Эльмира Какабаева хотела стать военным журналистом, но после журфака Казахского национального университета имени аль-Фараби ушла в рекламу и коммуникации. Захотев делать что-то более социально ответственное, она поступила в московский Институт «Стрелка» — и поняла, что хочет связать свою жизнь со сферой образования. Поиск подходящей магистерской программы привел Эльмиру в Тель-Авив , где ее детская мечта неожиданно исполнилась: она изучает конфликты, находясь в эпицентре одного из них. Эльмира рассказала T&P о том, как говорить о войне и политической борьбе непредвзято, чем заняться во время Шаббата и каково это — впервые услышать сигнал воздушной тревоги.

Эльмира Какабаева
Возраст: 36 лет
Университет: Тель-Авивский университет
Степень: Master student of Public Policy
Специальность: разрешение конфликтов и медиация
Город: Тель-Авив, Израиль
Я окончила факультет журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби в 2004 году. В 17 лет, когда я туда поступала, я хотела быть военным журналистом. Сейчас я понимаю, что большую роль в этом сыграл канал НТВ и его освещение чеченской войны. Но на журфаке не было такого уклона, и по окончании я поняла, что не очень хочу работать журналистом: платили мало.
После выпуска я построила карьеру в рекламе — сначала работала копирайтером, потом руководителем креативных команд. Через девять лет работы в коммерческой сфере поняла, что хочу делать что-то более социально ответственное, и в 2014 году переехала в Москву — сначала учиться, а потом работать в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Там я увидела, как сильно изменился мир образования. Есть масса различных подходов к обучению, знания доступны везде, студенты — не серая внемлющая масса, а скорее коллеги преподавателя, будущее — за кураторством знаний, а не их передачей. Плюс ко всему меня заинтересовала социальная психология, работа в группах и различные методики, делающие процесс обучения проще, интереснее и эффективнее. Но самое важное — я поняла, что мне самой необходимо учиться дальше.
Я долго искала магистерские и грантовые программы в сфере образования, даже поступила в пару ведущих вузов Великобритании, но после нескольких неудачных попыток найти стипендию решила, что буду учиться платно. Это решение повлияло на все остальное. Например, на то, что я выбрала Тель-Авив, где живут мои родственники (они меня приютили, и я сэкономила на жилье). Также я пошла на компромисс в плане выбора программы: вместо изучения образования как сферы решила сконцентрироваться на изучении взаимоотношений людей в контексте групповой динамики. Идеального совпадения не было, и в итоге единственной международной программой на английском, которая мне подошла по моим интересам, оказалась программа, посвященная разрешению конфликтов и медиации.

Поступление
Поступать было легко: пакет документов был готов еще во время моих предыдущих попыток попасть в европейские вузы. В список входят дипломы, сертификат о знании английского языка (у меня был IELTS, 7 баллов), рекомендательные письма, резюме. Наверное, сложнее всего было написать мотивационное письмо, но и это уже стало техническим навыком, который нарабатывается с практикой. В тексте я написала, что программа поможет мне в работе в некоммерческой сфере, что меня интересует групповая динамика в рабочих командах и что я верю, что не все конфликты «плохие»: конфликт — это часть трансформационного процесса, его нельзя игнорировать.
После было достаточно формальное интервью с директором программы. Я уже понимала, что у меня мало грантовых возможностей, хотя в Израиле система финансовой поддержки студентов весьма развита. Есть много программ для студентов еврейского происхождения, для тех, кто хочет репатриироваться; есть несколько международных программ для европейской части стран СНГ, стран Латинской Америки, Китая, африканских государств — но не для Центральной Азии. В итоге я подалась на вузовский грант и получила, можно сказать, небольшую скидку в $2500, за что ужасно благодарна: учеба в ТАУ очень дорогая, международная программа стоит $16 800.
Моя подруга Александра Аппельберг отучилась в

