Чтобы построить карьеру в современной анимации, высшее образование, конечно, желательно, но есть и другой путь. Вместе с анимационной студией «Паровоз» рассказываем (и показываем на примерах), как самостоятельно освоить специализации моделера, художника по текстурам, аниматора, рендер-артиста и компоузера.
Моделер
Что делает: получив от художника концепт, то есть внешнее изображение предмета или персонажа, создает 3D-модель.
При этом зачастую концепт передает лишь настроение, которое необходимо сохранить и передать зрителю с помощью объемной фигуры.
Типичная ошибка новичка: непонимание того, как каждая модель будет использоваться в сцене, с кем/чем она будет взаимодействовать.
Пример: в мультсериале «Герои Энвелла» часто можно увидеть комнаты главных героев. Каждый предмет в них — это отдельная модель, их очень много, и они все разного размера. Новички порой не учитывают масштаб предметов:

Это происходит из-за спешки: моделер создает одну модель за другой разрозненными файлами. Он не сравнивает их и не соединяет в сцене, а в итоге — правки в масштабировании. Вот так выглядит комната с объектами, масштаб которых выровнен:

Где учиться:
курс в Scream School: 3D-дженералист;
курсы в школе компьютерной графики RealTime: базовый курс Autodesk Maya, Базовый курс ZBrush;
туториалы на YouTube: искать по запросу «modelling».
Художник по текстурам
Что делает: создает цветовое решение для 3D-модели. Художник по текстурам отвечает за реалистичность объектов и видимые свойства материалов — например, фактурность, шероховатость и блеск.
Чтобы текстуры были правдоподобными, необходимо «понимать материал», уметь подмечать особенности разных поверхностей и текстур. Совет новичкам: наблюдайте! Займитесь фотографией — это поможет узнать и зафиксировать в памяти, как выглядят материалы с разных ракурсов.
Но любом 3D-проекте нет цели сделать мир точь-в-точь как в жизни — важнее, чтобы все объекты были выдержаны в одном стиле. Если речь идет о сказочном мире, реальность немного приукрашивается. А это значит, что и текстуры имеют свои особенности — например, камни могут быть покрыты необычными узорчатыми трещинами, которые в реальности невозможны.
Типичная ошибка новичка: непонимание концепта. В работе художника по текстурам всегда присутствует общение с
Пример: в 32-й серии «Лео и Тига» есть необычное растение — радужный эвкалипт. В реальности его цвет очень яркий, и кажется, что дерево облили краской:

В мультсериале его цвета приглушили, чтобы дерево вписывалось в общую стилистику сериала:

Где учиться:
курсы в школе компьютерной графики RealTime: базовый курс Mari и Substance Painter, Arnold Renderer | Базовый курс;
туториалы на YouTube: искать по запросу «texturing tutorial».
Аниматор
Что делает: создает движения объектов на экране, будь то персонажи (живые существа), техника (машины, вертолеты, поезда и т. д.) или предметы (книги, посуда, ткань и т. п.). Главная задача — добиться движения в кадре так, чтобы оно было максимально приближено к реальному.
Типичная ошибка новичка: мало внимания уделяется построению ключевых компоновок, то есть поз, отражающих эмоции и намерения персонажа. Очень часто движения «ненатуральны».
Пример: Визирь, персонаж «Сказочного патруля», очень артистичный и хитрый, он пренебрежительно относится к героиням сериала. Аниматор должен выразить его высокомерие в движении:

Кажется, что понять, как будет двигаться персонаж, не составляет труда, но лучше всего снять референс:

После референса движение изменилось: оно стало более четким, плавным и «человечным»:

