Специалисты в области гуманитарных наук философы Виктор и Юлия Горбатовы, социолог и философ Кирилл Мартынов и доктор юридических наук Елена Лукьянова создали независимый образовательный проект «Свободный университет». Все занятия проводятся в онлайн-формате, а само обучение будет бесплатным. Курсы представляют собой фрагмент академической программы Liberal Arts, которая отличается от традиционной системы принципами и подходами к обучению. Т&Р поговорили с сооснователями «Свободного университета» Кириллом Мартыновым и Виктором Горбатовым о том, для кого создан проект и как стать его участником.

Кирилл Мартынов

Российский философ, специалист в области современных политических теорий, аналитической философии, публицист, переводчик

Трансформация образовательной системы

В этом году мы все столкнулись с крупнейшим за последние десятилетия кризисом всей образовательной системы. Поэтому к созданию «Свободного университета» подтолкнула не только бюрократизация в высших учебных заведениях, но и события этой весны.

Вирус уравнял всех и дал возможность строить все заново, не имея больших ресурсов и кампуса

Когда мы преподавали онлайн, трудностей было много, никто не знал, как работать в этих условиях. Много времени уходило на решение технических проблем. Однако я вел маленький курс у сильно мотивированных студентов, которые хотели получить максимум даже в этих условиях. Мы увидели, что в зуме чему-то можно научиться даже за 10 семинаров, если обе стороны этого искренне хотят. Онлайн-образование — это в первую очередь про мотивацию и студентов, и преподавателей. С этим настроем и нужно работать.

У преподавателей «Свободного университета» есть собственные методологические наработки для обучения в онлайн-формате. Просто не хочется, чтобы этот труд пропадал. Мы делились друг с другом опытом, сами же учились. Теперь этот опыт нужно куда-то перенести.

Мир пережил локдаун, а мы впервые за нашу профессиональную жизнь не могли говорить со студентами лицом к лицу. Никто не объяснял нам, как заменить аудиторию конференцией в интернете и как сделать осмысленными занятия в новых условиях. Мы научились этому сами.

Фрагмент обращения основателей «Свободного университета»

Преимущества, безусловно, в том, что мы не привязаны к конкретному месту и можем пригласить преподавателей в том числе из-за рубежа. В перспективе мы начнем сотрудничать с профессорами из разных университетов мира.

Во время локдауна пришлось довольно сильно перестраивать всю структуру и механику занятий: «Так, этот интерактив в зуме не пройдет, редуцируем его до быстрого квиза. А вот эту групповую работу я раньше не мог провести в аудитории, много времени уходило на разбиение по командам. Зато сейчас могу распределить людей на залы одним нажатием кнопки». Все задания надо заранее вынести на доску (Padlet или Miro), заранее подготовить опросы в гугл-формах. На это уходит время, иногда целые часы. Поначалу сильно угнетали черные экраны участников и общение через чат. Дистанция, личные границы, этикет — все это пришлось простраивать заново, переизобретать вместе со студентами. Сейчас ощущаю, что могу провести занятие в зуме с такой же эмоциональной отдачей и контактом, как в офлайне. Иногда даже круче получается. Так что к онлайн-форматам лично я отношусь с воодушевлением. Но к офлайну мечтаю когда-нибудь вернуться, есть в нем свое неповторимое очарование.

Виктор Горбатов, сооснователь «Свободного университета»

В «Свободном университете» студент на любое занятие может пригласить специалиста, который способен дополнительно объяснить тему занятия исходя из собственного опыта. Эта гибкость — огромное преимущество.

Чему учат в «Свободном университете»

Лекции, к которым все привыкли, не будут проводиться в «Свободном университете». У нас свободное посещение. На семинары приходят те, кому это действительно нужно.

1 сентября запускаются 20 курсов. Мы хотим сделать фрагмент бакалаврской программы Liberal Arts (свободные искусства). Мы запустим как более длительные курсы (полгода), так и относительно короткие, но интенсивные программы на 2–3 месяца.

В университете будут преподавать свободные науки. Это социально-гуманитарное знание, которое связано с формированием взглядов человека в ответ на быстро меняющийся современный мир.

Большая часть занятий будет проходить в формате семинаров, дискуссий, а также мы устроим дебаты и интеллектуальные игры. Лекций постараемся избегать. Планируем ввести и офлайновые активности: летние школы, формально-неформальные дискуссии в барах.

Liberal Arts Education — традиционная академическая программа западного высшего образования, которая охватывает четыре области: естественные науки, социальные науки, искусство и гуманитарные науки. Центральными академическими дисциплинами являются философия, лингвистика, литература, история, политология, социология, психология. Одно из преимуществ такой системы — возможность составлять свое расписание в соответствии со своими предпочтениями.

Курсы в «Свободном университете»:
  • Введение в теорию вероятностей

Задача курса в том, чтобы показать, как теория вероятностей работает в прикладных задачах, в повседневной жизни.

  • Сравнительная политика

Студенты научатся сравнивать политические системы в различных странах и проводить самостоятельные исследования на основе теорий политической культуры, политических институтов, политических партий, гражданского общества.

  • Эволюция сюжета и жанра

Студенты рассмотрят 12 метасюжетов мировой литературы, историю и причины их зарождения. Эволюция романа исследуется на зарубежном материале.

  • Основы логики и аргументации

Курс направлен на улучшение навыков логического анализа естественной аргументации. Преподаватели сделают экскурс в разделы современной теории коммуникации, когнитивной науки и динамической эпистемологии. Занятия будут проходить не только в формате семинаров: в рамках курса запланированы дебаты, аргументативные игры и speak up тренинги.

