Жестовый язык так же разнообразен, как и речь. Участники лингвистической лаборатории Музея современного искусства «Гараж» начали масштабное исследование, направленное на изучение вариативности РЖЯ. Т&Р побывали на одной из встреч центра и поговорили с исследователем лаборатории о полученных промежуточных результатах.

Как и для чего проводилось исследование

В лингвистической лаборатории Музея «Гараж» проводится масштабное исследование о вариативности в русском жестовом языке. Основные цели — понять, существуют ли диалекты, а также узнать, какие социальные и территориальные факторы влияют на вариативность РЖЯ в различных регионах России.

На лекции «Разнообразие русского жестового языка: кейс Музея „Гараж“» (доступна на YouTube) исследователи отметили, что для изучения вариативности в любом языке обычно учитываются такие факторы, как возраст, пол, регион, социальное положение. Однако в случае с РЖЯ есть два уникальных обстоятельства — школа и наличие глухих родственников. Эти факторы важны, потому что глухие старших поколений могут чаще использовать региональные жесты (это известно из зарубежных исследований), а языковая обстановка может сильно различаться по школам. Жестовый язык не преподается в школах, а глухие дети из семей слышащих часто перенимают жестовый язык от других детей в школе, а не от взрослых глухих.

Глухие из разных городов заполняли анкету. В ней собирали метаданные (возраст, пол, город, наличие глухих родственников и так далее), а также предлагали записать видео с жестами для разных понятий. Все пояснения, вопросы в анкете представлены на русском языке и продублированы на жестовом языке с субтитрами.

Всего было выбрано около 100 понятий, разбитых по нескольким лексическим категориям — «числа», «цвета», «семейные отношения» и «школа». В последней группе больше всего слов, так как школа играет огромную роль в жизни и языковом становлении глухих. Жесты, выученные школьником, используются им на протяжении всей жизни, особенно в кругу друзей из той же школы. Дети, их родители и воспитатели из школ, находящихся в разных регионах или даже в пределах одного большого города, могут предпочитать разные жесты.

Фото: Антон Доников / © Музей современного иску...

Фото: Антон Доников / © Музей современного искусства «Гараж»

Валерия Виноградова

Одна из участниц исследования лингвистического центра Музея «Гараж»

Русский жестовый язык изучен мало, мы не так много знаем о том, как отличается использование жестов в разных регионах. Существуют словари русского жестового языка, но чаще всего там встречаются жесты, которые используют в кругу составителей словарей, поэтому можно предположить, что это, например, «московские» жесты. Мы не знаем ситуацию по всей стране. Есть ли сибирский диалект жестового языка или же южный? Нет никаких масштабных исследований о том, насколько РЖЯ разнообразен.

Долгое время существовало мнение, что РЖЯ, в отличие от британского РЖЯ, который сильно отличается своими диалектами в разных регионах (и делится не только, допустим, на север и юг), на самом деле универсален для всей огромной страны. Мы же хотим понять, насколько вариативен РЖЯ.

По некоторым жестам видно, что Москва может отличаться от регионов. Например, жесты «внук» и «внучка» в регионах почти всегда дактилируются, то есть показываются по буквам. В Москве и в Петербурге глухие часто используют отдельные лексические жесты для обозначения этих понятий.

Меня удивили некоторые варианты жестов, которые используются на юге. На самом деле, я бы не догадалась о том, что означают жесты «дедушка», используемые, например, в Новосибирске или Таганроге. Вне контекста я бы точно не угадала их значение. Возможно, на юге у глухих людей больше контактов между школами и городами, чем в других регионах, но это только мое предположение. Нам еще многое предстоит узнать о вариативности в жестовом языке в России.

Исследователи разных жестовых языков часто рассматривают темы цвета, числительные, семейные отношения. Мы же особое внимание уделили жестам из категории «школа», так как в жизни глухих ее роль велика. Именно в школе многие начинают учить РЖЯ и общаться на нем с другими.

Наше исследование только в начале пути. Тем не менее на данном этапе можно зафиксировать:

  • Какие данные собрали и кто были информантами

  • 279 человек записали два или более видео, а всего исследователи получили более 19 000 отдельных видео

  • У одного понятия может быть 18–20 лексических вариантов

  • Некоторые жесты до нашего исследования не принимали во внимание вовсе, хотя до нас исследователи рассматривали категорию семейных отношений и категорию пищи, которую мы не включили в исследование

Мы хотим поделиться результатами исследования с сообществом глухих и научным сообществом. Хотелось бы описать вариативность РЖЯ и сравнить с тем, как вариативность проявляется в других жестовых языках, выявить причинно-следственные связи и изучить различные факторы, влияющие на вариативность.

Существует стереотип о том, что русский жестовый язык должен быть универсальным, «иначе глухие друг друга не поймут». Но это не так: глухие носители жестового языка могут объясниться в любом случае, им нужно всего лишь очень быстро подстроиться друг под друга, как и слышащим. Мы хотим показать, насколько ценно сохранить разнообразие русского жестового языка.