С детства мы привыкаем, что жизнь движется по определенному сценарию. Сперва ты идешь в школу, потом думаешь, куда поступать, из выбора специальности складывается профессия, а профессиональное развитие продвигает человека вверх по ступенькам карьеры, пока в один прекрасный день он не выходит на пенсию. Конечно, сейчас мы уже начинаем догадываться о том, что одна-единственная карьера на всю жизнь — не обязательное условие успеха. И тем не менее нам по-прежнему кажется, что и во второй, и в третьей карьере должна быть строгая логика. А что если нет? Сегодняшний герой рубрики «Вторая карьера» — Лев Пикалев, основатель студии «Подкастерская» — поделился с T&P своей историей и показал, что иногда лучшее, что вы можете сделать для своей работы — это позволить случиться череде случайностей.

Лев Пикалев

Основатель студии производства подкастов Подкастерская, автор собственных передач «Про людей», «О, что я узнал!», «Погнали!», «Запись пошла» и «Один мой день»; ведет канал в Телеграме, где рассказывает про очень необычные каналы на Ютубе, и собственный видеоблог

Я довольно часто менял профессии, и часто это было случайно и необдуманно. Началось все в девятом классе, когда я понял, что не хочу продолжать учиться в школе — в двух автобусных остановках от моего дома был полиграфический колледж, и именно так я попал в полиграфию. На свою первую работу я устроился в 16 лет, а когда я учился в колледже — проходил практику в издательстве, оно находилось в соседнем доме. Можно сказать, что близость к дому часто была решающим фактором. Вот такое у меня планирование жизни.

После колледжа я по инерции попал в Московский Полиграфический Университет, где получил инженерное образование, но по этой специальности я никогда не работал. Еще во время учебы я увлекся графическим дизайном. Многие думают, что это очень творческая профессия, но я считаю, что дизайн — это инженерная профессия, она совсем не про творчество, а скорее про то, как решать задачи, поэтому здесь мое образование пригодилось. У меня не было никакой системы, решения я принимал импульсивно — мне это свойственно. Люди бывают очень цельные, с детства знают, чего хотят — у меня такого целеполагания нет, зато есть простой интерес, но я уверен, что это не самый правильный путь.

Значительную часть своего дизайнерского пути я занимался фрилансом, тогда не было такого количества курсов и стажировок, как сейчас — теперь же найти работу без опыта в новой сфере не так уж и сложно. На рынке не хватает крутых специалистов, зато есть куча компаний, которые выращивают разработчиков, дизайнеров, менеджеров продукта или проектов. Есть оплачиваемые стажировки. За последние 10–15 лет все поменялось очень сильно.

Мир так устроен, что реально классных ребят, которые умеют что-то делать и при этом являются адекватными людьми, довольно мало. И в этом смысле найти работу просто — если вы из таких ребят, вас заберут еще с порога

В какой-то момент я перестал заниматься графическим дизайном и увлекся дизайном интерфейсов, создавал сайты и приложения и довольно быстро попал в компанию, которая делает один из лучших сервисов для путешественников. Я был частью команды разработки и занимался улучшением сервиса, повышением бизнес-метрик — это было здорово! Я впервые оказался среди людей, которые очень гибко смотрят на мир и работу, учатся на ошибках и придумывают, как сделать процесс эффективнее. Тогда же я увлекся гибкими методологиями разработки.

Постепенно мне захотелось все больше и больше влиять на продукт, который мы делаем, и я понял, что хочу стать менеджером продукта. Дизайн, как часть этого процесса, мне становился все менее и менее интересным. Очень здорово, что в компании мне пошли на встречу и доверяли менеджерские задачи — какое-то время я совмещал две эти роли, а спустя год стал руководить отдельной командой разработки. Это был интересный путь, но из-за постоянной рефлексии и неуверенности — сложный, но все получилось.

Правда, когда все получилось, через некоторое время я сильно загрустил от работы. Сейчас все говорят об эмоциональном выгорании, но тогда я не знал, что это было именно оно. Я просто почувствовал себя очень плохо. Мне не хотелось идти на работу, не хотелось ничего делать. Особенно грустно было от того, что я так долго шел к этому переходу из дизайнера в менеджеры и теперь, выходило, подводил всех, кто в меня поверил. От этого на душе было еще хуже.

