Мы все являемся свидетелями бурного всплеска в индустрии дополнительного обучения. Авторские курсы, школы, марафоны запускают даже скептики, очень далекие от образования. Однако между желанием оседлать бум на обучение и созданием реально полезного обучающего продукта — огромная пропасть, преодолеть которую и не скатиться в инфобизнес по силам лишь единицам. Один успешный специалист из 10 создавших курс, которому повезло, — это типичный пример того, что называется ошибкой выжившего. Потому что, во-первых, создавать авторские курсы не так просто, как может показаться на первый взгляд, и, во-вторых, далеко не всем это нужно и можно делать. Даже если вы эксперт.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Преподавание как вторая карьера для успешного специалиста — это и хорошая мотивация для удержания ключевых сотрудников в компании, и выигрышный вариант для опытных профессионалов, которые из-за пандемии остались без работы или дела (согласно последним данным, более половины бизнесов, закрывшихся на время карантина, так и не возобновили свою деятельность; безработица растет, а наем падает). На фоне этого запуск курса может показаться реальным выходом, способом вернуть ощущение нужности, а также поделиться своими знаниями, накопленным опытом и научить других навыкам, над приобретением которых вы усердно трудились последние -надцать лет.

Поэтому я, конечно же, не имею намерения никого останавливать на этом пути поиска лучшего решения. И тем не менее, как человеку, который был непосредственным инициатором успешных запусков обучающих проектов, мне есть, что сказать, чтобы вы, возможно, подумали дважды или даже поискали другой вариант занятости, который принесет больше пользы и вам, и окружающим. Суровая реальность врезается ложкой дегтя в эту бочку с медом в виде мифической перспективы по-быстрому запустить свой курс и получать регулярный пассивный доход.

Почему создание курса может быть плохой идеей

Вы можете действительно быть или считать себя человеком, обладающим талантом к преподаванию, но достаточно ли этого для запуска курса? За время своей работы я достаточно много общалась с людьми из самых разных индустрий, крутыми и опытными специалистами в своих областях, которые вдохновенно рассказывали мне о планах по запуску своего курса. Ведь у них так много того, чем можно поделиться!

Но я действительно общалась с ними так часто, что легко могла предсказать ответ на вполне справедливые вопросы. Когда я спрашивала у человека, найден ли уже партнер для упаковки опыта и методической проработки, он делал удивленные глаза и вопрошал, мол, зачем, ведь за плечами — десятки и сотни выступлений с презентацией на конференциях и успешные переговоры на самом высоком уровне; у меня навыки презентации 10 из 10, зачем мне какая-то методическая проработка?! Увы, но это так не работает.

Разработка курса требует усилий и планирования, прежде всего, это образовательный продукт, в котором сама ваша экспертиза и опыт — лишь основа, фундамент, который рухнет без методической проработки и освоения инструментов передачи этой экспертизы

Нельзя недооценивать свою аудиторию: как правило, экспертные курсы нацелены на людей думающих, которые уже разбираются в исследуемом вопросе и способны отличить просто красивую обертку от качественного контента и ценных знаний. И вот эти умные взрослые люди, которые заплатили за свое обучение, со здоровым скептицизмом, и чье внимание еще нужно удержать, а уважение заслужить — они просто поднимут доморощенного преподавателя на смех, когда поймут, что тот не умеет эффективно передавать свою экспертизу. Король окажется голым, но толпа не будет делать вид, что не заметила этого.

Если это вас не пугает, и вы уверены, что история выше не про вас, изучите 7 простых пунктов, которые помогут убедиться, что ваш авторский курс точно должен случиться.

  • Вас не пугает слово «андрагогика», вы знаете его значение и понимаете, что дизайнер образовательного опыта — это не дополнительная графа в разделе расходов, а важнейший элемент любого продукта, претендующего на образовательную ценность. Делать курс без методиста, это как накладывать себе гипс по видеоинструкции.

  • Вы искренне понимаете, что между выступлением с презентацией на конференции и проведением занятия — разница примерно такая же, как между чтением лекции о строении внутренних органов и проведением хирургической операции. Преподавание — это отдельный набор компетенций, которые нужно регулярно развивать и тренировать.

  • У вас нет цели обогатиться за счет своего курса и получить все и сразу. Увы, но ни один онлайн-курс не сделает вас миллионером за одну ночь: количество курсов, пользующихся безоговорочным успехом, невелико. Это не значит, что онлайн-курсы не могут быть прибыльными, но ваше финансовое будущее должно зависеть от чего-то более конкретного, чем эфемерная мечта о легких деньгах.

  • Вы знаете минимум 10 человек, для которых ваш опыт будет ценен, необходим и поможет стать лучше, зарабатывать больше, делать свои задачи эффективнее. Если нет и этих десяти, то где вы собираетесь найти свою аудиторию?

  • Вы можете честно и искренне сказать, в чем ROI вашего курса и как именно инвестиция в знания (оплата за курс) вернется каждому слушателю.

  • У вас есть опыт создания собственного контента (успешный, подтвержденный объективными показателями и критериями) — экспертный блог, инструкция, коучинг младших коллег, открытые семинары для обмена опытом с коллегами, экспертные колонки в профильных медиа и так далее.

