Дарья Дуденкова окончила специалитет МГПУ и магистратуру Колумбийского университета Нью-Йорка по специальности «педагогический дизайн и новые технологии в обучении», а теперь работает педагогическим дизайнером в администрации города. Специально для T&P она рассказывает, что это за профессия и какие знания и навыки нужны, чтобы ею заниматься.

Однажды к выпускнику Гарварда математику Салману Хану обратилась одна из его тетушек с просьбой подтянуть ее сына по математике. Салман начал заниматься с мальчиком по скайпу, но довольно быстро заметил, что тот скучает во время объяснений. Тогда Салман стал записывать короткие обучающие видео, которые его племянник смотрел в удобном для себя режиме, а по скайпу они обсуждали сложные моменты и решения задач. Как только у мальчика возникали трудности, Салман был тут как тут с подсказкой. Об этом узнали другие его тетушки, и по их просьбе он загрузил свои обучающие видео на YouTube. Сайт Khan Academy, который вырос из этих видео, сейчас является одной из крупнейших образовательных онлайн-платформ, которую поддерживает Google и чета Гейтс.

Когда человек сталкивается с какой-либо трудностью и не может сам с ней разобраться, это порождает фрустрацию и снижение мотивации. Поэтому традиционный формат обучения, когда на занятии мы слушаем теорию, а практикуемся дома, не всегда эффективен. С развитием онлайн-обучения появилось понятие blended learning — смешанного обучения, использующего различные форматы и медиумы. А еще — профессия педагогического дизайнера.

Кто такой педагогический дизайнер

Педагогический дизайнер — это человек, который, с одной стороны, разбирается в педагогике и теории образования, знает закономерности усвоения знаний, освоения навыков и формирования убеждений. С другой — любит и умеет работать с современными технологиями.

Задача педагогического дизайнера в том, чтобы, работая с экспертами, придумать, как донести информацию до студентов в ясной, доступной и занимательной форме.

При этом сам педагогический дизайнер не обязан быть специалистом в теме проектируемого курса. Например, в Центре цифрового образования в Колумбийском университете я в течение семестра работала над курсом по кардиологии. Я не разбираюсь в этой теме, но у меня был доступ к экспертам, вместе с которыми мы продумали учебный процесс и создали материалы, которые впоследствии вместе с текстом, видео и тестовыми заданиями стали курсом.

Во многих случаях отсутствие знаний по теме даже полезно. Эксперт, разбирающийся в теме курса, может сказать: «Вот эту часть можно убрать, это очевидно». Педагогический дизайнер, который в теме не разбирается, смотрит на курс глазами студента. Это позволяет не пропустить мелочь, о которой может забыть преподаватель.

Педагогический дизайнер в компании

В корпоративном мире ценится эффективность. Работодатель предпочтет организовать для сотрудников курс, который будет решать задачи бизнеса, который можно проходить «без отрыва от производства» и который будет всегда доступен, легко обновляем и занимателен. Здесь в работу включаются педагогические дизайнеры, которые воплощают идеи руководства в реальность: создают учебные материалы для адаптации новых сотрудников (onboarding process), обучают навыкам, которые им пригодятся на рабочем месте, или знакомят с нововведениями в компании.

Например, в администрации Нью-Йорка мы с командой делали курс по работе с инцидентами в убежище для бездомных. Задача курса — научить сотрудников убежища реагировать на драки, кражи и тому подобные происшествия. Нам хотелось сделать что-то классное, например игру-бродилку с анимированными персонажами, которым приходилось бы быстро принимать решения в сложных ситуациях. А потом мы побывали в убежище сами. Мы узнали, что воровство, драки и передозировки случаются по несколько раз за день. Люди, которые их фиксируют, настолько загружены, что у них нет времени играть в игры. Они хотят короткое видео с конкретными вариантами действий.

Как работает педагогический дизайнер

Расскажу на примере моей работы педагогическим дизайнером в Колумбийском университете. Мы с коллегами работали с преподавателями, чьи курсы было решено перевести онлайн. Вот как это происходило.

Шаг 1: Выбор концепции и формата курса

На этой стадии нужно понять:

  • каковы цели и задачи курса;

  • какие знания, умения, навыки должны освоить студенты;

  • какие типы упражнений в нем превалируют и т. п.

