Создатель телеграм-канала Funscience не считает себя профессионалом в области науки и в обычной жизни занимается совсем другими вещами. Научно-популярные статьи для него и его коллег — это большое хобби, которое тем не менее пришлось по душе десяткам тысяч человек. На этой неделе T&P поговорили с Николаем о том, как писать о науке в свободное время и не зависеть ни от дедлайнов, ни от главного редактора.

Канал в какой-то мере появился благодаря научно-популярному ресурсу membrana.ru, который был организован как «Хабр», но только про науку: публиковаться там могли любые авторы, способные представить уникальный, интересный материал, а самые читаемые и популярные попадали в лидеры рубрик. Наверное, большинство любителей научпопа примерно 5–10 лет назад сидели на этом ресурсе и общались в его чатах. К сожалению, в какой-то момент создатели перестали заниматься сайтом, материалы начали пропадать и перед преданными читателями встал вопрос о поиске альтернатив. Тогда мне и ряду моих единомышленников пришла в голову идея реанимировать «Мембрану» — мы обратились к владельцу и предложили выкупить платформу. Но несмотря на то, что владелец признался в нехватке времени и, наверное, интереса для того, чтобы продолжать самому заниматься сайтом, продавать его он отказался. Тогда мы обратились с предложениями о сотрудничестве к другим, чуть менее известным научпоп-сайтам, но с ними тоже тоже не сложилось.

С третьего раза мы решили больше не искать варианты через других, а сделать что-то свое как хобби: кладезь материалов, которые интересны нам самим. В тот же день мы зарегистрировали страницу в Facebook и сразу дали ей название Funscience. Это было около 6 или 7 лет назад, страница существует до сих пор. Уже потом, в качестве эксперимента, почитав про телеграм, мы завели каналы — это случилось сразу же, как только они появились, примерно 5 лет назад. В телеграме мы создали не только канал Funscience, но и несколько каналов другой тематики, в частности Science — на данный момент самый крупный англоязычный канал в тематике «научпоп» во всем телеграме.

Сейчас принцип подготовки материала для канала следующий: мы анализируем информацию, которая есть в западном сообществе, на англоязычных сайтах, выбираем самые интересные темы и на основе имеющихся материалов делаем авторскую компиляцию и перевод. То есть, условно, берем 10 сторонних ресурсов, из них выбираем все самое ценное по той или иной новости и формируем единый материал. Также в процессе отбора материалов участвует наше чат-сообщество, в международном сегменте это чуть меньше 6 тысяч человек.

Однако на заре работы канала на нем присутствовали только дайджесты материалов, что-то вроде самых интересных научных новостей по моему мнению и мнению моих единомышленников. Так продолжалось довольно долго, пока мы не пришли к пониманию, что нам надо готовить уникальные материалы самостоятельно, — в то время мы начали привлекать для написания статей отдельных авторов. В какой-то момент только для канала писало около 10 человек, но сейчас мы от этой практики отказались. Фактически на данный момент за пополнение материалов отвечают два человека: я сам и моя коллега-автор Дарья.

В повседневной жизни я занимаюсь развитием международного бизнеса в странах Юго-Восточной Азии, и этот канал для меня, как и для всех его участников, самое настоящее хобби, а не работа. Мою коллегу, главного редактора Дарью, можно услышать в наших подкастах с самыми интересными новостями науки за прошлую неделю, которые публикуются по понедельникам. Еще у нас в команде есть порядка 10 человек, которые активно участвуют в жизни канала тем, что осуществляют модерацию наших чатов. Мы все из очень разных отраслей, далеко не все имеют отношение к профессиональной науке. Кто-то работает в госструктурах, кто-то — в бизнесе, примерно 80% тех, кто помогает вести канал, отбирать материалы и исправлять их — это люди с IT- и телеком-бэкграундом, тестировщики и разработчики софта. Есть и те, кто имеет самое непосредственное отношение к журналистике.

Проект полностью некоммерческий, а если учитывать не только средства, но и личное время на создание контента для канала, то еще и убыточный. Любое серьезное хобби, как правило, вещь затратная: дорого летать кататься на лыжах или справляться на рафтинге, дорого и ресурсно вдумчиво вести телеграм-канал. Но нам это дело просто интересно, оно увлекает, и главное — мы можем заниматься им везде, где бы мы ни находились (так вышло, что основной костяк задействованных людей часто путешествует). Мы не профессионалы, мы не зарабатываем на этом деньги, мы работаем над проектом в свободное время, но поэтому же на нас ничего не давит: ни главный редактор, ни дедлайны, ни KPI, ни инвесторы, ни капитализация. И это круто.

