Саунд-дизайн — одно из наиболее востребованных направлений в музыкальной индустрии. Специалисты не только озвучивают фильмы и компьютерные игры, но и создают звуки для мобильных приложений, роботов, автомобилей, бытовых предметов. Иметь музыкальное образование для этого необязательно. Т&Р поговорили с основателем Института звукового дизайна Василием Филатовым о том, какие направления существуют в саунд-дизайне, как стать специалистом в этой сфере и работать с международными компаниями.

Василий Филатов

Основатель Института звукового дизайна и агентства SoundDesigner.PRO, композитор, саунд-дизайнер.

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая «звукорежиссура» — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Мир саунд-дизайна многократно увеличился за последние 10 лет и стал одним из самых перспективных направлений

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Интерактивный sound design

Можно разделить звуковой дизайн на несколько современных направлений. Первое — это интерактивный звуковой дизайн. К нему относится создание звуков для компьютерных игр, мобильных приложений, инсталляций современного искусства. Саунд-дизайнер должен понимать, как будет воспринят тот или иной звук, поэтому изучение психологии восприятия, коммуникаций, драматургии является необходимой частью обучения. В Институте есть несколько курсов, которые нехарактерны для рынка, за что мы часто получаем упреки коллег. Аудиопрограммирование, операторское мастерство, PR и коммуникации — важная часть работы над проектом. Как минимум, работая в команде, необходимо понимать, что делает другой человек и, несомненно, найти с ним общий язык.

Возьмем самый простой пример. У вас в мобильном телефоне несколько приложений для общения. Скажем, пусть это будут Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Каждый раз, когда приходит сообщение, вы понимаете, какое приложение открыть. Звук упрощает коммуникацию с устройством.

Если говорить об окружающем пространстве, звук помогает и тут: вы знаете, что замок открыт, автомобиль завел двигатель без ошибок или что чайник вскипятился. На уровне ощущений вы сразу же понимаете, что дверь открылась.

Звуковой дизайн выходит за пределы компьютерных игр и кино, он становится частью нашего быта

Я выступаю за концептуальный саунд-дизайн. Возьмем, например, проект для «СИЛЫ света» — презентацию Porsche Macan. Вводных со стороны агентства было немного, пришлось самому полюбопытствовать, «а что же такое Macan»?

Оказалось, это одно из пяти балинезийских божеств — тигр. Это точка входа в концепцию проекта. Сразу задаешь себе вопрос: «Как звучит это божество? Как это будет звучать в автомобиле? Какие музыкальные инструменты у этих народов?». Здесь хорошо срабатывает концепция «А что, если…?». Она подталкивает к изучению, исследованию, и, как следствие, созданию необычных и интересных звуков. «Что если совместить голос тигра и двигатель автомобиля» выросло в концепцию по гранулярному синтезу во время шоу. А национальный музыкальный инструмент гамелан по праву занял место в музыкальной партитуре. Саунд-дизайнер должен записать двигатель автомобиля, найти в библиотеке нужный голос тигра, купить библиотеку сэмплированного гамелана, с помощью синтеза скрестить все эти звуки воедино. В итоге, зрителю передаются уникальные ощущения, и у звука рождается история, подчеркивающая происходящее на экране или сцене.

Sound design в музыке

Sound design в музыке — это наиболее понятное музыкантам направление, так как его все активней используют для создания нового звучания в электронной музыке. В последнее время музыка переходит от классического мелодического звучания к тембральному. Например, мелодию «Звездных войн» или «Гарри Поттера» несложно написать. Но попробуйте напеть музыку из «Dunkirk» или «Темного рыцаря» — это почти невозможно, потому что это работа с синтезом и интересными тембральными фактурами. Создание новых тембров — это и есть работа саунд-дизайнера.

Sound design в музыке находится на пересечении между инженерией и композицией. Сейчас характерное звучание поп-исполнителя — это не только тембр голоса, но и его обработка. Современный композитор должен разбираться и в синтезе, и в звукорежиссуре.

Классический пример — если наложить 4 разных звука, сыгранных на одной ноте вместе, и найти баланс между ними, то мы создаем новый звук. Это и есть синтез, только в данном случае, на основе микширования. Новый, интересный, узнаваемый и захватывающий звук становится ключом к музыкальному произведению.

