Для повышения квалификации или смены профессии иногда недостаточно пройти онлайн-курс. Программы ДПО (дополнительное профессиональное образование) отличаются продолжительностью, интенсивностью, а также целью обучения. По завершении обучения можно получить соответствующий документ, подтверждающий вашу квалификацию. Т&Р рассказывают, как выбрать ДПО и на какие программы можно пойти в октябре.

Как и где выбирать ДПО

Дополнительное профессиональное образование необходимо для повышения квалификации или смены профессии. ДПО от курсов переподготовки отличается продолжительностью, конечной целью обучения, а также документами, которые вы получаете по окончании программы. Например, после переподготовки студент получает диплом с заявленной специальностью, а в случае переподготовки — подтверждающее удостоверение соответствующего образца.

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делит общее и профессиональное образование на уровни, а дополнительное образование подразделяется на виды. В статье 76 указано, что ДПО получают лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. Особенностью дополнительного профессионального обучения заключается в том, что существует отдельный перечень, который закрепляет конкретные специальности. Обязательным условием является проведение квалификационного экзамена или итоговой аттестации.

Определите цель получения ДПО

Решите, для чего вы собираетесь получать ДПО: повысить квалификацию и конкурентоспособность на рынке или же сменить профессию. Если вы просто хотите исследовать новую область деятельности, не имея профессиональной цели, стоит начать с образовательных курсов для ознакомления, так как программы ДПО, как правило, длятся не менее полугода и отличаются интенсивностью обучения.

Выберите специальность

Вы можете повысить квалификацию. Например, вы собираетесь заниматься HR-менеджментом для изучения кадрового потенциала компании или IT-специалист хочет стать UX-дизайнером.

Определитесь с организацией

ДПО можно получить:

  • В институтах повышения квалификации, которые реализуют программы ДПО в рамках нескольких отраслей. Существуют различные межотраслевые региональные центры, частные бизнес-школы.

  • В академиях, где программы ДПО реализуются на базе высшего образования.

  • В университетах, где получают высшее и дополнительное высшее образование.

  • Специальные производственные подразделения, которые относятся к определенному производственному предприятию.

  • На образовательных сертифицированных онлайн-платформах.

Выберите формат обучения

Обучение может быть как очным, так и заочным или очно-заочным. Сейчас многие программы могут совмещать онлайн- и офлайн-формат.

Сравните программы по дисциплинам

Несмотря на то что программы ДПО могут иметь одинаковое название и направленность, учебные курсы могут отличаться и фокус может быть направлен на определенное направление. Например, если вы собираетесь стать продакт-менеджером, то в одной организации больше внимания может уделяться запуску цифровых продуктов, а в другой большая часть занятий посвящена управлению продуктовой командой.

Выберите программу с наиболее удобным для вас графиком

Если сотрудник проходит ДПО от организации, работодатель обязан составить индивидуальный график, при котором работник сможет совмещать обучение с трудовой деятельностью. В статье 197 Трудового кодекса говорится о том, что каждый работник имеет право пройти профессиональную переподготовку и повышение своей квалификации.

Выберите программу в соответствии с ее длительностью

Одни программы могут длиться 1–2 месяца, другие — около года. Все зависит от интенсивности занятий и цели прохождения обучения.

ДПО со стартом в октябре и ноябре

  • Организатор: МГУ имени М.В. Ломоносова

  • Начало: 15 октября

  • Продолжительность: 120 часов

  • Стоимость: 120 000 рублей

Слушатели программы изучат современный арт-рынок, антикварно-художественный рынок, менеджмент выставочного проекта, историю и теорию фотографиях, коллекционирование, формирование коллекций (практикум), основы экспонирования, хранения и реставрации произведений искусства, электронную коммерцию.

  • Организатор: НИУ ВШЭ

  • Начало: 2 ноября

  • Продолжительность: 10 месяцев

  • Стоимость: 348 000 рублей

Руководители компаний, отделов, служб, бизнес-аналитики, системные аналитики, руководители и специалисты отделов бизнес-анализа, финансово-экономических служб, ИТ-отделов, менеджеры продукта (product manager) и владельцы продукта (product owner), менеджеры по стратегическому развитию, желающие получить знания и навыки, необходимые руководителю.