Канал позволяет нам нести науку в массы, основная наша цель — популяризаторская, делиться с другими тем, чем горим мы сами. Плюс какое-то время назад наш канал Science сотрудничал с рядом университетов, которые использовали нашу площадку для международной популяризации идеи о том, что Россия — это не только нефть или аграрная деятельность, но и наука. Так, мы публиковали материалы на английском языке про уникальные открытия российских ученых, и люди из 20–40 стран со всего мира читали эти новости. Российским научным медиа сейчас тяжело делиться своей информацией за рубежом из-за различных социально-политических причин. Телеграм же, поскольку это открытая платформа, совсем другая история, и мы с радостью помогали нашим российским университетам распространять информацию о том, что и в России делают интересные открытия международного уровня и ведут совместные работы с учеными из других стран. Научная жизнь, как и интерес к науке, не имеет границ.

Параллельно с каналом в телеграме у нас есть канал на YouTube, где мы публикуем научпоп-видео, «Яндекс.Дзен», а после начала пандемии в качестве эксперимента мы даже завели Instagram — сейчас там около 15–16 тысяч подписчиков. На каждой площадке контент немного разный: в «Дзене» публикуются авторские статьи, в телеграме — анонсы статей, авторское мнение, дайджесты и ролики специально для формата канала. То, что мы постим в IG, также отличается от того, что есть на канале: там появляются короткие видео более легкой научпоп-тематики. Недавно мы также попробовали писать большие научные статьи, лонгриды — их публикуем исключительно на уже упомянутом «Хабре». Кстати, несмотря на то что YouTube-канал у нас маленький, мы вошли в российское сообщество SciTopus — туда отбираются ресурсы, платформы и сайты, которые не занимаются мракобесием, то есть лженаукой, а публикуют проверенную информацию, которой можно доверять в научном сообществе.

Таким образом, мы существуем как проект целого ряда платформ, но без сайта, и телеграм-канал — одна из основных наших площадок, хотя ее активное, осознанное развитие, с вкладыванием денег в рекламу, прекратилось где-то два года назад.

Связано это с тем, что научпоп далеко не самая массовая и популярная тематика. Особенно когда речь идет о крупных форматах, а не о «факт дня + картинка». Наша аудитория более узкая, читать научпоп и hard science любят далеко не все. Именно поэтому мы в какой-то момент просто поняли, что вливать деньги в рекламу канала больше нет смысла: вся целевая лояльная аудитория и так уже у нас.

Причем когда мы делали опросы, мы увидели интересную закономерность: многие читают нас как журнал

Что это значит? Допустим, человек работает в течение всей недели, у него миллион чатов по работе и он не заходит на канал, чтобы долго и вдумчиво почитать научпоп-статьи под чашечку кофе или на ночь глядя. Но зато на выходных он выделяет время на то, чтобы осознанно прийти на канал и посмотреть, что же там за все это время происходило, читает дайджесты, проваливается в лонгриды. То есть проводит на канале пару часов в неделю, но единоразово — это очень нетривиально для телеграм-каналов. В основном они, особенно большие новостные или развлекательные каналы, работают по совсем иной модели: краткий, быстрый формат, который аудитория читает, не отрываясь от дел, на ходу.

Наша же аудитория в этом своем поведении уникальна, она нишевая. Пусть небольшая, но интересующаяся и интересная сама по себе — мы стараемся делать контент именно для этих людей, он не массовый. Самые активные наши читатели идут общаться с нами и друг с другом в специальный чат, постоянно участвуют в каких-то диалогах, делятся новостями и чем-то своим, что мы обычно берем на заметку. У нас есть интерес к тому, чем дышат и что обсуждают прямо сейчас те люди, которые нас читают.

За время карантина, чтобы развеселить всех, кто уже совсем устал сидеть дома, мы даже устраивали несколько раундов общения с нашими подписчиками в Zoom. Это был формат свободной дискуссии с приглашенными профильными спикерами, темы для бесед обсуждались и отбирались вместе с аудиторией. Например, однажды мы говорили про Илона Маска и его Neuralink вместе с ребятами с канала «Илон Маск», самого крупного русскоязычного канала, который посвящен всей линейке разработок изобретателя. Они очень профессионально рассказывали про Neuralink и делились разными нетривиальными нюансами и тонкостями. Или, например, была у нас и сессия, посвященная атомной энергетике и типам атомных реакторов — там ключевыми спикерами выступали две молодые девушки, которые работают в структурах «Росатома». Они прочитали лекцию, подготовленную специально для нашей аудитории и нашей встречи.