В «Гараже» прошла лекция Мартина ван Ньювенхайзена — куратора амстердамского музея «Стеделик», одного из самых влиятельных мировых музеев, представляющих искусство ХХ века. Корреспондент T&P Катя Андреас поговорила с голландцем о музейной политике, новом футуристическом здании и образовательных инициативах.
В конце 2003 года здание исторического музея на Paulus Potterstraat было закрыто для реконструкции и расширения. Музей перенесли в здание бывшего почтового отделения рядом с амстердамским центральным вокзалом и назвали Stedelijk Museum CS. Там он находился четыре с половиной года, а с конца 2008-го превратился в «музей без стен». Проект «Временный Стеделик» начал выезжать с программой мастер-классов, лекций и выставок на колесах. С августа 2010 музей открылся в обновленном, но еще не полностью отделанном историческом здании, к которому пристраивают новое крыло. Ожидается, что «Стеделик» заживет полной жизнью уже в следующем году, но при этом городские инициативы сворачивать не собирается.
В «Стеделике» представлены все известные направления современного искусства. Это и классический модернизм (Пабло Пикассо, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Василий Кандинский, Марк Шагал), и художественные группы «Стиль» (Пит Мондриан, Тео ван Дусбург, Геррит Ритвельд), и авангардизм (одно из крупнейших собраний Малевича). Кроме того, в собрании представлены немецкие экспрессионисты, американский поп-арт, видеоарт (Пэк Нам Джун, Брюс Науман), Арте повера и другие современные художники.
В музее также есть одна из самых больших арт-библиотек в Голландии с коллекцией в более чем 130 000 книг, альбомов по искусству и каталогов, а также специализированными журналами и сотнями видео.
— Мартин, как вы измеряете успех конкретной выставки в «Стеделике»?
— У нас раньше не было четкого представления о том, сколько посетителей собрала та или иная выставка, мы смотрели на общее число билетов. Но сейчас мы планируем изменить подход, чтобы представлять, какая выставка была более популярной. В частности, мы активно используем интернет. У нас есть человек, который сидит в фейсбуке практически весь день и дает фидбек по всем вопросам. Скоро у нас появится новый сайт, который будет не просто презентацией наших коллекций, но и будет давать обратную связь. «Стеделик», наверное, самый оперативный музей в Голландии.
«Постепенно мы покупаем работы художников, с которыми сотрудничаем, таким образом формируя свои коллекции новых направлений. Вообще, мы открыты к экспериментам»
Во время строительства организаторы запустили проект [Fencing the Museum](http://www.stedelijkindestad.nl/projects/fencing_the_museum) в рамках которого семь молодых голландских художников работали над оформлением строительного ограждения находящегося на реконструкции здания.
** — Каким образом вы решаете вопросы финансирования?**
— «Стеделик» — это городской музей, который живет за счет муниципалитета и вложений частных лиц. Если говорить о соотношении вложений в наше новое здание, то это где-то 50 на 50: частные инвесторы принесли нам 35 миллионов евро. Для нас взаимодействие с коммерческим сектором — это новый формат, который создает положительную динамику. Любой процесс очень тормозит, когда вы ходите к начальству и просите, просите, просите. Но все равно нужно уметь сохранять баланс.
**— Какие у «Стеделика» планы после открытия основного здания? Вы будете продолжать проект De Bouwkeet — «музей без стен»?**
— Если раньше мы выходили в город в первую очередь для того, чтобы не растерять свою аудиторию, то в процессе мы многое для себя открыли. Конечно, у нас есть желание продолжать работать в этих форматах, но, наверное, не сразу. Поскольку когда мы будем открыты, много сил будет потрачено на организационные моменты.
Вообще, проект De Bouwkeet, как мы это уже поняли, ориентировался на более локальные и молодые группы. Мы понимаем, что в день, когда мы проводим какую-то акцию вроде «Посади свой сад», не обязательно весь город должен бежать к нам и высаживать по кусту морковки или капусты. Но то, что люди принимали в этом участие, — это уже хороший знак.
**Акции «Стеделика» в рамках проекта «Музей без стен»:**
[«Матисс в другом свете»](http://www.stedelijkindestad.nl/projects/bouwkeet_on_tour/posts/matisse_in_een_ander_licht). Показ фильма об известной аппликации Матисса «Попугай и русалка».
[«Полдень Мондриана»](http://www.stedelijkindestad.nl/projects/bouwkeet_on_tour/posts/mondriaanmiddag). Реставратор Вера Блок рассказала о технике работы над картинами Мондриана.
— Расскажите об образовательных программах, которые проводит «Стеделик». Вы на лекции говорили о проекте Eye-openers, что это такое?
— У нас есть еженедельные туры по галерее, к которым каждый, кто хочет, может присоединиться. Это бесплатно. Также у нас есть музейные регулярные курсы, в рамках которых проходят лекции, посвященные той или иной части коллекции. Кроме этого, для школьников разработана годовая программа, позволяющая посещать по 5 раз не только наш музей, но и другие. Посещение музея в Голландии — это нормальный учебный процесс. Что касается конкретно формата «Временный Стеделик», у нас есть детская мастерская, в которой дети могут делать модели музеев, выполнять другие творческие задания. В новом здании у нас будет площадка для подобных проектов большего размера.
Пространство необходимо еще и для нашего проекта Eye-openers — это группа молодых людей от 13 до 17, которым уже сегодня интересно то, как будет выглядеть музей. Они уже сейчас моделируют новые формы, благодаря им мы узнаем о новых направлениях. У нас уже выпустилась одна группа, сейчас набралась вторая. Они получают зарплату — это такая работа, отчасти даже кураторская.
— Вы говорили о том, что много сотрудничаете с молодыми художниками? На каких условиях обычно это происходит?
— Как правило, механизм такой: мы приглашаем молодого художника и даем возможность сделать новое произведение. То есть каким-то образом его финансируем. В дальнейшем есть два варианта: либо это произведение покупается, соответственно, часть денег возвращается автору, либо художник может его забрать и даже разорвать. Обычно такие мероприятия низкобюджетные.
«Мы планируем представлять новую коллекцию в новой части, а старую — в исторической. Так что внешне это действительно смотрится контрастно, но все равно сохраняет баланс»
— Просто не так давно вы говорили о 35 миллионах евро.
— Да, но это только на здание. Мы поддерживаем художников еще и консультациями, так как знаем, в какие организации можно обратиться за финансовой поддержкой, где получить грант или стипендию. Иногда организация не может получить грант, его может получить только художник, при этом стажировка может сорваться просто от неправильного заполнения формы. Мы подсказываем как все сделать правильно. Постепенно мы покупаем работы художников, с которыми сотрудничаем, таким образом формируя свои коллекции новых направлений. Вообще, мы открыты к экспериментам.
— Новый «Стеделик» тоже будет выглядеть экспериментально: историческое здание ХIX века из красного кирпича и футуристическая белая пристройка. Такой контраст — это ваша идея?
— Мы как раз планируем представлять новую коллекцию в новой части, а старую — в исторической. Так что внешне это действительно смотрится контрастно, но все равно сохраняет баланс.
Комментарии
Комментировать