Система образования с трудом выбирается из вынужденного дистант-формата, на улицах протестуют студенты, а в разгар летней приемной кампании все снова и снова спорят о роли ЕГЭ в жизни школ, вузов и семей. Образование остается ключевой темой в жизни многих, новые изменения в нем неизбежны, а говорить о его развитии одновременно и просто, и непросто. Вместе с руководителями новой магистерской программы НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» разбираемся, что такое доказательный подход и кто, кому и что должен доказать в образовании.

Ксения Романенко

Соруководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования», сотрудник лаборатории «Развитие университетов», преподаватель Института образования НИУ ВШЭ

Алексей Егоров

Соруководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования», сотрудник лаборатории «Развитие университетов», преподаватель Института образования НИУ ВШЭ

Можно ли сравнивать школьников из разных стран? Как ЕГЭ повлиял на образовательные возможности подростков? Кого нужно спросить перед тем, как провести реорганизацию университета? Какие уроки системе образования в целом преподал экстренный переход на дистанционный формат? Отвечать на такие вопросы всегда трудно. С одной стороны, образование касается всех: каждый соприкасался с системой образования как участник, а многие и как преподаватели и администраторы. А это значит, что почти у каждого есть представление о том, куда школьному, вузовскому или дополнительному образованию стоит двигаться. С другой стороны, образование — и как процесс, и как система — устроено по-настоящему сложно.

Образование можно объяснить одновременно через целый набор теоретических и практических линз: от этики, педагогики и психологии через историю и социологию к экономике и управлению. А если речь идет об образовательных реформах, политиках, изменениях и даже просто о запуске новых образовательных проектов, то куда стоит смотреть и кого слушать, чтобы оценить их эффективность или пользу?

Идеальных решений нет, но есть так называемый доказательный подход в образовании. Его аналогом является доказательная медицина, о которой сейчас много спорят. Русский термин является переводом англоязычного «evidence-based» — соответственно, речь идет о том, чтобы решение о реформе образовательной организации или внедрении нового педагогического инструмента принималось на основе доказательной базы, а не на основе сложившихся традиций, текущей конъюнктуры или личных мнений. Эта доказательная база может включать в себя данные разных типов, а также результаты исследований, проведенных на основе этих данных.

Например, для внедрения практик поддержки разных групп абитуриентов нужно сначала посмотреть на данные образовательной миграции молодежи, а перед реорганизацией вуза — провести интервью с преподавателями, студентами и администраторами, чтобы узнать их планы и опасения.

Данные для понимания образования могут быть и качественными, и количественными. Использование данных фитнес-трекеров позволяет узнать о повседневности школьников, а выгрузка данных «ВКонтакте» — об их вкусах в литературе. Увидеть взаимодействие сельских школ и местных сообществ поможет старое доброе этнографическое наблюдение, а оперативно оценить эффекты перехода на онлайн-обучение в связи с пандемией — онлайн-опросы.

Безусловно, не любые данные и исследования могут использоваться в качестве доказательной базы для разработки и реализации образовательной политики

Во-первых, данные, на основе которых принимаются решения, должны быть правильно собраны. Например, если речь идет о выборочном обследовании, то используемая выборка должна быть репрезентативной, то есть правильно отражать все пропорции генеральной совокупности. Во-вторых, используемые для выработки политики исследования должны быть проведены с использованием подходящей методологии. Кроме того, исследователи отмечают, что при сборе данных и проведении таких исследований важно учитывать социальные и культурные контексты.

Является ли доказательный подход абсолютным благом?

Если использовать его слишком прямолинейно, то даже наоборот. Исследовательница Татьяна Хавенсон в своей диссертации приводит примеры неправильного использования доказательного подхода. Так, данные международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS, PIRLS) стали использоваться для того, чтобы перенимать образовательные практики у стран, где школьники демонстрируют наиболее высокие баллы в этих испытаниях. Однако без учета культурных особенностей разных стран и того, что взаимовлияние разных факторов не равно причине и следствию, подобное использование данных в образовании становится некорректным.

Для демонстрации того, как разные исследования приходят к разным выводам, разберем кейсы, когда использование данных легло в основу настоящего доказательного развития образования.

Одним из примеров доказательного подхода в образовательной политике является использование результатов исследований для разработки программ, связанных с вложением дополнительных финансовых ресурсов в сферу образования.

Особенностью глобальной образовательной политики, проводимой в 80–90-е годы прошлого века различными международными организациями, такими как Всемирный банк, в развивающихся странах, является ее ориентация на детей дошкольного и школьного возраста. Проекты, связанные с ранним развитием детей, модернизацией начальной и средней школы, получали относительно большие объемы финансирования по сравнению с проектами, ориентированными на другие уровни образования.

Такой фокус образовательной политики имел под собой доказательную основу. В частности, политики опирались на эмпирические и теоретические исследования экономической отдачи от инвестиций в образование. Результаты таких исследований, проведенных на основе больших массивов данных по разным странам, свидетельствовали о том, что отдача от образования убывает с ростом уровня образования. Иными словами, каждый дополнительный доллар, вложенный в начальное образование, имеет относительно больший положительный эффект как на последующие образовательные и карьерные успехи отдельного человека, так и на благосостояние региона или страны в целом.

Таким образом, исходя из этой доказательной базы, для международной организации, целью которой является, например, борьба с бедностью в отдельно взятой стране, оптимальной будет стратегия, в рамках которой большая часть доступных ресурсов направляется на развитие начальных уровней образования в этой стране.

Продолжая разговор о борьбе с бедностью и неравенством, стоит вспомнить одно из самых влиятельных исследований — «Равенство возможностей в области образования», также известное как «доклад Коулмена». Опубликованное в 1960-х, оно оказало существенное влияние на развитие образования, так как показало, что для успеха школьников важны не столько ресурсы школы, ее финансирование или оборудование, сколько бэкграунд семьи и влияние соучеников. Исследование, переключив внимание с ресурсов, которые вкладываются в образование, на результаты, показало, насколько сильное влияние на образование оказывает неравенство семей, и в итоге привело не только к десегрегации школ в Соединенных Штатах, но и к формированию движения за эффективность школ во всем мире.

Таким образом, исследования действительно могут стать основой для развития образования, а вместе с ним и толчком к изменениям в жизни многих и многих людей.