Музыкальный синтез помогает раскрывать историю по-новому, потому что визуальные формы требуют нового решения. Например, мы видим на экране фантастический мир роботов. Если мы просто возьмем музыку Джона Уильямса или Прокофьева, наверное, это будет работать немножко странно. Но стоит найти новые тембры, и даже музыка Бетховена начинает открываться совершенно по-другому.

Sound design в кино

Сейчас подрастают молодые, талантливые режиссеры. Российские студии уже более 10 лет работают над международными проектами, включая Голливуд. Отечественные сериалы начинают осваивать платформы Netflix, а о «Маше и Медведе» знают теперь по всему миру. Выходя на мировой рынок с гигантской аудиторией, мы должны также быть более ответственны к звуку. И саунд-дизайн — это ведь не только фантастика и «бластеры».

Дизайн звука можно найти и в сложных жанрах, таких как драма и комедии. Как будет звучать пространство? Как будут звучать капли дождя? Какие эмоции они вызывают? Синтез фактуры или классическая запись шумов? А может быть капли дождя будут записаны приглушенными ударами по струнам рояля?

Sound design в пространстве

Лаборатория звука в Институте — это наше отдельное направление. Мы создаем решения для крупных секторов рынка. Электротранспорт требует вовлечения саунд-дизайнера в процесс. Потому что бесшумная Tesla на дорогах будет опасна для пешеходов. Мы проводим исследовательскую работу, создаем гайдлайны и продуктовые решения: как может звучать тот или иной тип транспорта, общественное пространство или виртуальный мир.

Создавать звуковой дизайн безумно интересно. Вот вы берете в руки лист бумаги, надрываете его и можете попробовать переосмыслить звук: ведь почти так же звучит короткое замыкание в электрической цепи.

Саунд-дизайнер берет звуки из повседневной жизни и переосмысливает их

Вы смотрите кино, ставите музыкальный трек или просите Яндекс.Станцию запустить «какую-нибудь расслабляющую атмосферу», управляете автомобилем или играете в компьютерную игру. Все, что вы слышите — работа саунд-дизайнеров. Обычно человек не задумывается, как это все создается. Он принимает решение на основе субъективных «нравится / не нравится». Наша задача — сделать так, чтобы все звуки соответствовали ожиданиям каждого человека.

Перспективы для саунд-дизайнеров

Саунд-дизайнером можно стать и не имея музыкального образования. Когда я запустил Институт, предполагал, что к нам придут молодые звукорежиссеры. Оказалось, что я был не прав: саунд-дизайнерами хотели стать и арт-директора Яндекса, инженеры из Boeing, юристы, графические дизайнеры. Оказалось, что совершенно не важен их бэкграунд, если они любят мир звука и хотят создавать и учиться. Многие из выпускников радикально меняли профессию и уходили в мир саунд-дизайна.

За год можно получить необходимые навыки для того, чтобы профессионально работать и продолжать развиваться в этой сфере. На занятиях мы развиваем музыкальный слух, безусловно. Но в том числе и прокачиваем soft skills. Во-первых, саунд-дизайн — это тренировка внимания: специалисту необходимо прислушиваться к звукам окружающего мира, различать их. Во-вторых, мы учим собственному позиционированию, чтобы саунд-дизайнеры смогли себя продвигать на рынке, находить клиентов не только в России, но и за рубежом.

Многие саунд-дизайнеры работают с зарубежными проектами даже чаще, чем с российскими. Ведь и язык уже не является барьером, для этого есть Google и Yandex-переводчики. Саунд-дизайнер может работать в музыкальной индустрии, создавать звуки для компьютерных игр, озвучивать общественные пространства, выставки, ролики для YouTube.

Активно развивается генеративная музыка — это музыка, которая сгенерирована на основе алгоритмов. Мы скоро услышим совершенно новые интересные тембры, созданные компьютером. Звук дает возможность снять напряжение со зрения: если вы пилот самолета или космического корабля, вам нужно учитывать сотни параметров. И звук способен сообщить вам информацию быстрее, не переключая фокус внимания.

Визуальный мир уже перенасыщен, а звуковой дизайн способен расширить наше восприятие медиапространства. От качества работы саунд-дизайнеров зависит мир, в котором мы окажемся совсем скоро.