В непрекращающемся информационном потоке привлечь внимание аудитории становится все сложнее, особенно если речь идет о сложном научном контенте. Его нужно не просто упростить, но и адаптировать в соответствии с интересами человека. Этим занимаются эксплейнеры. Т&Р рассказали об основных функциях этих специалистов и поговорили с руководителем Школы эксплейнеров Политеха о том, как проходит обучение.

Зачем нужны эксплейнеры

Эксплейнеры — популяризаторы науки, которые доступным языком объясняют научные факты широкой аудитории. Специалисты связывают научный контент с эмоциями и интересами человека вне зависимости от его опыта, образования и сферы деятельности и ищут точки взаимодействия с ним. Для этого используются различные технологии вовлечения (в том числе мультимедийные) и коммуникации. Например, эксплейнеры работают в музее Exploratorium в Сан-Франциско, Музее науки в Лондоне, Центре «Коперник» в Варшаве.

Задачи эксплейнера:

  • Адаптировать сложный научный контент для широкой аудитории

  • Придумывать различные сценарии диалогов о науке

  • Привлекать внимание аудитории к науке с помощью различных технологий

  • Анализировать аудиторию, понимать ее запросы, интересы и прогнозировать эмоциональные реакции

  • Выстраивать коммуникацию, учитывая запросы собеседников

Илья Венявкин

Историк советской литературы и культуры. Кандидат исторических наук, директор образовательных программ InLiberty, ассоциированный сотрудник Центра изучения эго-документов «Прожито» при Европейском университете в Санкт-Петербурге, Руководитель центра методик и научной коммуникации Политеха

Уже не нужно объяснять, почему научное знание имеет значение в современном мире. Главный вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы эти знания и доверие к науке распространились в обществе. И здесь очень многое зависит от коммуникации: для того чтобы люди не только поняли сложное содержание, но и увидели ценности занятия наукой, недостаточно просто рассказать им о том, как правильно думать о том или ином явлении. Нужно вовлечь их в увлекательный разговор о науке, в котором они бы сами могли приходить к ценным умозаключениям и пропускать научное знание через свой опыт. Именно для этого и нужны эксплейнеры.

Самое главное в эксплейнере — это любовь к науке, желание сделать ее доступной и сочетание естественно-научного образования и коммуникативных навыков

Основные сложности популяризации науки не сильно связаны с диджитализацией. С одной стороны, научное знание сложно и часто недоступно человеку без предварительной подготовки и желания приложить большие усилия, чтобы в нем разобраться. С другой стороны, для того, чтобы даже не очень сложную вещь интересно и доступно донести до разной аудитории, требуются очень сложные коммуникативные навыки.

Основная функция эксплейнера — находить общий язык с разной аудитории и вовлекать посетителей в содержательный разговор о научном содержании постоянной экспозиции музея. Иными словами, задача эксплейнера в следующем: персонализация посетительского опыта. Необходимо сделать так, чтобы конкретный посетитель мог обсудить то, что он увидел в музее, и пропустить это через свой жизненный опыт. Эксплейнер работает в экспозиции и помогает посетителям сориентироваться в музее или разобраться с механикой экспонатов, отвечает на вопросы посетителей и вовлекает их в разговор о науке.

Где можно стать эксплейнером

В России не было специализированных образовательных программ для эксплейнеров. В октябре 2020 года Политехнический музей запускает бесплатную школу эксплейнеров. В течение восьми недель студенты научатся адаптировать сложный научный контент к интересам собеседников.

Обучение пройдет в течение 8 недель. Два занятия в неделю проходят онлайн, очная встреча на площадках партнеров в субботу проходит офлайн. Обучение состоит из 7 модулей, все занятия интерактивные и практико-ориентированные. Курс рассчитан на 96 часов.

Илья Венявкин

Руководитель центра методик и научной коммуникации Политеха

Идея Школы эксплейнеров Политехнического музея выросла из общего понимания миссии и ценностей музея. Политех должен стать местом, где с посетителем говорят о науке на равных — доступно и достоверно. Самые разные научные музеи и центры мира решают такую задачу с помощью эксплейнеров — специально подготовленных сотрудников, которые общаются с посетителями: помогают им сориентироваться в экспозиции, проводят воркшопы и демонстрации и, главное, вовлекают аудиторию в разговор о науке. И скоро эксплейнеры появятся и в российском музее. Пока мы еще не сталкивались с серьезными трудностями. Я думаю, что сложности начнутся на этапе воплощения наших идей — создание команды эксплейнеров для Музея науки точно не будет легким.

Ключевая задача эксплейнера — вовлечь посетителей в содержательный разговор о науке — это сложно устроенный soft skill. Мы разобрали его на составляющие: научная коммуникация, работа с группой, проектирование посетительского опыта, импровизация и решение конфликтов.

Мы искали преподавателей, которые могли бы развить в студентах конкретные навыки научной коммуникации, групповой работы и дизайна посетительского опыта. Каждая неделя заканчивается большим практическим блоком, в котором студенты отрабатывают все знания и навыки, полученные за неделю. В конце обучения студенты готовят свою сессию взаимодействия с посетителями и защищают ее перед комиссией экспертов. Кроме привычных лекций и семинаров, у нас будут ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы, решение кейсов и много всего другого. Мы предполагаем, что программа будет интересна школьным учителям, журналистам, молодым ученым, студентам и популяризаторам науки.

Обучение бесплатное, занятия начинаются 17 октября, заявки принимаются до 11 октября.