Гарвард дал своим студентам неделю, чтобы до конца семестра очистить кампус, а с 17 марта все крупные университеты Москвы перешли на онлайн-обучение. Эпидемия коронавируса стала печальным триггером к тому, чтобы прекратить дискуссии по поводу онлайн-образования, а просто враз перейти на него, несмотря на аналоговость преподавателей, несовершенство платформ и спорность смешанных методик. Поговорим об инструментах для онлайн-обучения и работы дома и о том, как самоорганизоваться?

Егор Кривошея
преподаватель МИЭФ (Международный институт экономики и финансов НИУ ВШЭ) и кофаундер проекта «Кекс»

Какие технологии для обучения онлайн уже существуют

Среди открытых платформ самые авторитетные сейчас — это Coursera и edX, там можно найти немало курсов от известных вузов. Но поскольку университетские программы уникальны, вузы нередко создают свои собственные закрытые платформы, куда по желанию могут пригласить и другие вузы — как это сейчас ввиду эпидемии COVID-19 делает Вышка. Студенты и преподаватели получают доступ к работам, исследованиям, курсам, специальному контенту, который направлен на глубокое и более профессиональное изучение дисциплин.

Проблема в том, как в одночасье всем университетам переложить фундаментальное образование в цифру вследствие перевода студентов на домашнее обучение. Ведь, скорее всего, работать в таком режиме придется до конца семестра

У некоторых университетов, конечно, есть такой опыт; тем же, для кого это в новинку, придется быстро сориентироваться в мире платформ для онлайн-обучения. Еще во время моей учебы в МИЭФ там существовала своя внутренняя информационная система, где у студента есть доступ к материалам лекций, а также ко всем онлайн-материалам Лондонской школы экономики (университета-партнера МИЭФ), — это традиционная для большинства крупных университетов система LMS (Learning management system). Она разрабатывается специально для университета или используется как готовое приложение, которых за последние годы появилось довольно много. Такие веб-приложения позволяют преподавателям размещать задания с мультимедиа, вести календарь, проводить интерактивное обучение, викторины, тесты, голосовые и видеоконференции, проверять работы студентов, проводить онлайн-голосования и ставить оценки. Для текстов особенно популярна платформа Socrative. Многие из таких приложений предоставляют и социальные функции, среди которых, например, командная работа студентов над проектом в онлайне.

Среди европейских университетов очень популярна LMS-платформа Blackboard Learn, которая предлагает много опций для обучения именно в реальном времени: ответов «у доски», проведения семинаров и зачетов. К платформе легко подключиться с любых гаджетов.

Второй по популярности и удобству на Западе можно считать платформу Moodle c открытым исходным кодом — каждый университет может ее доработать и адаптировать под свои нужды. Ею активно пользуются Луизианский университет, Массачусетский университет и Калифорнийский университет. Преподавателям приложение пришлось по душе из-за простоты ведения отчетов.

Также в топе по популярности платформа Canvas, где предложены очень удобные опции для общения «преподаватель — студент», проведения дискуссий и интерактивных презентаций.

Простая в использовании платформа Panopto широко используется университетами для стриминга и управления процессом лекций в реальном времени, что позволяет отвечать на вопросы студентов и пояснять материал. Есть также целый ряд мини-платформ для модерируемых дискуссий профессоров со студентами в реальном времени — Backchannel Chat, Kialo, NowComment, Turnitin.

Вышка наряду с собственной онлайн-платформой будет, к примеру, использовать Zoom и ClickMeeting, в частности для онлайн-семинаров. Так что в последней версии интернет-шутки «Zewa купит Google» первое слово можно заменить на Zoom: уже в конце февраля акции Zoom выросли на 45%. В Китае проблему перехода образования в онлайн решили совместно ряд компаний вроде Huawei и Alibaba с провайдерами телеком-услуг. Дело в том, что в таком масштабе платформы должны обладать огромной пропускной способностью: например, в Китае одновременно смогли обучаться около 50 млн студентов и школьников.

Что пока не удастся сделать в онлайне

Проблемная территория для онлайн-образования — это технические дисциплины. Их система довольно часто построена на вызове студента к доске, чтобы тот публично решал задачу и получал обратную связь. Гуманитарные предметы куда легче переводятся в онлайн, потому что информацию можно легко передать через слайды, текст или аудио. Записывать формулы, тем более отслеживать в режиме реального времени реакцию студентов, намного сложнее, но и здесь уже появляются новые форматы обучения.

