На выходе из карантина, в разгар экзаменов и защит, участники инициативного студенческого проекта НИУ ВШЭ «Повседневность дистанционного обучения» рассказали T&P о результатах своего исследования, сфокусированного на теме повседневности студентов и том, как поменялась их жизнь в связи с переходом на дистанционное обучение. В некотором смысле карантин стал глобальным экспериментом: за прошедшие месяцы появились материалы о том, как поменялось соседство на карантине и повседневная жизнь горожан, были собраны данные о школьном образовании во время эпидемии и даже о независимых интеллектуальных инициативах, вызванных карантинными условиями. Пора разобраться, с какими сложностями и радостями в этих условиях столкнулись российские студенты.

Кто?

Более 60 студентов из разных городов и вузов

Где?

Москва, Казань, Санкт-Петербург, Томск, Ижевск, Челябинск, Смоленск, Кунгур, Воронеж, Красноярск, Новосибирск, Магадан, Рязань, Брянск, Майкоп, Серпухов, Кострома

Откуда?

НИУ ВШЭ, НГТУ, ВГИК, КФУ, ТомГУ, КГАВМ, ИТЭТ, Московский политех, МГТУ «СТАНКИН», МГХПА им. Строганова, Томский Политех, МГУПП, НИТУ МИСиС, СФУ, СмолГУ, РТУ МИРЭА, ККИ РУК, СПбГУПТД, СВГУ

Возвращение в семью и родные города

Высшее образование временно перестает быть трамплином во «взрослую» жизнь

Тенденция, которая стала очевидна с самых первых ответов, заключается в отъезде студентов к родителям: студенты возвращаются в родные города, уезжают из общежитий и съемных квартир. Вынужденное возвращение домой коснулось не только студентов из московских университетов, но и учащихся крупных российских городов и региональных центров.

Сейчас зашиваюсь по учебе и живу с родителями

Возвращение к родителям в родные города студенты в первую очередь объясняют бытовым комфортом, при этом некоторые из них продолжают снимать квартиры в городе, в котором учатся.

В связи с переездом и постоянным присутствием дома студенты отмечают, что «отношения с родителями снова выходят на первый план». Отвечая на вопрос о конфликтных ситуациях при переходе на дистант, студенты рассказывали о проблемах в коммуникации с семьей и организации повседневной жизни. Например, некоторых обучающихся «напрягает, что мы [с родителями] постоянно рядом», а других и вовсе «родственники доконали».

Конфликты во многом возникают из-за отсутствия разделения физического, временного и эмоционального пространства на учебу, работу, общение друг с другом и отдых. Вынужденно запертые в одной квартире, студенты и их родственники не всегда справляются с качественным распределением времени на разные сферы жизни.

Иногда мои усилия обесцениваются: я слышу, что дистант — это не учеба и я просто отлыниваю от домашних дел

Более того, в новой ситуации вынужденной самоизоляции не всегда понятно, какая из сфер важнее: родителям приходится заново привыкать к тому, что учеба их детей может занимать значительную часть дня и что студентам не всегда хватает времени и ресурсов на домашние обязанности и общение с семьей. Так, один из респондентов жалуется: «Теперь родители еще чаще лезут в личное пространство, чем обычно».

Конечно, это связано еще и с тем, что зачастую «запертыми» дома оказывались не только сами студенты, но и их родители, также переведенные на дистанционную работу: «Очень тяжело жить в доме с толпой родственников без возможности куда-нибудь сбежать». Следовательно, вся семья находится в ситуации, когда быт, работа, учеба, общение друг с другом перемешиваются между собой и не совсем очевидно, как их разграничивать во времени и пространстве одной квартиры: «Родители постоянно приходят и целуют в носик. А еще еду приносят и вкусняшки. Спасите меня…».

Проведение учебных пар в онлайне порождает множество конфузов. Теперь преподаватели и одногруппники могут познакомиться с чьим-то младшим братом, котом и услышать разговоры с близкими: «По окончании лекции я вышел из чата, но оказалось, что не вышел, у меня автоматически включился микрофон, и получается, что преподаватель слушал мой разговор с семьей почти пять минут. Неловко».

Во время физкультуры в кадре всегда промелькивает кот или четырехлетний брат, который берет все внимание на себя и разговаривает с физруком

Техническая оснащенность тоже оказалась значимой проблемой для многих. Когда на дистанте и родители, и студенты, и школьники, трудно решить, кто и когда должен работать на домашнем компьютере: «Если, например, лекция, то вполне удобно, но с семинарскими занятиями есть проблемы, особенно если в это время необходимо пользоваться компьютером. Он у меня дома один».

