Как правило, мы относимся к крысам с брезгливостью и страхом, особенно если речь идет о 30-сантиметровых африканских особях, сопоставимых по размерам с кошкой. Однако благодаря социальному предпринимательству не самые симпатичные животные спасают сотни человеческих жизней. Рассказываем, как одно связано с другим.
Крысы-саперы
По оценкам ООН, противопехотные мины ежегодно убивают и калечат 26 тысяч человек в 75 странах мира. Мина нажимного действия срабатывает под воздействием веса и особенно опасна не для воюющих сторон, а для мирного населения. Например, каждый 500-й житель Анголы потерял конечность в результате разрыва мины. Стоимость установки одной мины — $30, стоимость обезвреживания — $300.
Привлекать крыс к работе по разминированию полей придумал бельгиец Барт Ветйенс во время учебы в Антверпенском университете в 1990 году. Барт с детства увлекался грызунами и знал, какие преимущества дает крысам острый нюх и отличные способности к дрессировке. А благодаря небольшому весу крыса может наступать на мины без последствий — они не взорвутся.
Барт разработал особую систему тренировок. Животных «отдают в школу» в возрасте 5–6 недель и готовят «методом проб и ошибок». В течение первых двух недель обучения грызуны начинают ассоциировать характерный щелчок срабатывания мины с наградой (банан или орешки). После закрепления навыка «щелчок — еда» крысу начинают натаскивать на запах тротила. В процессе обучения животное выводят на поводке «в поля», где учат находить зарытые в земле объекты, вознаграждая за удачные находки бананом. Тренировочная площадка занимает 24 гектара, где закопано более 1500 деактивированных мин — есть где развернуться. В качестве экзамена крыса должна «разминировать» площадку в 200 квадратных метров менее чем за 20 минут — у нее есть право на две ошибки.
Потом животное отправляют в одну из стран, нуждающихся в разминировании полей, и после полугодовой акклиматизации и дополнительных занятий крыса начинает работать. Так, с 2003 года в Мозамбике 30 крыс разминировали 1500 мин на площади в 250 гектаров.
Все гениальное — просто и дешево
Крысу-героя можно виртуально усыновить. На сайте АРОРО — организации, основанной Бартом — можно выбрать питомца, заплатить $7 в месяц или $77 в год и получать регулярные фоторепортажи о том, как он живет и работает. Деньги пойдут в фонд организации, которая тратит на подготовку каждого грызуна по €6000. По состоянию на январь 2019 года в АРОРО работали более 150 животных.
Любопытно, что
эта организация не только решает проблему противопехотных мин, но и создает новые рабочие места: тренируют крыс в основном местные жители, а на разминированные территории возвращаются фермеры.
Основатель проекта Барт Ветйенс — участник организации Ashoka Fellowship, которая поддерживает социальное предпринимательство. Руководитель направления социального предпринимательства акселератора Ashoka Globalizer Ольга Широбокова отмечает: отличительная черта системных социальных предпринимателей — умение видеть полезные ресурсы там, где большинство людей их не замечает, и рассказывает о других похожих инициативах.
Тех же крыс научили диагностировать туберкулез: они нюхают образцы мокроты и сигналят (царапают пол), учуяв болезнь. Скорость проверки образцов — 100 штук за 20 минут, что для Африки, во многих районах которой медицинские лаборатории отсутствуют в принципе, настоящий прорыв.
Немец Франк Хоффманн обучает слабовидящих женщин мануальной диагностике онкологических заболеваний груди (они обнаруживают опухоли гораздо меньшего размера, чем врачи с нормальным зрением) и трудоустраивает их помощниками врачей-гинекологов.
Датчанин Торкиль Сонне помогает людям с аутизмом найти работу в сфере тестирования компьютерных систем. Он заметил, что монотонность заданий и отсутствие социального контакта делают такую работу достаточно тяжелой для нейротипичных людей, зато сотрудники с аутизмом справляются с ней без проблем благодаря высокой концентрации внимания.
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Комментарии
Комментировать