Музеи давно перестали быть статичным архивом искусства, где ничто и никогда не меняется: они формируют сообщества и экспериментируют с форматами, чтобы говорить с посетителями на одном языке. Об этом в своем Telegram-канале museum lamer пишет Тамара Великоднева. Она рассказала «Теориям и практикам», как создать идеальный послужной список диджитал-менеджера в сфере культуры, почему музеи — это истории и как увлечь подписчиков через мемы и шутки.


Тамара Великоднева
создатель Telegram-канала museum lamer
Я очень люблю музеи, написала диплом про музеи и новые медиа и три года проработала в ГМИИ им. А.С. Пушкина: сначала администратором сайта и сммщиком, потом менеджером интернет-проектов, но интересно рассказывать истории так и не научилась. Спасибо названию и описанию канала, которые меня оправдывают.
Я начала вести канал в феврале 2016-го, но название придумала за пару лет до этого. Ламером называют криворукого человека, который абсолютно некомпетентен в той или иной сфере (обычно в компьютерной), но твердо уверен в обратном и не предпринимает абсолютно никаких попыток что-нибудь узнать (это определение с Лурка). Именно таким человеком я была летом 2014 года, когда написала диплом и полгода ходила на стажировку в Пушкинский. Я завела паблик museum lamer и думала делиться там классными штуками, которые делают классные люди в классных музеях. Даже писала какие-то твиты, но очень быстро забила.
В начале 2016-го я завела канал museum lamer с описанием «туповатый спам про музеи и вообще» и продолжаю вести его до сих пор. Делаю я все одна и не очень напрягаюсь. У меня нет плана, формата и KPI, хотя все это неплохо было бы иметь. Иногда друзья или читатели кидают мне какие-то ссылки, полезные и не очень. Где-то полгода назад я пришла к успеху: мне начали писать пиарщики. Если мне интересно, я делюсь их новостями, но такое случается редко. Если я вижу интересные посты в каналах, которые сама читаю, то делаю репосты, мне не жалко. Много людей вокруг пишут про музеи, искусство и культуру лучше и интереснее меня.
Есть музеи и люди в культуре, которые меня вдохновляют, — про них я рассказываю часто. Например, команда Metropolitan Museum of Art или Джон Стак, который был диджитал-директором Tate, a сейчас возглавляет это же направление в Science Museum Group. Еще мне важно рассказывать про свои проекты (те, что я делала в Пушкинском, и те, что делаю сейчас в «Мамихлапинатане») и про то, что создают мои теперь уже бывшие коллеги.
«Многим сотрудникам музеев близка позиция „музеи — храмы искусства“, а новые менеджеры приходят и делают из них торговые центры. Правда где-то посередине»
Я отношусь к каналу как к идеальному послужному списку диджитал-менеджера в сфере культуры и как к копилке мемов и закладок с красивыми картинками. Я люблю рассказывать про смешные и качественные вещи: делиться тизерами к выставкам и видео, какими-то лекциями и пабликами, обсуждать новые сайты музеев, рассказывать про флешмобы в соцсетях — в общем, всеми историями, которые говорят: «Смотрите, музеи — это здорово и весело».
Многим сотрудникам музеев близка позиция «музеи — храмы искусства», а новые менеджеры приходят и делают из них торговые центры. Правда где-то посередине. Передовые музеи становятся своеобразным «третьим местом», куда люди приходят для отдыха и культурного опыта (тут не только про искусство, тут вообще походить по залам и посмотреть не на картины или космические корабли, а на других людей вокруг).
Музеи превратились в платформы для социального взаимодействия, в пространство для экспериментов, открытий и нововведений. Музеи сегодня не только выставляют свою коллекцию, они формируют собственные сообщества, создают интерактивные проекты и развивают диалог с пользователями в интернете на том же уровне, что и с посетителями, которые приходят в музей ногами. Вот про такие истории я люблю рассказывать.
Когда я работала в Пушкинском, мы звали подписчиков ловить покемонов. Если человек придет туда ради игры, он все равно что-то вынесет из музея (желательно знания, а не экспонат). С моим каналом то же самое. Через любовь к мемам, шуткам и массовой культуре я стараюсь увлечь подписчиков музеями.
У меня много друзей из культурной индустрии, с некоторыми я обсуждаю какие-то посты или кейсы. Я обожаю, когда читатели мне пишут. Иногда они присылают свои истории. Пару раз сотрудники музеев, про которые я пишу, приходили жаловаться, а я проводила сеансы психологической помощи. Больше всего мне нравится, что я могу задать вопрос в канале и обязательно найдется подписчик, который поможет мне и объяснит то, чего я не понимаю.
Я бы с радостью монетизировала проект, если бы не была такой ленивой, — у канала про музеи и новые медиа отличный потенциал. Раньше я думала, что было бы здорово сделать полноценный сайт с агрегатором новостей по теме, подборками интересных материалов, своей премией за заслуги той или иной степени и разговорами за жизнь с представителями музеев и диджитал. Но это все потребует больше ресурсов.
Зарабатывать на жизнь на канале вряд ли получилось бы, но вполне возможно быстро дорасти до партнерских проектов с музеями и другими культурными площадками.
Я часто обещаю себе и подписчикам, что дальше будет лучше. И дальше, действительно, будет лучше. Идей и задумок у меня очень много, осталось только взять и сделать, а пока я продолжаю закидывать в канал туповатый спам про музеи и вообще.

Комментарии
Комментировать