Зимой 2017 года я случайно увлекся музыкой и попал на курс к Антону Сергееву в школу Маскелиаде — это такая школы музыки, где Антон учит главному: не бояться заниматься творчеством и получать от этого занятия удовольствие. Писать музыку, публиковать ее, рассказывать всем об этом. И не обращать внимание на критику и критиков, даже среди близкого окружения. Антон классный учитель и тонкий психолог, который сам столкнулся с этой проблемой и знает, как ее решить. Его курсы захватили меня и внутри что-то переключилось.

Выгорание на работе все равно продолжалось, чувство вины никуда не делось, но зато появилось очень интересное занятие, которому я уделял почти все свободное время. Каждый день, в любую свободную минуту, я сочинял музыку, публиковал треки и получал удовольствие от этого процесса. Тогда же у меня появилась идея, что мне нужно попробовать заниматься звуком профессионально.

Какой из всего этого я могу сделать вывод? Конкретно из этой истории — круто заниматься тем, что нравится

Я изначально руководствовался именно этой мыслью, но как сделать ее реальностью я пока не знал. Совсем. Был довольно долгий период, несколько месяцев, когда я вообще не понимал, куда двигаюсь. Идти к руководителю и говорить: «Я увольняюсь в никуда, потому что мне плохо, а там где-то есть какой-то звук, которым я хочу заниматься» — было довольно странно и небезопасно с финансовой точки зрения. На это так же накладывалось чувство вины — мне доверили команду, отдельный продукт, я не мог просто взять и все бросить. Как в любой истории с выгоранием были внутренние и внешние ожидания, как мои, так и обо мне, и при этом был недостаток эмоций — я не получал от работы того, чего хотел. В такие моменты ты попадаешь в петлю негативной обратной связи, пытаешься делать свою работу хорошо, но не получается, пытаешься еще лучше — не получается еще сильнее. Замкнутый круг.

Я долго держал это в себе, а потом вдруг подумал: «А почему бы мне просто не рассказать все честно своему руководителю, вот прямо так, как есть?». Сейчас мне кажется, что было бы круче, если бы эта мысль пришла ко мне раньше, потому что такая степень откровенности хороша и для сотрудников, и для руководителя. Я бы хотел, чтобы ребята, которые сейчас работают со мной, оказавшись в такой же ситуации, поговорили со мной как можно раньше. Я постараюсь им помочь.

Но тогда мне казалось, что меня никто не поймет и что если я заведу этот разговор, меня сразу же уволят. И тем не менее я решился, и в ответ мой руководитель (спасибо ему за это) сказал: «Сходи в отпуск на два месяца, подумай, что ты хочешь делать».

То, что ко мне отнеслись именно так — поняли и предложили классное решение, — это очень здорово. Оказалось, что меня ценят и готовы помочь, так что я зря так долго боялся этого разговора. Не знаю, как в других компаниях, но надеюсь, что это скорее нормальная практика. Классно быть честным и не утаивать своих чувств.

Когда я уходил в этот отпуск, я думал, что сразу же начну активно действовать — придумывать себе новое занятие, что-то пробовать, но в итоге в первый месяц я не мог заниматься ничем. Совсем ничем. Я называю это «превратиться в камень». Я гулял, сидел дома, встречался с друзьями и совсем не мог сосредоточиться. Оказалось, что именно так и устроено выгорание. Как мне потом рассказал один психолог — я прошел по наилучшему сценарию, когда ты убираешь работу и позволяешь себе ничего не делать, выдыхаешь. Через какое-то время силы и желания возвращаются — и на второй месяц так и произошло.

Еще до отпуска я начал иногда писать музыку на заказ, и это занятие стало моей первой гипотезой о том, чем именно я могу и буду заниматься. Но довольно быстро я понял, что мне не хочется зарабатывать музыкой себе на жизнь, а хочется оставить ее просто приятным занятием. Творчеством, в котором не замешаны деньги.