— В Москве я окончила журфак МГУ и работала журналистом в области культуры. В
Я подала заявку на поступление в
Однако результатов грантовой заявки пришлось ждать дольше. Время поджимало, и в
Учеба стоила $15 000. От стоимости программы зависел и размер гранта, который покрывал часть расходов на учебу и часть расходов на проживание. В итоге деньги были распределены так, что $6000 министерство напрямую перечислило в университет, оставшиеся $9000 на обучение я покрыла из собственных средств, а вся стипендия — еще $9000 (по $900 ежемесячно приходили мне на карту) уходила на оплату комнаты, которую я снимала.
Я приехала в октябре 2014 года, а в декабре того же года в России случился финансовый кризис. В тот момент я работала фрилансером на российских проектах, и за одну ночь мои доходы в рублях обесценились. Я стала работать больше, но если бы не было этой стипендии, я бы даже не смогла приехать учиться. Ежемесячные выплаты помогли мне перегруппироваться и найти больше проектов для фриланса.
Так получилось, что здесь я встретила своего будущего мужа и после окончания учебы осталась в

Учеба
Учеба покорила меня с первого дня. Начну с того, что у нас была целая неделя для того, чтобы погрузиться в процесс. На разных собраниях нам рассказывали, как пользоваться страховкой, как избежать плагиата в академических текстах, как работает студенческий союз, сколько стоит абонемент в бассейн и час в университетской психологической службе. Все иностранные студенты, а это около 1000 человек, ходили друг за другом, изучая место, где им предстояло учиться. Приятный факт — нас постоянно кормили. Вообще, тут это традиция — на многих публичных мероприятиях вкусный и щедрый кейтеринг.
Дальше уже в рамках ознакомления с программой была двухдневная поездка по границе Израиля. Мы проехали вдоль стены-забора, который отделяет Израиль от палестинских территорий, и побывали в арабской деревне Бартаа, которая в результате войны за независимость Израиля в 1949 году оказалась разделена прямо посередине; съездили на границу с Сирией (на Голанские высоты — те самые, которые Трамп недавно объявил Израилем) и на границу с Ливаном. Я была сильно впечатлена тем, что в XXI веке государство может существовать внутри границ, ни одна из которых не признана окончательно всем мировым сообществом.
Какое-то время я переживала, что учусь не в Европе, но потом поняла, что это даже плюс: в местном академическом дискурсе очень много критики колониализма и локальных инсайтов.
По мере все большего погружения в учебу я внезапно осознала, что именно здесь хотела бы учиться на военного журналиста — то есть, можно сказать, мои подростковые мечты сбылись.
Программа по сути представляет собой погружение в теорию и практику международных отношений в контексте именно конфликтов, чаще всего вооруженных. Грубо говоря, мы изучаем современные войны. Программа раскрывает различные аспекты конфликтов с точки зрения разных дисциплин. Я обратила внимание, как тонко она спроектирована. Например, выделяется одна или две недели на изучение теории игр, и мы рассматриваем ее с перспективы социальной психологии, теории переговоров, политической теории. Или вот мы подошли к главному кейсу — израильско-палестинскому конфликту — и историю сионизма изучаем тоже с разных сторон: с точки зрения международного права и истории Ближнего Востока.
В первом семестре нас погрузили в мультидисциплинарный контекст международных конфликтов, все предметы обязательные. Далее нам дали месяц на написание финальных работ — эссе почти по всем предметам. Всю изученную теорию я пыталась применить к постсоветскому контексту: писала о роли России в переговорах по Сирии до 2015 года; о нарушении прав крымских татар в Крыму, о проблеме правового статуса Каспийского моря; сделала исследовательскую заявку по изучению влияния кочевого образа жизни на эмансипацию женщин в Центральной Азии.
Дальше был двухнедельный воркшоп по медиации: нас учили быть третьей, независимой стороной в споре, которая позволяет участникам конфликта прийти к решению. По итогу воркшопа нам выдадут сертификаты (мне сказали, что у меня будет сертификат с отличием).
Во втором семестре студенты сами выбирают курсы и, соответственно, темы, в которые хотелось бы углубиться. У меня получился достаточно теоретический набор с фокусом на современные формы демократии, национализм и этнические конфликты.
Учиться непросто; сложность даже не в самом материале — иногда мне даже нравится интеллектуальный вызов, — а в объемах информации, которую надо освоить. Финальную магистерскую работу мы не пишем, что мне кажется большим упущением. Для того чтобы ее написать, нужно остаться еще на год и заплатить дополнительные $5000.

