс изменения костной и хрящевой тканей, в основе которого лежит нарушение обмена веществ или, проще говоря, минеральное голодание.

Основанием для выдвижения данной гипотезы послужили результаты изучения болезней скелетной системы мамонтов, которыми палеонтологи ТГУ занимаются уже более 15 лет.

– Исследуя отстатки позднейших мамонтов, мы часто находим явные признаки таких заболеваний скелетной системы, как остеопороз, остеофиброз, остеомаляция (размягчение и искривление костей), а также остеоартроз и другие заболевания суставов, — рассказывает заведующий Лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя Сергей Лощинский. — Суставные поверхности костей конечностей некоторых особей не просто повреждены, они изуродованы недугом. Что же касается осеопороза, то в отдельных коллекциях его доля составляет почти сто процентов. Очевидно, что это приводило к высокой травматичности животных — вывихам и переломам от самых незначительных нагрузок.

Мамонты с поврежденными конечностями или позвоночником не могли в достаточном количестве добывать себе пищу, теряли способность следовать стадом. Те особи, которые отставали от сородичей, довольно быстро становились добычей хищников.

Часть верхней челюсти молодого мамонта.

Костные заболевания фиксируются у многих особей, обнаруженных в разных частях земного шара. Например, сходную картину доводилось наблюдать, исследуя материалы знаменитого польского местонахождения Краков Спаджиста Стрит. У мамонтов, остатки которых найдены в Западной Сибири, Якутии, на Урале и других регионах Северной Евразии, включая Британские острова, были те же проблемы.

Причина их появления — нарушение обмена веществ, вызванное минеральным голоданием. Его, судя по всему, спровоцировали кардинальные экологические изменения, связанные с неотектоническими процессами и увлажнением климата, что привело к резкому окислению геохимических ландшафтов. Мамонты, которым не хватало жизненно необходимых химических элементов, пытаясь восполнить дефицит, ели глину на берегах водоемов, в обнажениях оползней или так называемых грязевых ваннах. Но существуют пороговые концентрации химических элементов, за пределами которых может произойти вымирание отдельного вида. В итоге природа оказалась сильнее гигантских животных, и мамонты исчезли с лица Земли.

Фрагмент черепа мамонтенка.

Недавно в журнале Archaeological and Anthropological Sciences была опубликована статья Сергея Лещинского — «Enzootic diseases and extinction of mammoths as a reflection of deep geochemical changes in ecosystems of Northern Eurasia», посвященная обзору энзоотических заболеваний мамонтов Северной Евразии и подробно обосновывающая геохимическую гипотезу их вымирания.

В настоящее время изучением данного вопроса начали активно заниматься западные ученые. Палеонтологи ТГУ оказались в этом смысле первооткрывателями. Приоритет в дальнейших исследованиях минерального голодания мамонтовой фауны ученые ТГУ планируют закрепить в текущем году во время совместных исследований уникальных местонахождений в Новосибирской области. Партнерами вот уже двадцать пятый год будут выступать коллеги из института археологии и этнографии СО РАН, так как большинство захоронений мамонтов сопровождается археологическими находками — каменными орудиями и другими следами пребывания древнего человека в Сибири.