Следующая идея, которая появилась также еще до отпуска, — заниматься саунд-дизайном и открыть свою студию. Делать звук для видео, приложений, объектов. Примерно сразу же я начал изучать эту индустрию и наткнулся на статью про саунд-дизайн Димы Новожилова, который создал студию Daruma Audio. Мне очень понравилось то, что Дима писал на vc.ru, и я постучался к нему в Фейсбук, и в итоге Дима здорово мне помог, по сути, став моим ментором. Я скидывал ему свои работы, получал фидбек и учился, но довольно скоро я осознал, что саунд-дизайн — это тот же дизайн, от которого я когда-то ушел.

Уже под конец моего отпуска случились первые заказы, связанные с подкастами, и меня заинтересовала эта ниша, хотя сам я подкасты тогда совсем не слушал. В итоге, из этих довольно случайных заказов, выросла моя студия «Подкастерская». За один вечер, после разговора с моим другом Борей, который очень мотивировал меня на эту идею, я собрал простенький сайт на Редимаге и сделал пост в Фейсбуке, где сразу написал, что «мы — студия подкастов, делаем запись, монтаж и поможем запустить подкаст». Хотя никакой команды тогда еще не было, я работал один. Как раз в это время в России случилась еще одна волна популярности подкастов, и я попал на нее очень вовремя — заказы пошли.

После возвращения из отпуска я рассказал на работе о своих планах и постепенно начал искать себе замену. Спустя еще два или три месяца я ушел с работы и стал заниматься только студией

Заказов становилось все больше, и я уже не мог делать все сам. Постепенно стали появляться ребята, которые подключилась к проектам. Сейчас нам помогают десять человек. За эти два года, что существует «Подкастерская», мы помогли записать и смонтировать больше 1000 эпизодов разных подкастов. Работаем с большим количеством компаний, и все это очень интересно!

Постепенно из звукорежиссера я превратился в предпринимателя, хотя не очень люблю это слово по отношению к себе. Но тем не менее большую часть времени я занимаюсь выстраиванием процессов, поиском новых клиентов и стратегией. Недавно я понял, что все те навыки, которые я получил из прошлых профессий, соединились в этих моих рабочих занятиях: я и дизайнер, и менеджер, и продавец. Все сошлось в одной точке.

С тех пор прошло два года, и сейчас я понимаю, что в начале этого большого изменения в своей карьере и жизни у меня была очень идеалистическая картина. Я уходил с полным ощущением, что я буду заниматься только тем, что приносит удовольствие, и получать за это деньги, но постепенно студия превратилась в работу — приятную и оплачиваемую, но работу, в которой не всегда все нравится. Но это абсолютно нормально.

Поэтому сейчас мои занятия разделились на две части: в одной я руковожу студией — работаю и зарабатываю деньги, мне это очень интересно; а вторая часть — про творчество, создание собственных подкастов, написание музыки, ведение каналов на Ютубе и в Телеграме. Очень здорово просто заниматься такими вещами и не думать, как на них заработать. Сейчас я автор и соавтор пяти подкастов.

  1. Подкаст «Про людей» — это беседы с людьми, с которыми мне очень хочется поговорить. По сути, это такая уловка, чтобы можно было пообщаться полтора-два часа с интересным человеком. Подкаст и вопросы, которые я в нем задаю, со временем меняются, что очень здорово.

  2. «О, что я узнал» — это подкаст, где я очень коротко рассказываю мысли, которые мне кажутся важными и полезными: о поиске психолога, смене работы, об ошибках и том, как на них учиться. Подкаст сейчас на небольшой паузе, но скоро вернется.

  3. «Запись пошла» — совместный проект с Наташей Ждановой, это подкаст, где мы и наши слушатели пытаемся осознать разные события и явления. Мы с Наташей обозначаем новую тему и просим наших слушателей прислать свои аудиосообщения, после чего на основе этих аудиоисторий делаем подкаст. Во втором сезоне поговорили про страхи, стыдные удовольствия и письма.

  4. «Погнали!» — это подкаст про автомобили, который мы делаем вместе с Вовой Костровым. Мы не обсуждаем устройство автомобиля и технические детали, но говорим про разумное потребление, экономию и делимся полезными лайфхаками.

