Конечно, не бывает двух идентичных карьерных пути, но все же есть этапы, через которые проходит каждый. Первая работа, первая мысль о правильности сделанного выбора, первый карьерный кризис… «Первый» — потому что, как показывает практика, в течение жизни человек сталкивается минимум с тремя профессиональными кризисами. Каждый из них имеет свои причины, характерные признаки и, к счастью, пути для безболезненного выхода. Разбираемся, с какими карьерными сложностями сталкиваются люди разных возрастов, и как можно выйти из них победителем.

Кризис начала — 20+ лет

По большей части этот кризис связан с феноменом из области психологии — кризисом четверти жизни, который обозначает состояние глубокого сомнения в отношении выбранного пути и образа жизни. Четкие временные рамки, когда человек переживает кризис четверти, конечно, не установлены, однако в большинстве случаев он свойственен молодым людям и возрасту, который приходится на начало карьеры — 20–25 лет.

По окончанию университета молодой специалист начинает пробовать себя в работе, делает первые шаги и сталкивается с тем, что его идеализированные представления о профессии не в полной мере соответствуют реальности (иногда — не соответствуют ей вообще). Причем далеко не всегда проблема кроется в самой профессии: зачастую молодые специалисты в силу отсутствия опыта трудятся на низких должностях, выполняют неинтересную, рутинную или непрофильную работу. Безусловно, это плохо сочетается с амбициозностью и кипучей энергией, свойственной молодым людям, может серьезно разочаровать и стать причиной появления вопросов вроде: «А точно ли это то, чего я хочу?».

В других случаях, чуть реже, ситуация обратная: чересчур резкое и глубокое погружение в профессию делает движение по карьерной лестнице не планомерным и медленным, а слишком быстрым, оно происходит словно рывками. Молодой специалист не успевает осмыслить происходящее, находится в постоянном состоянии стресса и погоне за собственной тенью. Он вынужден постоянно учиться чему-то новому, зачастую не успевая реализовывать большую часть этих знаний на практике. Все меняется слишком быстро — это выводит из себя и формирует ощущение, будто вы постоянно что-то делаете, тратите огромное количество времени на работу, но на самом деле словно не делаете ничего вообще. А теперь представим, как это ощущение движения без движения накладывается на карьерный рост — внутренний конфликт между происходящим становится хорошей основой для развития комплекса самозванца.

Что бы ни было причиной кризиса, правда такова, что на старте карьеры через этап поиска и сомнений проходит подавляющее большинство людей. В итоге кто-то меняет компанию за компанией, стремясь найти более интересную и развивающую работу, кто-то — кардинально меняет профессию или уходит в предпринимательство, а кто-то — осознает, что это всего лишь жизненный этап, который нужно преодолеть.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Вот несколько советов, которые помогут справиться с кризисом четверти жизни:

Поймите, что именно вас беспокоит

Трезво оцените все «за» и «против», определите, что вам нравится и не нравится в вашей профессии, с чем вы готовы смириться, а что противоречит каждой клеточке вашего тела. Не лишним будет провести небольшой анализ профессионального рынка и посмотреть, что предлагают другие компании. Вполне вероятно, что выявленные вами недостатки профессии — на самом деле лишь особенности работы на конкретной должности у текущего работодателя.

Не бойтесь ошибиться

Когда вы выбирали университет, а затем работу, вполне возможно, что вы обладали лишь смутным представлением о том, как все устроено на самом деле. Практический опыт может стать причиной разочарования, но он же дарит и возможности. Никто не говорит, что за первую работу стоит держаться до конца жизни — можно вынести из нее много полезных навыков, а затем спокойно найти что-то новое. Даже если первый выбор был неудачным, это не ошибка, а отправная точка: как иначе вы поймете, чего ждете от работы? Только сравнив. Не переживайте — впереди много нового и интересного.

Развивайтесь

Иногда наши возможности могут быть ограничены в силу отсутствия нужных навыков. Можно быть успешным менеджером по продажам, но не быть кандидатом на должность руководителя отдела из-за отсутствия знаний об управлении персоналом. Продолжайте учиться и обратитесь за помощью к руководству — понимающий начальник предложит варианты развития, поскольку сотрудники, мотивированные на результат, точно входят в сферу его интересов.

Обратитесь к специалисту

Если вы на все сто уверены, что занимаетесь чем-то не тем, но не знаете, что будет правильным, вам поможет независимая сторона. Специалист по профессиональной ориентации оценит ваши навыки, возможности, соотнесет их с предложениями на рынке труда, и на основе объективной информации сможет предложить альтернативные варианты.

Кризис успешного карьериста — 35+ лет

К 35 годам, иногда чуть раньше, специалисты достигают карьерного расцвета. За плечами — несколько успешно пройденных ступеней карьерной лестницы, возможно, несколько образований, масса полезных знаний и навыков, связи, репутация, хорошие должности. Звучит как сказка, которая, впрочем, часто разбивается о реальность и скуку. Ежедневные и однообразные задачи давно приелись, сфера интересов не меняется из года в год, любовь к работе тает на глазах, а в голове все чаще появляются мысли о том, как бы объединить бессрочный отпуск с регулярными выплатами заработной платы.