Из движений людей и объектов, которые мы наблюдаем в реальной жизни, складываются наши стереотипы о движении. Движения, не укладывающиеся в эти стереотипы, воспринимаются зрителем как неестественные. При этом придумать движение сложно, поэтому снимайте референсы. Вы инстинктивно вживетесь в роль и начнете отыгрывать то, что хотите увидеть в сцене.
Где учиться:
курсы в Scream School: Анимация, 3D-анимация;
курсы Animation Mentor: Animation Basics;
курсы в школе компьютерной графики RealTime: базовый курс Autodesk Maya, Autodesk Maya | Классическая анимация;
туториалы на YouTube: искать по запросу «animation tutorial»;
анимационная школа Саши Дорогова (внимание, подойдет только для 2D-аниматоров): Курс «Анимационный рисунок с нуля», Анимационные курсы.
Рендер-артист
Что делает: собирает в сцене все модели, выставляет свет, настраивает светоотражающие свойства объектов и материалов. Результатом работы рендер-артиста должна стать качественная детализированная картинка. Для этого приходится отсматривать материалы с предыдущих этапов производства и выявлять возможные ошибки в текстурах и моделях.
Типичная ошибка новичка: специалисты, для которых рендеринг — новый опыт, чаще всего неправильно выставляют в сцене свет. От него зависит очень много — акценты, настроение, даже погода.
Пример: если в 32-й серии «Лео и Тига» убрать направленное на героев освещение, в сцене будет очень темно. Мы не увидим выражения мордочек и формы самих персонажей:

Если же направить свет так, что он будет освещать большую часть персонажей, мы увидим их эмоции и очертания тел:

Чтобы правильно ставить свет, нужно знать его физику: как он распространяется, как отражается.
Где учиться:
курсы в Scream School: 3D-дженералист;
курсы в школе компьютерной графики RealTime: V-Ray | V-Ray для SketchUp, Arnold Renderer | Базовый курс;
туториалы на YouTube: по запросам «compositing tutorial», «rendering tutorial».
Компоузер
Что делает: композитинг — последний (если не считать монтаж) этап производства мультфильма. Основная задача специалистов — довести изображение до того вида, который утвердил художник-постановщик.
Компоузер не делает всю серию мультфильма сразу, он собирает его отрезками, шотами. Для каждого шота изображения с рендера приходят по слоям: персонажи, спецэффекты (взрывы, дым, вода и т. п.), бэкграунд и огромное количество технических слоев. Далее начинается кропотливая работа по соединению объектов воедино.
Иногда компоузеру приходится «отрабатывать» ошибки, совершенные на предыдущих этапах: где-то надо дорисовать свет, где-то — добавить цвета и «жизни» в картинку.
Типичная ошибка новичка: начинающие специалисты могут пропустить ту область, которая требует правок и подгонки до «товарного вида». Примеры частых ошибок: некоторые детали сцены теряют объем из-за плоского свето-теневого рисунка, персонажи в сцене теряют свои цвета, в полутонах отсутствует градиент, персонажи и предметы не отбрасывают тени.
Пример: в сцене из мультсериала «Четверо в кубе» нет ощущения света, идущего со стороны окон, где размещен трон, и нижней подсветки корон, задуманной художником-постановщиком:

В исправленной версии сразу виден источник света благодаря теням, которые образовались на телах героев, и слабому отсвету на Кубомэре (красный персонаж справа). Под коронами добавилась «подсветка»:

Где учиться:
курсы в Scream School: VFX + Compose;
курсы в школе компьютерной графики RealTime: Композитинг в Nuke | Базовый курс, Adobe After Effects | Вводный курс Михаила Бычкова;
курс в школе кино и телевидения «Индустрия»: VFX: Compositing Artist;
туториалы на YouTube: по запросу «compositing».
Можно ли прийти в студию «с улицы»?
Да — если есть портфолио. «Нужно только уделить много внимания и времени формированию собственного портфолио либо деморила, наполнив его как можно бόльшим количеством ваших работ, — комментирует HR-директор студии «Паровоз» Елена Криган. — Если вы обучились, например, моделингу на
TAG 47804 NOT FOUND
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Комментарии
Комментировать