От этого зависит теоретическая рамка, которую мы будем использовать. Это может быть смешанное обучение или, например, несинхронный онлайн-курс, в котором не будет онлайн-сессий, а будут задания и отзывы преподавателя. Все это очень индивидуально и зависит от преподавателя, самого курса и предполагаемых студентов. Например, если на курсе будут учиться 40 студентов со всего мира, мы никогда не найдем подходящий всем временной слот для онлайн-встречи — тогда только несинхронный курс.

Шаг 2: Работа над курсом вместе с экспертами

Определившись с дизайном и форматом курса, мы предлагаем преподавателю и его помощнику технические решения для тех задач, которые они перед нами ставят.

Например, однажды мы работали с профессором психологии. Эта харизматичная и общительная женщина очень переживала, что в онлайне ее курс будет не таким интересным, как в жизни. Ей нравилось приходить на пару и импровизировать — оживлять теорию примерами из клинической практики. Студенты особенно ценили тот факт, что примеры каждый раз были новыми, они никогда не повторялись. Это было важно и для самой преподавательницы как профессионала и практика. Чтобы она постоянно могла рассказывать о свежих кейсах, мы предложили ей в дополнение к оцифрованному курсу запустить подкаст.

Шаг 3: Подготовка мультимедиа

Это могут быть слайды с закадровым голосом — как у Салмана Хана. Или видео, в котором преподаватель рассказывает о предмете. Или серия подкастов. В любом случае ваша задача — организовать, записать, отредактировать, подготовить визуальный ряд, создать инфографику, отретушировать все плохо отсканированные материалы и оформить все в едином графическом стиле.

Шаг 4: Подготовка Learning Management System

Когда все материалы готовы, их нужно загрузить в LMS. Этот процесс включает в себя создание модулей, страниц, тестов, групп обсуждения и т. п. Создание навигации и линкование всех материалов. Редактирование стиля страниц с помощью HTML/CSS.

Шаг 5: Запуск курса и техподдержка

Технологии не идеальны, люди тоже. Что-то точно сломается, что-то будет работать в одном браузере и не работать в другом, кто-то не будет знать, как разрешить флеш-анимацию на странице, у кого-то не будет работать микрофон — все это зона ответственности педагогического дизайнера. Ему приходится постоянно мониторить технические проблемы и решать их.

Шаг 6: Конец курса и фидбэк

Единственный способ сделать что-то лучше — узнать, что пошло не так. Проанализировав отзывы, можно понять, как исправить ошибки и сделать курс более понятным, интересным, удобным.

Что нужно знать и уметь

Специальность «педагогический дизайн и новые технологии в обучении» (Instructional design technology) я получила в магистратуре Колумбийского университета Нью-Йорка. Но верю, что для этой профессии не нужна магистерская степень, хотя бакалавриат в области педагогики не повредит. С такими предметами, как общая дидактика, теория и методика преподавания, психология я познакомилась, получая специалитет в МГПУ.

К базе в виде знаний по классической педагогике придется добавить прикладные навыки — HTML/CSS, графический дизайн, видео- и аудиомонтаж, владение LMS и программами создания интерактивных модулей (Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate).

Но самое сложное — это общение с теми, кто преподает свой предмет многие годы. Они — и я могу их понять — не всегда рады моим «пяти копейкам», то есть мнению о том, как сделать курс лучше. «Да что ты понимаешь в этой теме!» — часто читается на их лицах, и я сразу подтверждаю: ни-че-го.

К счастью, в университете нас к этому готовили. Например, ученые прислушиваются к научным исследованиям, и поэтому, общаясь с ними, я всегда готова предъявить научное обоснование всех своих предложений. Имена исследователей, названия последних публикаций и точные данные по эффективности того или иного педагогического приема — с этим не спорят даже самые упрямые профессора.

Поскольку инструменты в моей профессии быстро меняются — одни приложения уходят с рынка, другие появляются, — мне нужно всегда мониторить новинки. Делать это в одиночку — непосильный труд. Лучше всего подключиться к профессиональному нетворку и черпать знания оттуда. Я читаю EdSurge, слежу за событиями по моей теме и участвую в профессиональных митапах.

Почему это классная профессия

Для меня работа педагогического дизайнера прекрасна, потому что я все время переключаюсь между совершенно разными видами деятельности. За кофе — встреча с преподавателем и беседа о предмете, от которого у моего собеседника горят глаза. Днем — тьюториалы по дизайну или монтажу, которые помогут сделать мои видео еще круче. Вечером я рисую анатомическую иллюстрацию для курса по медицине. И заканчиваю день, разбирая фидбэк от слушателей курса по устойчивому развитию.