Добро пожаловать в кризис успешного карьериста, который для пущей трагичности может совпасть еще и с кризисом среднего возраста. В такой ситуации человек попадает под двойной удар: кажется, что не только на профессиональном пути он где-то свернул не туда, но и в принципе неправильно устроил всю свою жизнь.

Вопрос юности «Точно ли это то, чего я хочу?» заменяется на «Куда дальше?», и усложняется ощущением, что вариантов просто нет — везде тупик

Что можно сделать?

Во-первых, убедитесь, что вы точно достигли карьерного потолка. Может быть, вы просто засиделись на своей должности, и пора требовать повышение? Вполне вероятно, что все возможности для роста у вас в руках, просто раньше потребность в этом ощущалась не так остро, как сейчас. Также, возможно, что новые горизонты ждут вас не на новой должности, а в новой компании. Всегда страшно менять привычное на что-то новое, но если привычное больше не приносит удовольствие, встряска и перемена мест — это то, что вам нужно. Только не рубите с плеча и подходите к процессу перехода на новую должность или работу разумно: заранее просчитайте все варианты.

Во-вторых, если вы все-таки действительно достигли пика и понимаете, что выше головы не прыгнуть, обратитесь к SWOT-анализу: подумайте о том, что у вас получается хорошо, чем бы вы хотели заниматься в ближайшие 5–10 лет и чему еще хотели бы научиться. Вероятно, на текущей позиции вы набрались достаточно опыта, чтобы обучить и оставить после себя преемника, а самому уйти, например, в консультирование, сделав выбор в пользу работы-миссии, а не работы-карьеры. Поначалу, конечно, будет тяжело, зарплата резко упадет, но есть вероятность, что это сделает вас счастливыми и откроет второе дыхание.

В-третьих, есть вероятность, что вы просто устали: вспомните, когда вы последний раз были в отпуске. Только в настоящем отпуске, когда удавалось не думать о работе и отпустить контроль над ситуацией. Возможно, пора взять перерыв и ненадолго уйти в никуда, чтобы просто посвятить время себе или, например, освоить что-то новое. Конечно, для этого необходимо заранее подумать о достаточном размере сбережений. Выдохнув и посмотрев на все со стороны, заодно поймете, чего хотите: нужно ли вам менять профессию, должность, компанию, или эта работа — лучшее, что могло с вами случиться.

Кризис ушедшей эпохи — 50+ лет

Третий кризис обычно приходится на предпенсионный возраст. Время уйти на заслуженный отдых близко, но еще не наступило, человек находится в добром здравии, светлом уме, имеет огромный наработанный опыт и экспертность… но сталкивается со стереотипным мнением о своих возможностях. Причем не только со стороны работодателя — нередко человек начинает сомневаться сам в себе, считая, что его время прошло, а за молодым поколением ему точно не угнаться (спойлер: и не надо).

Профессионалов старшего возраста зачастую списывают со счетов. Считается, что их разум уже не такой гибкий и быстрый, обучение всему новому займет уйму времени, и гораздо проще обучить юнца, который все схватывает прямо на лету. Самая верная стратегия поведения в этом случае — не пытаться победить молодость ее же оружием, акцент нужно делать на собственных сильных сторонах, тех преимуществах, которые дало вам время.

Возраст 50+ — идеальное время для того, чтобы сменить вектор приложения своих профессиональных навыков. Специалист старшего возраста зарабатывает не прыткостью и не энергетикой, помешанной на кипящую мотивацию, а экспертностью и багажом. Полезные связи, практический опыт решения различных непростых ситуаций, уникальные знания, которых нет в учебниках, но которые нарабатываются годами практики — вот то, на чем следует делать акцент в борьбе за рабочее место.

Конечно, если достигнув третьего карьерного кризиса вы по-прежнему хотите работать на кого-то. В 50 лет жизнь, безусловно, не заканчивается — и это лучшее время для того, чтобы подумать: действительно ли вы хотите продолжить предлагать весь этот опыт и знания кому-то другому, но только не себе. Для вдохновения: Дональд Фишер основал The Gap после 40 лет, Чарльз Дарвин написал «Происхождение видов» в 50 лет, а дебют Джулии Чайлд — известного шеф-повара — пришелся на 51 год жизни, когда она поделилась с миром книгой об искусстве французской кулинарии.

За все эти годы карьерной гонки вы, вероятно, сделали достаточно для успеха других. Конечно, можно продолжать делать это и дальше, в формате менторства или коучинга, другой вариант — уйти в предпринимательство и открыть собственную булочную, о которой вы мечтали всю жизнь. Почему нет?

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.