Изменение режима дня

Студенты высыпаются, но страдают головными болями

Для студентов самоизоляция стала испытанием навыков самоорганизации и тайм-менеджмента. Бороться с прокрастинацией в стрессовых условиях вынужденного карантина нелегко: «Каждый день — день сурка. Это невыносимо. Все требуют всего сейчас же». Для кого-то этот период становится подтверждением представлений о сложностях подобного режима жизни. Если раньше опасения, связанные с трудностями самоорганизации, непросто было проверить на практике, теперь это стало возможным: «Как я и ожидала, мне совсем не подходит такая система обучения: у меня плохая самоорганизация, плюс я не люблю сидеть дома».

Учебная рутина заполнила быт студентов, что далеко не всегда вызывает положительные эмоции, так как разграничивать пространство в буквальном смысле стало сложнее: «Рядом с рабочим местом стоит кровать, на которую хочется лечь, к тому же сложнее себя мотивировать, так как четких дедлайнов у нас нет». Более того, переход на дистанционный режим порой вызывает фрустрацию и замешательство, что может выливаться в прокрастинацию как реакцию на попытку решить несколько задач одновременно: «У меня повышенная тревога из-за того, что сейчас я не посещаю вуз и не до конца понимаю систему дистанционного образования», «Проблемы с прокрастинацией. И это не очень смешно».

На студентов обрушился большой объем заданий, выдаваемых на карантине, — с этим, кстати, столкнулись и школьники. Учащиеся вузов отмечают, что выполнять такое обилие домашних работ непросто: «Во время каникул (с 27 марта по 5 апреля) я выполняла все дз, которые назадавали, потому что их было просто гигантское количество», «Огромное количество дз, с которым не успеваешь дышать».

Также студенты отмечают, что время на выполнение заданий распределено неоднородно и ответственность за это в меньшей степени лежит на самих учащихся вузов: «Нагрузка на студентов падает неравномерно: в одну неделю я провела за компьютером 5 дней с 10 утра до 10 вечера, в другую — потратила суммарно два часа», «За прошлый семестр мы получили меньше дз, чем за первое время после объявления карантина».

Существуют и положительные моменты — как правило, они связаны с тем, что время на дорогу до вуза теперь можно потратить на себя: «Мне нравится не вставать на час раньше и не идти 40 минут до места обучения», «Значительная экономия времени (2~ часа на дорогу плюс 2~ часа в дни, когда есть окна и приходится ждать), экономия денег (на проезд и питание), отсутствие необходимости в раннем подъеме (и, как следствие, не спишь на первых парах), наглядное представление информации (преподаватели используют презентации)».

При этом многие отметили, что график сна и бодрствования принципиально изменился и «все живут в одном большом дне», а у студентов из-за постоянных онлайн-активностей и гиподинамии появились болезни совсем не по возрасту, например больная спина и головные боли: «Тяжело сидеть по 10 часов за компьютером», «Переношу головные боли от 7-часовых звонков в зуме».

Рядом с рабочим местом — кровать, на которую хочется лечь

На вынужденной самоизоляции некоторые студенты осознали, что на самом деле им нравится посещать университет: «Я открыла для себя, что я очень люблю ходить в универ, бывать на улице и дышать воздухом», «Очень хочется на пары в вузик, дома грустно, одиноко и сложно учиться».

Образовательные практики

Как студенты полюбили онлайн-образование

Студенты нередко положительно оценивали случаи, когда университетские занятия были заменены онлайн-курсами, так как такие курсы кажутся респондентам более интересными и продуманными, чем простые лекционные занятия, переведенные в дистанционную форму: «Обычно там интереснее подана информация, нет тонн лишнего текста». Еще студенты считают, что в онлайн-курсах «удобные тесты и задания с понятными сроками и требованиями».

Мы все стали дальше, но как будто ближе

Также студенты положительно оценивают не только появившиеся на дистанте формы обучения, например Zoom и коммуникацию по электронной почте (для многих это было в новинку), но и новые формы контроля знаний: «Удобнее изучить лекцию и пройти какой-либо тест или выполнить какое-либо практическое задание», «Многие онлайн-курсы сформированы интереснее и удобнее для понимания, можно было бы что-то заменить ими. Лекции в зуме были бы удобны, так как можно напрямую поговорить с преподом».

Наконец, интернет в определенном смысле уравнял всех и частично стер границы — географические и личные. Новая реальность вынуждает не только учить и применять на практике правила этикета онлайн-конференций, но и переосмыслять рамки того, что дозволено преподавателям в общении со студентами. Кажется, что теперь стены «храмов науки» не давят и процесс либерализации воспринимается позитивно: «Преподавателю легче отправить мемас, студенты знакомятся с родственниками и животными друг друга», «В дистанте нравится почти все, а еще преподы скидывают смешные мемы».

Амела Шаботич

Исследователь

Максим Алексеев

Исследователь

Ната Скороходова

Иллюстраторка

Ксения Романенко

Академический руководитель проекта, соруководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования»