В школе точные науки не пользуются большой любовью: они часто кажутся слишком трудными, а практическая польза функций и логарифмов довольно призрачна. Но лекторы TED настаивают на том, что знакомство с этими предметами помогает нам не только более рационально подходить к работе и принимать взвешенные решения, но еще расширить кругозор и развить эмпатию. «Теории и практики» выбрали шесть выступлений о том, что можно объяснить с помощью математики, как изучать физику на кухне и почему кодить полезно всем.
Математический ключ к пониманию мира
Лектор: Роджер Антонсен, профессор информатики в Университете Осло
Русские субтитры: Есть
Хронометраж: 17:04
Роджер Антонсен напоминает, что математика описывает закономерности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно — например, когда завязываем шнурки, слушаем музыку или отбиваем чечетку. Если человеку под силу увидеть, что любое уравнение — это метафора, а дробью 4/3 можно описать мелодию или узор, то на все остальное он тоже сможет взглянуть по-новому и лучше понять других.

«Многие думают, что математика — это сложение, вычитание, умножение, деление, дроби, проценты, геометрия, алгебра — все вот это. Но мне бы хотелось поговорить о ее сути. […] Определение математики, которое я использую ежедневно, следующее: во-первых, математика — это поиск закономерностей, и под закономерностью я подразумеваю связь, структуру, некоторую упорядоченность, правила, которые управляют тем, что нас окружает. Во-вторых, я считаю, что математика — это представление этих закономерностей с помощью языка. Если у нас нет подходящего языка, то мы его изобретаем, и это важнее всего. Также в математике мы строим предположения, экспериментируем с ними и смотрим, что получается. И наконец, заниматься математикой — значит делать всякие крутые штуки. Она позволяет нам придумывать так много всего. Давайте же посмотрим на эти закономерности. Например, если вы хотите завязать галстук, то тут есть свои правила, а у узлов есть названия. И к завязыванию галстука вы тоже можете применить математику».
Сила математических ошибок
Лектор: Джо Боулер, профессор методики обучения математике в Стэнфордском университете
Русские субтитры: Нет
Хронометраж: 12:57
Порой мы оправдываем свое математическое невежество тем, что у нас гуманитарный склад ума и все эти уравнения и графики выше нашего понимания. Джо Боулер считает, что подобные утверждения — отговорки. Она советует ученикам не бояться делать ошибки, поскольку именно благодаря им мы развиваемся.

«Джейсон Моузер и его коллеги проанализировали снимки МРТ и установили, что если во время занятий математикой мы совершаем ошибку, то наш мозг растет. Просто фантастика. Когда мы ошибаемся, в мозге активируются синапсы. Исследователи заметили, что, когда участники эксперимента допускали ошибки в решении, в их мозге активировалось больше синапсов, чем когда они все делали правильно. Поэтому ошибаться на самом деле полезно, нам бы хотелось, чтобы школьники помнили об этом. Также ученые пришли к еще одному удивительному выводу. […] Когда ошибается человек, который нацелен на рост, который верит в безграничность своего потенциала и возможность научиться чему угодно, его мозг развивается активнее, чем мозг того, кто сомневается в своих силах».
Увлекательная физика будничной жизни
Лектор: Хелен Черски, физик и океанограф
Русские субтитры: Есть
Хронометраж: 15:57
В глазах общественности физика ушла недалеко от математики: часто людям кажется, что она сложна, что ей занимаются чудаки со странным гардеробом, что большинству ее все равно не понять. Хелен Черски напоминает о том, что в обыденной жизни мы постоянно наблюдаем за различными физическими явлениями, и для того, чтобы провести эксперимент, не нужно специальное оборудование, достаточно содержимого холодильника или магнитов на его дверце.

«Существует несколько понятий, с которыми можно познакомиться прямо на вашей кухне, и эти понятия действительно пригодятся в жизни. Если вы хотите узнать кое-что о термодинамике, начните с утки: например, почему у нее не мерзнут лапки? Если вы разберетесь с термодинамикой уток, то сможете объяснить и работу холодильников. Магниты, с которыми можно поиграть на кухне, приведут вас к ветряным турбинам и современным методам генерации энергии. Изюм и лимонад — это всегда хороший набор для экспериментов: если вы пришли на скучную вечеринку, выудите пару изюминок из барных закусок, бросьте их в стакан лимонада. У этого действия будет три последствия: во-первых, на это любопытно посмотреть, попробуйте; во-вторых, зануды сами от вас отойдут, в-третьих, это привлечет интересных людей. Одни сплошные плюсы».
Программирование как чтение, только для ленивых
Лектор: Кристиан Дженко, стипендиат Южного методистского университета (сейчас — программист и разработчик приложений)
Русские субтитры: Нет
Хронометраж: 10:25
Кристиан Дженко уверен, что программирование необходимо каждому: даже скромные познания в информатике помогут лучше справляться с нашими обязанностями вне зависимости от профессии. Кроме того, программирование — это отличный выбор для ленивых: оно помогает за мгновения решать задачи, на которые раньше уходили месяцы. Все-таки сейчас с помощью одного смартфона можно произвести вычисления для синхронного запуска миллиона космических кораблей «Аполлон» на Луну. Как-то неловко тратить такой потенциал на игры.

«Вы, возможно, недоумеваете: «Зачем мне учиться программировать?» Хороший вопрос. Вероятно, в XV веке люди примерно так же задумывались о чтении. Но сейчас, когда вы научились читать, разве вам не кажется, что это действительно удобно, когда не нужно надеяться на чужую помощь? Очень полезно, когда у вас есть такой интеллектуальный инструмент, благодаря которому можно расширить свои возможности и решить различные задачи. И компьютеры — это отличные инструменты для расширения возможностей. Если программисту или человеку с
Программирование не только для программистов
Лектор: Али Партови, предприниматель, сооснователь образовательного некоммерческого проекта Code.org
Русские субтитры: Нет
Хронометраж: 15:24
Али Партови тоже считает, что в современном мире без навыков программирования прожить невозможно, поэтому, чем раньше дети научатся общаться с компьютером, тем лучше. На самом деле это гораздо проще, чем кажется, ведь даже в песенках и считалках для самых маленьких можно выделить закономерности и описать их с помощью программ. Али уверен, что, вопреки стереотипам, информатика не превращает человека в компьютерного зомби, а, напротив, расширяет его взгляд на мир, учит мыслить логически и более эффективно решать проблемы. Также не стоит переживать из-за того, что дети останутся без глаз: программы можно писать и на бумаге. В конце концов, первой в мире программисткой считается дочь Байрона Ада Лавлейс — в ее времена, конечно, никаких мониторов не было.

«Давайте поговорим о языке. Мы ведем детей в школу не для того, чтобы они там научились правильно расставлять знаки препинания или освоили орфографию и грамматику. Как только ты научился читать и писать, можно использовать эти навыки, чтобы узнавать что-то новое и, что важнее, чтобы создавать что-то новое и делиться этим. Язык помогает развивать воображение, творческое начало и распространять новые идеи. Но все то же самое можно сказать об информатике. Заниматься информатикой значит не только учиться программировать. Программирование — это лишь начало, совсем как правила орфографии или грамматики. Как только вы освоили язык, оживает ваше воображение, вы можете браться за сложные задачи и создавать нечто новое. Уроки английского готовят детей к колледжу и к жизни, без них невозможно получить высшее образование. То же самое можно сказать о программировании: оно готовит детей к колледжу и к жизни, и при этом практически без разницы, чем они собираются заниматься. Недавно Нобелевскую премию по химии получила команда программистов; в орнитологии, науке о птицах, основные исследования сегодня проводятся программистами. Посмотрим на медицину: один из лучших в мире докторов, глава Института онкологии имени Фреда Хатчинсона, сказал: «Если хочешь стать врачом, то научиться программировать для тебя не менее важно, чем изучить анатомию человека».
«У меня плохо с математикой»
Лектор: Эмили Каландрелли, ведущая научно-популярной программы Xploration Outer Space
Русские субтитры: Нет
Хронометраж: 16:10
Порой люди громко и даже с гордостью заявляют о том, что «у них с математикой плохо». По мнению Эмили Каландрелли, это опасная тенденция. Благодаря STEM-образованию (то есть изучению естественных наук, технологий, инженерного искусства и математики) мы учимся мыслить критически, принимать рациональные решения, объективно оценивать действия окружающих и источники информации. Поэтому всеобщее пренебрежительное отношение к точным и естественным наукам не приведет ни к чему хорошему.

«Четверо из десяти американцев отрицают эволюцию; они считают, что людей в их современном виде поселили на Земле, когда ей не было еще и 10 тысяч лет, и поверить не могут, что мы произошли от этих проклятых грязных приматов. Родители сегодня слишком часто отказываются делать прививки детям из страха, что вакцины опасны и могут вызвать аутизм, — страха, который раз за разом развенчивается многочисленными независимыми исследованиями. Вот почему заболевание, которое в 2000 году считалось искорененным, за последние два года вернулось в США с рекордным числом случаев. Перед нами очевидная проблема: нашей стране не хватает грамотности в области STEM. […] Что можно сделать уже сегодня, чтобы воспитать более сведущее общество? […] Во-первых и
Комментарии
Комментировать