Теория и практика конфликта
Все преподаватели на программе — практики. Например, лектор по международному праву в 2000 году работал с Ясиром Арафатом в
Поскольку мы изучаем крайне эмоционально заряженную тему, лекторы стараются быть непредвзятыми. Честно скажу, не у всех получается быть нейтральными. Например, у лектора украинского происхождения очевидная позиция по Крыму; преподаватели из числа бывших военных израильской армии очень стараются, но иногда нет-нет, да
Способность держать нейтралитет можно считать признаком профессионализма преподавателя, но, я думаю, в наличии более-менее четкой позиции есть и плюсы —
мы на практике учимся дискутировать, выражать свое мнение и конструктивно критиковать друг друга. И чем дальше я погружаюсь в контекст того же самого израильско-палестинского конфликта, тем сильнее понимаю, что нет черного и белого.

Быт
Жизнь в
Студенческая виза не дает права на работу, но многие студентки подрабатывают нянями в семьях, где хотят, чтобы с детьми общались на английском. Статус студента дает немного льгот — есть скидки на проезд в общественном транспорте и музеи. На питание дома и проезд на автобусе в месяц уходит около $300–400.
Автобусы — отдельная боль жителя Тель-Авива. Они ходят более-менее по расписанию, но культура вождения оставляет желать лучшего: например, если автобус уходит у тебя из-под носа, водитель никогда не остановится, чтобы тебя подобрать. Двери почему-то всегда закрываются очень быстро, поэтому во время поездки то и дело раздаются крики пассажиров «Нааг!!!» («Водитель!»).
В
Здесь также много различных социально ориентированных НКО, которые проводят бесплатные мероприятия. Я, например, узнала, что такое политический туризм, съездив на экскурсию бывших солдат израильской армии в город Хеврон — одно из самых сложных мест израильско-палестинского конфликта. Нас водили по улицам, которые находятся под жестким военным контролем, так как некоторые части палестинских территорий по международному праву по-прежнему считаются оккупированными Израилем.
Но иногда, чтобы почувствовать себя на войне, далеко ехать не надо. Новости о ракетах, летящих из Газы в сторону южных городов, уже не удивляют, но перед выборами пара таких ракет долетела до центрального Израиля. В четверг вечером — здесь это как вечер пятницы — по всему городу разносится звук сирены. Он не оглушительный, но очень тревожный. Страх как во время землетрясения в Алматы, только тут ты понимаешь, что против тебя не природа, а люди. И пока ты стоишь и думаешь: «О боже, что делать?» — проходит пара минут, а потом раздается хлопок, как от фейерверка: это ПВО сбила ракету. По инструкции в эти минуты между сиреной и хлопками нужно бежать в бомбоубежище — они есть практически во всех зданиях. Мы же вышли в коридор, пообщались с сонными соседями и разошлись по домам — бомбоубежище было закрыто. Когда еще звучала сирена, я успела посмотреть в окно: остановятся ли машины, побегут ли куда-нибудь люди. Нет, прохожие даже не оторвались от экранов смартфонов. Только директор магистерской программы и куратор иностранного отдела, несмотря на поздний час, разослали студентам письма о том, что делать в таких ситуациях. Позже в СМИ писали, что «Хамас» запустил ракеты в сторону Израиля случайно.

Планы
В ближайших планах у меня — закончить все-таки программу и написать еще пару-тройку письменных работ. Сейчас я пишу про уйгурский конфликт в Синьцзяне — от моей родной Алматы до Урумчи, крупнейшего города Синьцзян-Уйгурского автономного округа, можно доехать за ночь на автобусе — и про низовые женские движения за мир и организацию «Четыре матери», которая сумела повлиять на вывод израильских войск из Ливана.
Мне хотелось бы развиваться в академическом направлении — я подала документы в
А если не получится продолжить учебу, я, скорее всего, вернусь в Москву, чтобы работать в сфере образования.
Комментарии
Комментировать