Год назад журналистка и бывший шеф-редактор «Теорий и практик» Настя Николаева запустила проект «Театралий» — небольшое медиа о театре как сложном культурном феномене. Отказавшись от бесконечных рецензий и обзоров, «Театралий» изучает документальную хореографию и неэгалитарность системы Станиславского, спрашивает у художников, почему они ненавидят спектакли, и записывает истории театральных пресс-секретарей. T&P поговорили с Николаевой и узнали, как справляться с предрассудками консервативного сообщества, что плохого в русском театре и почему она отказалась от формата блога.
Из всех искусств душа моя легла почему-то к театру — самому грузному и старомодному, и весь год, что существует «Театралий», я пытаюсь понять, откуда взялась эта любовь и что именно об этой теме мне хочется читать. Задолго до создания сайта я по мере финансовых возможностей смотрела все, что казалось интересным из анонсов, не разбираясь в фамилиях и способах присутствия актера на сцене. А сидя на спектакле «100% furioso» итальянцев ricci/forte в 2013-м, поняла главное: «Любовь и голуби» во владивостокском драмтеатре имени Горького — не самое интересное, что есть в мире. Теперь Кирилл Серебренников, который привез эту постановку на «Платформу», находится под домашним арестом, а я, благодарная ему за то впечатление, пытаюсь расширить разговор о театре, вовлекая в него разных людей.
Со временем, будучи автором и редактором, я стала писать о спектаклях, поначалу считая себя ущербной, ведь я не выпускница ГИТИСа. Но довольно быстро стало понятно, что производить рецензии не очень сложно, читать их не сильно хочется, а нужно что-то другое, и тут мой опыт работы в медиа мог бы пригодиться. Карьера блогера, очень естественная для человека, пишущего о театре, пока, к моему великому сожалению, не вдохновляет, а может, я просто не умею. Мне все еще нравятся большие тексты, чужие мнения и опыт, дурацкие форматы и темы, которые крупные СМИ или профильные издания по разным причинам не берут. Ведь статьи о театре — это не только рецензии на спектакли и обзоры, куда сходить. Их вы найдете и так.
Можно рассказывать про то, как система Станиславского в предреволюционные годы стала олицетворением упадка и социального неравенства или как уже после революции американцы пытались создать свой театр на советском примере. Можно смотреть на театр как на культурный феномен, как на место в городе, изучать зрительские вкусы и социальный контекст, их определяющий. Или наблюдать, что за люди делают театр в России сегодня, о чем пишут пьесы и как это закрытое и консервативное сообщество реагирует на окружающую действительность.
Я стараюсь выпускать по тексту в неделю, но иногда и на такой режим не хватает сил. Обычно темы не связаны с инфоповодами, меня больше интересует процесс, вещи, которые происходят какое-то время и о
Приятно, когда кто-то ссылается на наши публикации и люди пишут, что им что-то пригодилось, предлагают идеи, тексты и иллюстрации, зовут что-то посмотреть, легко соглашаются поучаствовать или помочь. Есть и неприятные моменты, связанные с тем, что ты — маленькое медиа и надо бороться за то, чтобы к тебе относились всерьез. Другая сложность в том, что театр действительно мало кого интересует, что я выяснила, готовя этот материал с художниками и пытаясь сделать подобный с важными для меня журналистами. Третий расстраивающий момент — это скептицизм, с которым некоторые маститые театральные люди относятся к не театральным, и то, что тебя заведомо по
«Театралий» — это мой способ понять, что заставляет людей год репетировать одно и то же или сидеть пять часов в темном зале с кашляющими соседями. Глобально и пафосно это про то, как устроен человек: из чего складывается его восприятие и как оно формирует культурные нормы, почему он выбирает именно эту среду и как в ней реализуется. Недавно один театральный критик (как раз из разряда маститых) отказался отвечать на вопросы для этого материала, потому что «тема неинтересная». Это хорошо объясняет ситуацию с текстами о театре:
люди сто раз обсудили, что критика должна меняться, еще раз обсуждать это им не интересно, но они продолжают выпускать однотипные рецензии cо штампованными фразами типа «спектакль служит приобретению нового опыта».
Но, конечно, пусть все делают что хотят и могут. Была бы я сама посмелее, создала бы что-нибудь типа АСМР-блога, в котором шепотом читала бы рецензии Белинского.
Монетизировать проект невозможно, особенно сейчас, но, конечно, хочется свою маленькую редакцию и выпускать тексты более регулярно. Это не
Комментарии
Комментировать