В 70-е годы XX века в США начинает активно развиваться поле гендерных исследований. С тех пор мы все чаще говорим о гендерном различии, а не разнице полов, то есть переходим от вопросов биологии и размножения к дискуссии о «мужской», «женской» и иных социальных ролях. Однако для психоанализа это не новость: еще Фрейд отмечал, что в отношениях полов нет ничего «естественного»: каждый раз это встреча с Другим, окутанная туманом из ничего не значащих слов и трудно разгадываемых желаний. Об этом говорили участники круглого стола, организованного Лабораторией психоанализа лакановской ориентации Института свободных искусств и наук ММУ. T&P сделали конспект.

Психоанализ и гендер: о сексуальной связи и разнице полов
Круглый стол. 28 декабря 2018 года. Институт свободных искусств и наук ММУ. В рамках серии круглых столов «Психоанализ и…»

Инга Метревели
Психоаналитик, член Всемирной психоаналитической ассоциации, PhD по психоанализу

Глеб Напреенко
Психоаналитик лакановской ориентации, художественный критик, историк искусства

Михаил Страхов
Психолог, психоаналитик, член Всемирной психоаналитической ассоциации
«Какого вы пола?»
Инга Метревели: Отношения между полами — один из главных вопросов психоанализа. Разрыв между природой и символическим, телом и эффектом бессознательного был мотором исследования Фрейда. Психоанализ обнаружил важность проблемы пола для любого человека. Подхватывая эту идею, Лакан описывает структуру истерического субъекта через формулирование вопроса «Мужчина я или женщина?». Ответ на банальный вопрос «Какого вы пола?» становится куда менее очевидным, когда речь заходит о сексуальной идентичности или гендере.
Используя слово «гендер», мы оказываемся в поле социологических и антропологических исследований, gender studies. Это направление получает известность и начинает широко распространяться в США с 1970-х годов. Концепт гендера все более замещает термин «пол», от понятия «разница полов» мы переходим к концептам гендерного различия. Гендер — это социальное образование, определяющее бытие субъекта, его роль в обществе в качестве мужчины или женщины.
Наиболее радикальные идеи гендера как сугубо социального образования подхвачены трансгендерными личностями, выбирающими собственный гендер, выходящий за рамки бинарного распределения «мужчины — женщины». Поскольку полностью соответствовать социальным стереотипам приписанного человеку пола невозможно, гендер является нормативным концептом, последствия которого тяжелы и болезненны. Трансгендерное движение объединяется во имя ниспровержения этого концепта и возможности выбирать свой пол, однако именно благодаря попыткам радикально его отбросить помещает понятие гендера во главу угла в качестве нормативного для всех.
Глеб Напреенко: Говорить о наделенности человека полом можно на разных уровнях и разным языком. Гендерная идентичность говорит о гендере как о наборе социально функционирующих атрибутов — это, по Джудит Батлер, что-то, что потенциально может быть представлено во взгляде Другого, в поле общества; некий набор штрихов, маркирующих тебя как отвечающего или не отвечающего гендерному стереотипу. Можно перформативно играть с этим, ставить в кавычки эти атрибуты, иронизировать над ними, но, так или иначе, субъект мыслится здесь как точка сборки. А Донна Харауэй использовала образ киборга — существа, собранного из элементов, суммы атрибутов, частей, протезов, которые потенциально предъявлены Другому. Таким образом, гендерная модель (по крайней мере, у этих двух авторов) — овнешненная, с возможностью явить человека как киборга некоему взгляду. Позиция психоанализа иная, для него такой способ понимания пола — лишь один из возможных.