  • Организатор: МГИМО

  • Начало: октябрь

  • Продолжительность: 9 месяцев

  • Стоимость: 350 000 рублей

Программа предназначена для специалистов различного уровня, которые нацелены работать в условиях глобальной цифровой трансформации современной экономической системы. Слушатели получат навыки и компетенции, востребованные для ведения бизнеса в условиях цифровизации.

  • Организатор: «Яндекс.Практикум»

  • Начало: в любое время

  • Продолжительность: 7 месяцев

  • Стоимость: 84 000 рублей

Интернет-маркетолог моделирует воронку маркетинга и улучшает ее на всех этапах, запускает рекламу и управляет брендом, чтобы пользователи знали о продукте и покупали его; проводит исследования и тестирует гипотезы, улучшает продукт, анализирует метрики и обеспечивает бизнесу стабильную прибыль.

  • Организатор: «Яндекс.Практикум»

  • Начало: в любое время

  • Продолжительность: 9 месяцев

  • Стоимость: от 85 000 рублей

Python-разработчик создает бэкенд-сайтов, который отвечает за функциональность продукта. Разработчик проектирует алгоритмы взаимодействия сайта с другими интернет-сервисами. Студенты изучат язык Python и освоят инструменты бэкендера: Django, базы данных, git. По окончании обучения для получения диплома ДПО необходимо сдать экзамен.

  • Организатор: МГУ имени М.В. Ломоносова

  • Начало: 15 октября

  • Продолжительность: 250 часов

  • Стоимость: 220 000 рублей

Программа «Теория и индустрия моды» ориентирована на аналитиков моды, имиджмейкеров, журналистов, а также всех тех, кто интересуется миром моды. Структура программы включает в себя историю и теорию моды, аналитику, практикум, Fashion Institute of Technology, Fashion Merchandising Management Associate Degree Program (New York), Выездную школу Александра Васильева, мастер-классы и тренинги.

  • Организатор: СПбГУ

  • Начало: октябрь

  • Продолжительность: 1 год

  • Стоимость: 70 000 рублей

Программа предусматривает как аудиторные занятия по изучению экскурсионных материалов на иностранном языке, так и занятия «на выезде», где слушатели учатся самостоятельно проводить экскурсии. В процессе обучения предусмотрены практические занятия в Эрмитаже, Петропавловской крепости, Исаакиевском соборе, храме Спас на Крови, Царском селе, Петергофе, Павловске. Руководитель программы — С.Ю. Рубцова.

  • Организатор: НИУ ВШЭ

  • Начало: 21 октября

  • Продолжительность: 5 месяцев

  • Стоимость: 175 000 рублей

Курс ориентирован на тех, у кого уже есть высшее образование, но программа адаптирована под любой уровень подготовки, подойдет как действующим маркетологам и продюсерам, так и тем, кто только начинает свой путь в digital-индустрии и хочет освоить принципиально новую профессию.

  • Организатор: МГУ

  • Начало: 20 октября

  • Продолжительность: 6 месяцев

  • Стоимость: 249 000 рублей

Программа предназначена для владельцев и крупных акционеров публичных и непубличных компаний, председателей и членов советов директоров, независимых директоров, представителей государственных и региональных властей в советах директоров, корпоративных секретарей, директоров по корпоративному управлению, высшего руководства компаний и кадрового резерва, специалистов, стремящихся приобрести компетенции для членов совета директоров.

  • Организатор: РУДН

  • Начало: по мере формирования группы

  • Продолжительность: 6 месяцев

  • Стоимость: 69500 рублей

Программа для начинающих PR-менеджеров и опытных специалистов в целях повышения квалификации. Включает в себя требования работодателей. По итогам обучения слушатель получает диплом РУДН о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью и рекламы.