Селф-трекинг (или самомониторинг) — новое слово, под которым скрываются уже хорошо известные привычки современного человека. Приложения для подсчета шагов, фитнес-браслеты, счетчики калорий и умные часы давно стали частью повседневности, раздел «Здоровье и фитнес» в AppStore выдает более 260 тысяч приложений для тренировок и медитаций, а сама корпорация включает электрокардиографию (ЭКГ) в функционал последней модели часов. T&P разбираются, что изменится в представлениях о здоровье и красоте, когда все эталоны перекочуют в приложения.
Самопознание через цифры
Самомониторинг, по версии Оксфордского словаря, — это привычка постоянно отслеживать свои приемы пищи или занятия спортом в смартфоне «для улучшения физических или психологических показателей». При этом самомониторинг исключает участие других людей — собственное тело и здоровье как бы передаются во власть технологий.
«Вместо того чтобы изучать себя посредством разговоров и дневников, селф-трекеры полагаются на цифры», — говорит сооснователь сообщества Quantified Self Гэри Вулф. Quantified Self запустили в 2007 году редакторы Wired (американского журнала о компьютерных технологиях и их влиянии на культуру и общество) Гэри Вулф и Кевин Келли. На сайте собирают материалы, тексты и видео о разных технологиях, методах и результатах самомониторинга. Участники Quantified Self продвигают идею «самопознания через цифры» на ежегодных конференциях, встречах и форумах по всему миру. В 2012 году сообщество переросло в отдельный институт на базе Университета прикладных наук Ханзе в Нидерландах.
Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.
Роль чисел выросла вместе с развитием наших знаний о самих себе, уверена научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ и координатор Клуба любителей интернета и общества Полина Колозариди: «Наши предки двести лет назад могли не увидеть себя в зеркале ни разу за всю жизнь. Сто лет назад они сомневались, где находятся их внутренние органы и, скорее всего, знали о себе лишь одну цифру — возраст. Пятьдесят лет назад к возрасту добавился вес, рост, а чуть позже — обхват талии и индекс массы тела. Современный пользователь знает о себе десятки цифр: от статистики шагомера до количества лайков под последним селфи».

Девушка в белой блузе (фрагмент). Ричард Дибенкорн. 1962 год
Отказ от коммуникации
«Помешательство на калькулирующих приложениях в
Он уверен, что приложения могут частично избавить от некоторых повседневных практик вроде походов к врачам, которые часто вызывают фрустрацию, а иногда — эмоциональную травму. «Приложения упаковывают необходимые для здоровья показатели не в черный, а цветной ящик с приятным и удобным интерфейсом», — отмечает Сивков. Так одинокий вопрос на форуме пользователей Apple о том, как поделиться данными приложения со своим врачом, сменился дискуссиями о роли медиков в эпоху фитнес-трекеров.
«Нам постоянно рассказывают о нашем теле, нормах и отклонениях. Цифровые технологии лишь интенсифицировали, индивидуализировали и отчасти демократизировали политику знаний о себе, — говорит социолог и ассоциированный сотрудник программы „Гендерные исследования“ ЕУСПб Даниил Жайворонок. — Теперь с помощью приложений у каждой и каждого есть возможность стать экспертом. Мы, а не доктора, измеряем, диагностируем и корректируем свое тело».

Женщина в профиль (фрагмент). Ричард Дибенкорн. 1958 год
Уравнение красоты
Цифровая трансформация здоровья также меняет представления о красоте и идеалах. Хотя люди и раньше выражали привлекательность в цифрах — чего стоит принцип «золотого сечения» или формула «90–60–90», — сегодня параметров становится все больше, и каждый из них поддается скрупулезному пересчету. С развитием технологий идеалы кажутся более достижимыми и четкими: «Слова и образы зависят от ситуации, но „10 из 10“ звучит как
Но, превращаясь в цифры, идеалы становятся будто бы более навязчивыми, отмечают эксперты: «Цифры превращают тело в конструктор, способный к любым трансформациям. Тело становится капиталом. Если оно недостаточно красивое и дорогое, то виновата не природа, а сам индивид: нужно было больше работать, чтобы приблизиться к эталонным значениям», — считает Жайворонок.
Чем больше информации о наших телах и повседневных практиках оседает в двоичном коде, тем большую власть над нашим эмоциональным состоянием получают приложения. Гордые скриншоты в инстаграме с количеством пройденных шагов за неделю и уведомления о недоборе калорий за эти сутки радуют нас так же, как расстраивает сбой в расписании ежедневных медитаций (которые тоже фиксирует смартфон). И нужна ли похвала от коллег или друзей, если самую объективную оценку своих успехов можно увидеть в сухих цифрах приложений — от числа лайков в инстаграме до результатов ежедневного ЭКГ?
По мнению Колозариди, обсессия, в которую превратился самомониторинг, подводит нас к фундаментальному вопросу: что не так с цифрами? «Альтернативы скрупулезному подсчету появляются в движении бодипозитива. Его активисты и активистки предлагают начать новые отношения со своим телом с того, чтобы не взвешиваться и не считать калории. Их задача понятна — борьба с диетической культурой, принятие тела таким, какое оно есть. Но, выходит, мы должны перестать его измерять? В самих цифрах есть какой-то подвох? Выходит, квантификация постоянно заставляет нас сравнивать себя с
Комментарии
Комментировать