Извини. Голриз Резвани
Транссексуал или трансгендер?
Инга Метревели: Транссексуал и автор книги «Спящая во мне красавица» Мари Киприс формулирует свою мотивацию смены пола в следующих терминах: «отвращение быть мужчиной и желание быть женщиной». Хотя в целом для трансгендеров чувство несоответствия между гендером и биологическим полом не всегда означает необходимость стать человеком противоположного гендера. Идея скорее в выходе за рамки бинарной логики «мужчина —женщина» и отказе от понятия гендера.
Тезис Киприс в том, что синдром транссексуализма — нарушение сексуальной идентичности — надо отличать от трансгендерного движения. Опаснее всего не заметить или отрицать серьезные психиатрические проблемы, завуалированные транссексуальной проблематикой, ведь если выбор пола относится к области права, то нет необходимости в психиатрической экспертизе кандидатов на хирургическое вмешательство. Киприс предлагает оставить транссексуализм в категории патологии и экстремального страдания, так как трансгендерные личности, по ее мнению, формулируют свои требования в области идентичности в терминах права. Она поднимает важный этический вопрос, близкий психоанализу: оказывается ли процесс сексуации (присваивания себе пола) в тотальном ведомстве социального поля, области права, или же у субъекта есть возможность сориентироваться в отношении выбора сексуальной идентичности своим уникальным способом, сохраняя при этом интимность своей жизни?
В то же время в психоанализе бытует мнение, что
единственный субъект, который уверен в своем поле, –– это транссексуал. Потому что у него на месте классического невротического вопроса и сомнения («Достаточно ли я женственна?») есть уверенность: «Я не существую в качестве мужчины».
Это даже не вопрос пола, это вопрос существования.
Тело и текст
Инга Метревели: Существование двух полов в биологии объясняется, как правило, размножением. Однако есть люди, осознанно или бессознательно оказывающиеся вне логики этого естественного закона. В таком случае вопрос о сексуальных различиях ставится иначе. Можно найти множество конфигураций там, где биология теряет свое определяющее значение.
Фрейд и за ним Лакан утверждают, что эти необратимые изменения в области сексуальных отношений у человека вызваны вмешательством языка. Необходимость размножения объясняет существование пары «самка — самец», однако никак не объясняет, что значит быть мужчиной или женщиной. Даже сами эти слова появились благодаря языку и его символической функции.
Психоаналитический дискурс с его открытием бессознательного показывает, что нет ничего естественного и натурального в том, что касается мужчины, женщины и их отношений.
На воображаемом уровне можно найти множество репрезентаций и намеков на сексуальные отношения, но на месте бессознательного будет только пробел — пробел в самой структуре говорящего субъекта, который Лакан обозначит фразой «Сексуальных отношений не существует» («Il n’y a pas de rapport sexuel»).
Анатомические различия между мужчиной и женщиной Фрейд и дальше Лакан концептуализируют на символическом уровне благодаря понятию фаллоса — символа обладания или необладания. Таким образом, в психоаналитическом вопросе пола есть три аспекта: биологический, символический и некий третий аспект — встреча языка и тела, которая происходит у каждого субъекта и в ходе которой вопрос о поле либо вообще не ставится, либо здесь возникают проблемы.
Глеб Напреенко: В своем раннем тексте «Набросок одной психологии» Фрейд говорит, что сознание обращено к внешнему, к реальности, а бессознательное — к внутреннему, к импульсам изнутри тела. В этой модели есть новый для психологии поворот. Во-первых, сознание тут, по сути, является защитой от реальности. Во-вторых, психический аппарат, который описывает Фрейд, имеет две стороны, и ни одна из них не более внешняя, чем другая: в
Пол также не дан нам изначально: обычно человек с ним в
Чтобы перейти от гендерной теории на территорию психоанализа, необходимо не только поставить вопрос о внешнем, чуждом внутри нас, но и отделить символическое от культурного и социального, а атрибут –– от возможного к нему отношения, касающегося вопроса об универсальном. Еще раз:
можно мыслить пол как наделенность неким атрибутом: например, обладать мужским органом или нет значит быть мальчиком или быть девочкой. А можно подойти к проблеме со стороны отношения к этому атрибуту, со стороны вопроса о том, какие вообще возможны по отношению к нему позиции.
Об этом Фрейд говорит в книге «Тотем и табу», где рассказывается странная история о том, как у первобытной орды был отец всех братьев, который наслаждался всеми женщинами этой орды. Мужчины из зависти к нему убили его, но не смогли наслаждаться всеми женщинами орды, как мечтали, а из чувства вины обожествили убитого и ввели табу на отношения с этими женщинами. И здесь речь не просто об атрибуте «наслаждаться всеми», а о двухчастном отношении к нему: это недоступно никому, кроме одного — который был убит. Исключение, создающее правило. Таков мужской миф о провале универсального, из-за которого возникает особое ограничение в наслаждении.
Наконец, важно подчеркнуть различие между социальным как тем, что работает в системе обмена сигналами, и символическим как языковым, даже буквенным, где возникают особые лингвистические эффекты, например создающие двусмысленность. При чем тут пол? Для того чтобы понять это, предлагаю обратиться к работам Марселя Дюшана, например к серии фотографий, где он предстает в образе женщины, — «Rrose Sélavy». Тут есть с чем поработать истории гендера: травести в то время переодевались в женщин низшего класса, а он переоделся в женщину высшего класса, и это уже некий сбой в системе. Здесь гендерный слой — это предъявленность некоего образа. Но для психоаналитика в этой работе вопрос пола явлен скорее на уровне игры слов, игры означающих. Если прочесть «Rrose Sélavy» как написано, то получится «Эрос селяви», то есть «Эрос — это жизнь».
Другая работа Дюшана — «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (1915–1923) — тоже о разнице полов и проблематичности сексуальной связи. Она разбита на две части, из которых складывается имя Марсель («невеста» — la mariée, «холостяки» — célibataires). То есть вопрос о половом различии раскалывает само имя Дюшана, проходит сквозь него. Это то, что называется в психоанализе идентификацией — когда сквозь тебя прошел определенный разлом в символическом, который невозможно свести к
Наконец, в работе «L.H.O.O.Q.», где Дюшан пририсовывает Джоконде усики, тоже, с одной стороны, ставится вопрос о том, что такое пол со стороны атрибута и идентичности, со стороны усиков, но есть и другое — аббревиатура из пяти букв, написанная в нижней части полотна. Как аббревиатура она совершенно загадочна, но если ее прочесть вслух, получится по-французски «Ей неймется» (буквально «У нее задница горит», «Elle a chaud au cul»). Этот разрыв между письмом и голосом куда ближе к психоаналитической постановке вопроса о поле, чем усики.