  • И, пожалуй, самое важное: вы обладаете многолетним практическим опытом в том, чему собираетесь учить. Все инструменты опробованы (успешно) в реальных проектах и достигнуты блестящие показатели. Самое печальное — это тренер по личному бренду в соцсетях с 107 подписчиками в инстаграм, куратор HR-трансформации, который ни дня не проработал с командами, или эксперт по публичным выступлениям, который не может удержать внимание публики в прямом эфире более двух минут.

Я убеждена, что у абсолютного большинства людей есть классная экспертиза в какой-то своей нише, важно только правильно ее определить, а затем честно и трезво оценить свой уровень, не экономить на помощи профессиональных методологов и на тщательной тренировке своих преподавательских навыков. Действительно ли ваш опыт достаточен для того, чтобы запустить полезный курс, или это просто пополнение рядов инфоцыган?

Если семь пунктов выше — про вас…

… вы можете попробовать создать свой курс, но только если четко понимаете, что делаете. Ведь как выглядит путь успешного курса по мнению новичка в этом деле? Примерно так: выбор темы и ниши, подготовка уроков, формирование профиля ЦА, массовая рассылка, продажи, покупки и, бум, ДЕНЬГИ ГОРОЙ!

Вот только ухватить свою аудиторию в таком супер конкурентном поле очень непросто. Если она у вас уже есть и в идеале сама просит чему-то ее научить, считайте, вам повезло: вы уже на шаг впереди.

Если аудитории у вас нет, создать ее только для запуска курса будет чрезвычайно сложно. В одиночку на формирование клиентской базы в несколько тысяч человек у вас может уйти пара лет (и немало на освоение нужных маркетинговых инструментов), параллельно с которыми вы должны будете продолжить формирование самого курса. Либо, чтобы не отвлекаться, вам будет нужна опытная в продажах таких продуктов команда, бюджета на которую конечно нет.

Что касается продаж курсов — дело всегда в цифрах. Если хотите добиться успеха, вы должны заставить математику работать на вас. Открою секрет: среднее число конверсии для продажи курса — 1% от вашего списка адресов, то есть, если у вас есть список из 1000 человек, возможно, 10 из них совершат покупку. А некоторые отрасли и вовсе могут рассчитывать на 0,5%. Если учесть время и усилия на создание курса, запуск, продвижение, обработку любых запросов, связанных с обслуживанием клиентов, картина становится еще менее привлекательной. Правда заключается в том, что уже до запуска у вас должен быть довольно большой список правильных людей, у которых есть средства и желание купить ваш курс.

Запускать образовательный продукт действительно трудно. Очень трудно. Очень-очень трудно. Плавный запуск, конечно, возможен, но он все равно не будет простым. От формирования УТП, коммуникационной матрицы, профиля аудитории, контент-плана до настройки рекламных кампаний, целевых страниц, лид-магнитов и многого другого — вам будет нужно думать обо всем. Но даже и это не главное — запуск точно вызовет у вас эмоциональное, моральное и даже физическое истощение. Вам действительно будет нужна тонна эмоциональной поддержки, и будучи частью команды, пройти этот этап чуть проще, но если вы работаете в одиночку, то и несете эту ношу совершенно одни. Так что вот она, истинная стоимость запуска: расходы на методическую упаковку, продакшн, рекламу, поддержку клиентов, а заодно — бесконечная трата вашего времени, энергии и рассудка. Прежде чем вы решите создать курс, убедитесь, что экономика работает в вашу пользу.

Важное дополнение, в контексте новой реальности, если во время формирования курса вы решите перейти к онлайн-формату: если вам методически проработали курс для проведения его в очном формате, то для онлайна придется начинать с нуля, потому что это две кардинально разные вещи. Упаковка экспертизы — это важный этап создания своего курса, и не надо его перепрыгивать, как, к сожалению, делает большинство. (Чтобы было чуть легче и понятнее, советую почитать нашу инструкцию.)

Если вы на все это не готовы, возможно, есть смысл обратиться к альтернативе, а именно, к консалтингу, что проще. Он требует меньше специальных навыков, да, масштабируется чуть хуже, но зато представляет собой вариант здорового специалиста с действительно классным ценным практическим опытом. Вместо того, чтобы иметь дело с сотнями потенциальных клиентов, которым нужно дать ценность, вы будете работать с несколькими, которым сможете помочь. У вас будут реальные человеческие отношения вместо списков адресов электронной почты и осязаемый результат вашей работы: не просто продажа, а реальный успех компании.

Так что если перед вами стоит выбор между тем, чтобы запустить авторский курс плохого качества и пополнить ряды инфоцыган, и тем, чтобы стать хорошим консультантом и приносить реальную пользу узкому кругу бизнесов, лучше выберите второе.

В целом, я считаю, что растущее количество классных образовательных продуктов от практиков — это отличный тренд. Но очень хочется, чтобы было поменьше курсов про успешный успех, запущенных для галочки, и побольше методически проработанных и действительно полезных обучающих продуктов от реальных экспертов-практиков.