Так, для математических дисциплин ряд стартапов разработали онлайн-платформы в духе Geogebra, где алгоритмы, специальные заготовки формул, математических моделей трансформируются под визуализации и сразу же выдают не только формулы, но и графики, геометрические фигуры и другие репрезентации для студента, в том числе и в 3D.

Самый большой челлендж для университетов, который будет преодолен в одночасье благодаря печальному поводу, — это перевернуть сознание и научить студентов воспринимать онлайн-курсы как фундаментальные аудиторные занятия даже в условиях снижения или потери непосредственного контакта с преподавателем.

Сейчас главная задача онлайн-платформ — разработка более широких возможностей экспертной поддержки и интерактива в условиях изучения материала, а также сохранение важного элемента — социального взаимодействия, который в условиях изоляции становится проблемой номер один.

Цель новых образовательно-технических проектов вроде того, что мы с коллегой создали в этом году, — без потерь для человеческих качеств трансформировать и персонализировать обучение.

Уже несколько лет преподаватели в Вышке используют различные цифровые каналы для того, чтобы делиться материалами и коммуницировать со студентами в реальном времени. В моем случае это активный телеграм-канал по теме цифровой экономики, еще каждую неделю я делаю рассылку с суммарным фидбэком по пройденной теме.

Как организовать учебу и работу дома

Главный секрет эффективности — воспринимать обязательную деятельность дома, будь то работа или учеба, как полноценную социальную активность. Нужно честно отдавать делу именно столько времени, сколько оно требовало бы на лекциях или в офисе. Что нужно для того, чтобы отделить рабочее пространство от нерабочего, а личное время — от профессионального?

Выбрать рабочее место

Кухонный стол, угол с кактусом, что угодно; главное — не работать там, где ты ешь, спишь, смотришь Netflix. Тут вообще стоило бы почитать книгу Дженни Оделл «Как ничего не делать. Противостояние экономике внимания», нашумевшую в 2019 году, но это уже сверхопция.

Изменить восприятие удаленной задачи

Самый важный челлендж! Для начала стоит сформулировать четкие ожидания в отношении индивидуальной продуктивности и найти способ репрезентации результата работы для себя или команды. Многие крупные компании, такие как тревел-букинг TripActions, принципиально используют платформу WorkRamp для того, чтобы объединять людей в виртуальном офисе из разных точек мира, — если вам трудно делать что-то одному, создайте команду студентов-единомышленников или коллег по работе.

Переодеться из домашней одежды в более рабочую

Звучит забавно, но во многих случаях задает определенный тонус. К банальной визуальной самоорганизации можно прибавить четко разграниченное время на работу, обеденный перерыв, кофе, перекур — в общем, попытку воссоздать дома график, характерный и привычный для офиса. В течение нескольких дней вы выявите самое эффективное время для каждого из этих действий.

Устроить цифровой детокс

Да, именно. Отключить уведомления в смартфоне на время, пока вы учитесь или работаете, и с помощью Screen Time ограничить доступ в соцсети. Мы все, как ни печально, digital junkies, поэтому такое расширение для браузера Chrome, как StayFocusd, к примеру, поможет не зависать подолгу на сайтах, не относящихся к профессиональной деятельности, или вообще временно закроет их для вашего доступа. А RescueTime если не заблокирует, то по крайней мере даст впечатляющую статистику по прокрастинации, после которой захочется заниматься делом.

Использовать методику Time Blocking и приложения для распределения времени

Речь о способе расписать рабочее время буквально поминутно, чтобы заранее представлять себе задачи на день и время, которое займет их решение. Определили? Теперь включаем, например, Pomodoro, которое разбивает задачи на 25-минутные периоды и 5-минутный отдых. А если вам вдруг трудно распределять задачи по важности, можно использовать приложение 1-3-5 List.

Сейчас, даже обладая минимальными способностями к самоорганизации, у нас есть возможность с помощью приложений и онлайн-помощников обеспечить себе хоть какую-то эффективность. Но надо понимать, что волшебной таблетки или цифрового ментора с плетью не существует: нужно самому научиться воспринимать рабочее или учебное время независимо от того, где вы его вынуждены проводить.

Из экстремального — сейчас на рынке гаджетов существует браслет-шокер Pavlok, который работает по принципу собаки Павлова и дает небольшой разряд, когда человек нарушает выбранный им распорядок. Действительно помогает избавиться от вредных привычек и с помощью 150-вольтовых разрядов сформировать у себя новые паттерны поведения. Радикально, но если работает — why not?