Фуга. Лия Чечелашвили
Встреча двух клеток
Михаил Страхов: Если упрощать, то, по Фрейду, человеческое существование разделено на два этапа. Первый — аутоэротизм, когда для тебя не существует Другого и твой способ обходиться с собственным телом мыслится как нечто происходящее внутри тебя самого. Проблемы начинаются на втором этапе, когда ты вступаешь в связь с Другим. Вопрос, который, следуя этой логике, ставит Фрейд, звучит парадоксально для его эпохи. Тогда недоумевали по поводу гомосексуалов:
с какой стати мужчина вдруг выбирает мужчину? Фрейд на это возражает, что никто до сих пор не интересовался: а почему мужчина вообще выбирает женщину?
Он ставит вопрос о том, что возникает в этой точке соединения с Другим.
Можно по-фрейдовски задать вопрос и так: а с какой стати я вообще использую вопрос пола, чтобы решить эту проблему? Одновременно и открытие, и тупик гендерного подхода в том, что он пытается редуцировать происходящее в этом множестве, во-первых, нормализуя его, то есть все равно навязывая вопрос пола (современный мир показывает, что есть случаи, когда обходятся вовсе без пола), а
Современный мир все больше тяготеет к тому, чтобы окончательно установить разрыв между вопросами биологического воспроизводства, отношениями полов и сексуальности как совершенно не связанных друг с другом вещей. По сути, когда мы говорим о воспроизводстве, мы говорим не о встрече двух людей, а о встрече двух клеток, которую можно обеспечить миллионом разных способов. Телам не обязательно встречаться, они могут находиться на разных континентах или даже в разных эпохах.
Литература
Лакан Ж. Значение фаллоса // Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда (сборник). М.: «Русское феноменологическое общество», издательство «Логос». 1997
Лакан Ж. Семинары. Книга 20. Еще. М.: издательство «Гнозис», издательство «Логос». 2011.
Фрейд З. Набросок психологии. ERGO. 2015.
Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.: издательство «Эксмо». 2018.
Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. — 322–377 с.
Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.
Комментарии
Комментировать