  • Классическая риторика и техники коммуникации

В курсе расскажут об истории риторики как об искусстве речи и о ее трансформации в современной digital-среде.

  • Авраамический монотеизм: идеи и институты

Преподаватель курса предлагает поразмышлять над тем, как вера в единого Бога меняла ход истории, какими способами можно изучать религию и какое место она занимается в жизни сообществ.

  • Академические права

В рамках курса студенты обсудят, что такое академические права и свободы, каковы основные международные документы и проекты, посвященные академической свободе.

  • Ролан Барт и проект активной филологии

Курс основан на изучении работ Ролана Барта, который пытался выработать новый подход к вербальной, а также и невербальной культуре. Студенты узнают, как его труд повлиял на направления гуманитарной мысли XX века.

  • Социология природы и города: история идей

Описание уточняется.

  • Новые реалии глобальных финансов

Преподаватель расскажет об основах мировой финансовой системы ХХ века, ее эволюции с 1910-х до 1970-х годов и объяснит, как и почему деньги «отделились» от золота.

  • Эпоха режиссеров. Авторское кино XX века

Студенты узнают, как развивалось авторское кино в Европе и США и как оно взаимодействовало с кино массовым.

  • Основы конституционного права

Одна их основных дисциплин в юридических вузах, которую преподаватель обещает объяснить по-новому: без скучных учебников и невнятных лекций.

  • Введение в политическую философию

Программа посвящена основным языкам современной политической философии. Студенты разберут основные тексты XX века, рефлексирующих о природе политического в XX веке.

  • Искусство кино: режиссура и драматургия

Студенты сразу приступят к выполнению практических упражнений и работе над собственными кинопроектами.

  • Сравнительное конституционное право

Курс направлен на изучение конституционных систем США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Японии, России, Украины, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Туркменистана.

  • Стоицизм и вызовы времени

Студенты узнают, как формировалось стоическое направление и почему оно стало популярным в начале XXI века, и поймут, какие проблемы в стоицизме существуют сегодня.

  • Семейное право

В курсе рассмотрят семейные правоотношения. Изучение этой отрасли необходимо, так как именно в семье формируется представление о мире, а также праве на защиту собственных интересов.

  • Гендер и гуманитарные науки

Студенты познакомятся с гендерными теориями и методологией, рассмотрят процессы конструирования и деконструкции гендерных различий, ролей и порядков в социуме.

  • Теория игр

Курс направлен на изучение основ теории игр, применяемых в современной экономической науке. Студенты научатся формулировать теоретико-игровые модели социально-экономических явлений и анализировать их.

  • Семиотика мифа

Студенты будут рассматривать мифы с семиотической точки зрения — как язык описания мира. Студенты познакомятся с современной теорией мотива и спецификой его функционирования в мифологических текстах.

Главное опасение в том, что через три месяца все устанут и скажут, что им тяжело работать с начальством, которое будет указывать, направлять, напоминать о недоработанных часах. В «Свободном университете» такого начальства нет. Надеюсь, мы найдем внешний источник вдохновения в виде площадки или партнера, благодаря которому участвовать станет интереснее. Второе опасение связано с тем, что могут возникнуть сложности с проведением офлайновых мероприятий и поиском площадок.

Сейчас мы думаем над тем, как из этих курсов сделать университетское комьюнити и предложить студентам, кроме курсов, что-то еще — например, создать медийные проекты, подкасты.

Хотелось бы, чтобы студенты, которые учатся где-то еще, могли объединяться в «Свободном университете» и создавать новое комьюнити по интересам, общаться в том числе с преподавателями. У них можно получать рекомендательные письма и использовать их при поступлении в магистратуру.

Кто может стать студентом

С 1 сентября можно присылать мотивационные письма. Обучение бесплатное. Планируем запустить краудфандинг. Мы сначала делаем, а потом уже ищем под это деньги, но не наоборот. Осенью найдем партнеров, которые готовы частично помогать.

«Свободный университет» для тех, кто хочет исследовать свободные темы, дискутировать о них и учиться свободно мыслить

Мы не будем формально вводить какие-то возрастные ограничения, в заявлении укажем, что учащиеся бакалавриата российских и зарубежных университетов имеют преимущества. Однако, если взрослый человек напишет выдающееся мотивационное письмо и объяснит, зачем ему этот курс, и преподаватель захочет с ним работать, мы не будем препятствовать. У нас есть некие обязательства перед молодыми людьми, которые сами пока не зарабатывают и хотят сориентироваться в мире. Поэтому они в приоритете.

«Свободный университет» для тех людей, кто относится к образованию как к «практике себя». Кто готов проживать прочитанные книги, не уклоняться от спора, не бояться пересматривать свои мнения. Это главное. Возраст и профессия вторичны.

Виктор Горбатов, сооснователь «Свободного университета»

В «Свободном университете» работают преподаватели из разных университетов, причем не только из России. Будут и бывшие аспиранты, даже нынешние. Например, одна девушка ведет курс про гендерные теории (гендерный историк Элла Россман. — Прим. ред.). Появится яркая звезда не из академического, а писательского поля (Дмитрий Быков. — Прим. ред.). У нас пока что вся программа на русском языке, но в перспективе появятся и англоязычные курсы.

Я понимаю, как работает общественное настроение, и предсказывал, что на старте будет большое внимание. Сейчас мы постараемся это использовать, чтобы до конца укомплектовать команду и привлечь внимание студентов.