С помощью пословиц и поговорок поколения передавали друг другу ценностные установки, некоторые из них затрагивали тему самовосприятия и саморазвития. В русских выражениях нередко противопоставлялись духовная и физическая составляющие человека, что указывало на обманчивость внешности. Т&Р рассказывают, как переосмысление пословиц и поговорок меняет самовосприятие, и объясняют, почему их необходимо анализировать в разном возрасте.

Как работают поговорки и пословицы

Пословицы и поговорки, передающиеся из поколения в поколение, стали не просто культурным феноменом, характеризующим определенную национальность. Эти изречения напрямую формировали понимание мира и влияют на самовосприятие. Психолог Ольга Аристова отметила, что понимание пословиц — это не просто интеллектуальный феномен, но и «способ саморегуляции» — иными словами, «формула поведения». «Как правило, в пословицу запечатана дихотомия, разрешение проблемной ситуации. Понимая пословицу, человек склоняется к тому или иному полюсу разрешения конфликта», — утверждает Аристова.

В свою очередь, пословицы, связанные с нашим обликом, способствовали формированию установок о самих себе. Причем посредством метафоры человек движется от общего к конкретному, и наоборот. Личность воспринимает пословицу, разрешает конфликт, заложенный в ней, выбирает, на чьей она стороне, и тем самым определяет себя.

Понимание пословиц, их восприятие подразумевает гибкость мышления. Перечитывая одну и ту же фразу несколько раз, в ней можно находить все больше скрытых неочевидных смыслов. Ольга Аристова отмечает, что в восприятии устойчивых выражений ключевую роль играют вертикальные процессы мышления.

В когнитивной психологии существуют два процесса обработки информации: восприятие входящих данных и переработка уже имеющихся. Восходящие процессы познания идут от органов чувств к коре головного мозга и, как правило, связывают внешнюю и внутреннюю информацию.

Воспринимая какой-то образ, заложенный в пословице, человек должен трансформировать его, проанализировать и перенести в собственную жизнь. В исследовании профессора Джеффри Уайта Гавайского университета в Маноа выстраивалась следующая модель восприятия:

Мысль — проблема — чувство — желание — намерение — действие

Например, во время прочтения пословицы «Листом красиво дерево, а одеждою — тело» в первую очередь возникают образы дерева и тела. Далее следует их анализ и сопоставление (листья отождествляются с одеждой). Появляется следующая проблема: как одежда делает нас красивыми, подобно листьям дерева? Далее завязывается конфликт: а воспринимают ли нас по одежде, как мы видим красоту дерева по его листьям? Согласно схеме Уайта, появляется желание (например, изменить внешний облик для того, чтобы изменить представление о себе), а далее должно быть действие. Безусловно, в реальности далеко не каждая пословица побуждает к действию — многое зависит как от внешних факторов, так и от внутренних, например переосмысления.

Ольга Аристова отмечает, что понимание пословиц, способность к индивидуальному толкованию у современных людей снижена: «Мы можем выучить десять пословиц, но интуитивное понимание смысла пословичного суждения требует развития мышления в целом, интеллектуальных операций, вертикальных переходов».

Важно не просто переосмысление, а то, как человек разрешает завязанный в пословице конфликт

Разрешая этот конфликт, в частности в пословицах о внешности и характере, человек определяет себя. В русском языке среди устойчивых выражений на эту тему облик всегда противопоставлялся духовной составляющей. Например, проанализируйте эти выражения:

Со лба красив, да с затылка вшив.

Глазами и кос, да душою прям.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Видом орел, а умом тетерев.

В уборе и пень хорош.

С помощью образов природы (животных, растений) противопоставляются человеческие качества, которые часто отдаляются друг от друга: ум, внешность, духовность. Задача пословиц — заставить человека провести анализ: какая из этих составляющих во мне проявляется слабо. В свою очередь, такие поговорки, как «шрамы украшают», могут помочь принять собственные кажущиеся недостатки. Например, шрам — это не дефект внешности, а определенный знак на теле, говорящий о вашем боевом, мужественном настрое. Однако это выражение можно толковать и иначе — в каждой поговорке заложено несколько смыслов, которые нельзя определить как «правильные» или «неправильные».