Современное искусство как явление окружено множеством мнений и домыслов. Отрицать его существование в культурном поле бессмысленно, однако очень часто произведения современных художников не понимают, а иногда и вовсе осуждают. И это в корне неверный подход, потому что, позволив себе углубиться в «непонятное», вы откроете актуальный и злободневный мир, который ближе и яснее, чем кажется на первый взгляд.

Чтобы не потеряться в терабайтах информации и преодолеть страх перед современным искусством, мы попросили магистров программы Музея «Гараж» НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве» составить список мифов и дать рекомендации, которые помогут сделать первый шаг к его пониманию.

Любое искусство не вполне прозрачно для непрофессионалов, но даже у тех, у кого нет специального образования, есть замечательная возможность проникнуться формальным решением произведения и понять его через призму личного восприятия и опыта. Любая работа обладает несколькими уровнями декодирования, интерпретация не исчерпывается «правильным» вариантом, поэтому вы всегда можете остановиться на своем видении или обратиться к критикам.

Мы находимся на этапе изоляции без изоляции: благодаря интернету на нас обрушивается невероятный поток информации, который начинает утомлять еще до начала онлайн-экскурсии или мастер-класса. Из-за этого, несмотря на всю его доступность, существует реальный риск так и оставить знакомство с современным искусством в списке дел «на потом». Если вы не можете позволить себе информационный дауншифтинг, а любовь к искусству сильнее фрустрации, выберите ресурс, которому доверяете, — институцию с репутацией в области эдьютейнмента.

Современным искусством, как правило, интересуются очень разные люди. Каждый зритель оказывается в ситуации, когда приходится решать, доверять или не доверять той экспертизе, которая была проведена специалистами от искусства. Ведь помимо объективных критериев оценки присутствует субъективный фактор или даже то, что называют интуицией. Консенсус в среде профессионалов не должен стать основой для персонального суждения, а лишь ориентиром, с помощью которого любой может сформировать собственное впечатление — на любом языке и любыми словами.

Исторически задачи музея ограничивались хранением и исследованием коллекции. Эти задачи актуальны и сегодня, ведь, чтобы смотреть в будущее, необходимо разобраться с тем, что музей хранит сейчас. Однако прагматика современности подразумевает также расширение функционала музея в досуговом и образовательном плане. Но дело даже не в кафе или сувенирном магазине, а в ощущении безопасности и уместности своего нахождения в музее, который до недавнего времени считался строгим храмом искусства, где нет места фривольности.

Произведением искусства может быть что угодно, а его тема, идея или концепт бесконечно вариативны. То есть работа художника потенциально может быть вдохновлена очень широким диапазоном тем и впечатлений, которые предлагает нам повседневность, академическое знание или субъективный опыт. Ваш персональный отклик на произведение искусства — это вопрос совпадения с тем, что представлено на выставке. Отсутствие конкретных смысловых и эмоциональных ожиданий — хорошая отправная точка для продуктивного похода в музей.

Язык описания современного искусства рискует стать пародией на самого себя. Известные клише вроде «диалог», «поиск смысла», «локальное и глобальное» часто кажутся абсурдом, когда встречаешься лицом к лицу с произведением, непроницаемым для понимания. Однако важно помнить, что все это не является обязательным условием знакомства с искусством. Главное — восприимчивость: это дело не только особой чувствительности, но и внимания. Именно через нее открывается многое в искусстве и даже иногда устанавливается тот самый «диалог».

Тогда смотрите и читайте. В современных художественных практиках есть определенные тенденции, заостренность на той или иной проблематике, которая легко распознается в произведениях разных художников. Чем больше вы знаете об актуальности современного искусства, тем проще вам понять произведение и расширить абстрактное «нравится / не нравится» до более аргументированного мнения. В этом помогут не только книги по искусству, но и философия, художественная литература, научные выкладки, кино — современное искусство приветствует интеллектуальную и визуальную всеядность.

Благодарим за помощь в подготовке материала магистров программы Музея «Гараж» НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве»:

Ира Литвинова

Анастасия Патапкина

Елена Бугакова