  5. И, наконец, пятый подкаст «Один мой день», для которого разные люди разных занятий из разных стран записывают аудиокартину своего дня. Один выпуск — это один человек, который на протяжении дня записывает все, что с ним происходит: звуки вокруг, разговоры с другими людьми, поездки. Мне очень нравится, что в этом подкасте меня нет, по сути, его делают слушатели. Кстати, если хотите поучаствовать, вот инструкция.

Если подводить итог, я не могу сказать, что мой путь к текущим занятиям был осознанным. Меня всегда очень пугала идея, что в 17 лет надо обязательно решить, кем ты хочешь стать, и двигаться к этой цели. И ошибиться нельзя, потому что это решение на всю жизнь. Но ведь это совсем не так.

И мы, и мир вокруг постоянно меняемся. Мы устроены так, что нас пугает неопределенность, мы все время пытаемся упростить картину мира, но я думаю, что мир довольно сложный. У меня нет ощущения, что та точка, в которой я нахожусь сейчас — навсегда. Наверняка в какой-то момент все опять поменяется, поэтому возможность в пятый, десятый или какой-то там раз все поменять в своей жизни меня совершенно не пугает. И это здорово.

Что делать, если вы думаете сменить карьеру

Вот несколько правил, которые я вывел для себя — возможно, они помогут и вам:

  • Понять, что хочешь, — самое важное и самое сложное. Я считаю, что лучший способ разобраться в себе — попробовать много всего, совершить много ошибок и сделать на основе этих ошибок выводы. Вокруг сейчас масса возможностей, много профессий, разных занятий — просто взять и выбрать из этого разнообразия очень сложно, поэтому и надо пробовать. Наверняка что-то да зацепит.

  • Не делайте резких движений. Меня очень пугают истории вроде «я резко уволился, не собрал подушку и теперь ищу работу в айти». Действительно, есть удачные примеры, когда такой подход приводит к успеху, но это скорее «ошибка выжившего». Лучше подойти к вопросу основательно, продолжать работать, копить финансовую подушку безопасности — вдруг придется не работать месяц, два, год для того, чтобы дойти до своей цели? Деньги на полгода вперед очень помогают принимать взвешенные решения, тем более, что хорошие решения не всегда приносят прибыль в моменте.

  • Продумайте план и подготовьтесь. Очень классный вопрос — «а что я буду делать, если ничего не получится?». Жизнь — штука непредсказуемая, но если есть хоть какой-то план — это придает уверенности и помогает меньше бояться.

  • Если вы уже состоялись в какой-то профессии — вы классный! Есть такое мнение, что, когда вы меняете профессию, — это старт с нулевой точки. Я уверен, что это не так. Если вы уже научились работать, брать на себя ответственность, понимаете разницу между «делать» и «сделать», знаете, как общаться с людьми, значит, вы уже очень хороший специалист. Осталось только получить специфические знания из профессии — hard skills. Конечно, это в меньшей степени относится к профессиям, требующим фундаментального образования, но и в них в какой-то мере все равно работает.

  • Будьте внимательны к своему состоянию. Эмоциональное выгорание — очень серьезная проблема, так что если вы чувствуете себя плохо, вините себя — это не нормально и с этим надо что-то делать. Только после того, как вы поправите свое эмоциональное состояние, стоит браться за какие-то большие изменения, ведь до тех пор принимать взвешенные решения очень сложно. Берегите себя!

  • И еще один момент, который не относится к профессиям, как-то влияющим на жизни людей (хирург, например) — им реально стоит поучиться 10 лет — но напрямую связан с современными диджитал-профессиями. Когда вы состоялись в какой-то одной сфере, научились работать, общаться с людьми, не проваливать сроки, понимать задачи и задавать уточняющие вопросы, совершая переход, все эти навыки вы не теряете. Пресловутые soft skills в новой профессии не становятся новыми, они остаются теми же самыми, а значит, у вас уже есть как минимум половина знаний для того, чтобы преуспеть в новой карьере. Вам остается заработать hard часть, конкретные навыки, и это делается гораздо быстрее, чем заработать soft skills. Люди, которые приходят работать после университета, первое время учатся не код писать или рисовать интерфейсы, а нормально работать. Мысль, что, меняя одну профессию на другую, ты начинаешь не с нуля, помогает внутренне не бояться этой перемены.