Во многом от презентации проекта зависит его последующая судьба: совершив ошибку на этом этапе, вы просто не позволите ему развиваться. Михаил Хомич ранее возглавлял Ассоциацию бизнес-менторов МШУ «Сколково», а также был одним из руководителей бизнес-инкубатора МГУ. На обоих местах работы он слушал многочисленные презентации, где встречались одни и те же ошибки. Михаил на реальных примерах рассказал о том, чего не стоит делать во время презентации и почему.

Михаил Хомич

Заместитель председателя правительства Удмуртской Республики. Ранее возглавлял Ассоциацию бизнес-менторов МШУ «Сколково», а также руководил бизнес-инкубатором МГУ. Преподавал на экономическом факультете МГУ (курс «Предпринимательство»), в МГИМО и Высшей школе экономики. Вел программу «Займемся делом» на радиостанции «Вести FM» и «Бизнес-кейс» на «КоммерсантъFM». Ведет канал в Телеграм, где рассказывает о мотивации, трендах, делится интересными книгами и не только.

Чего не стоит делать во время презентаций проектов

Использовать аббревиатуры и сложные слова

Реальный пример:
«Мы реализуем проект БКЗ в МРЦ, предлагаю его обсудить».

Комментарий: В этот момент становится стыдно, ведь я должен знать, что такое БКЗ и МРЦ, в то же время спросить неловко. В итоге теряется суть разговора.

Почему это ошибка:

Ваш слушатель окажется в затруднительном положении, а во время презентации просто не поймет, о чем идет речь (или же подумает, что вы специально стараетесь использовать заумные слова).

Как надо: Обойдитесь без аббревиатур, а если они необходимы — обязательно расшифруйте. Чем яснее и проще ваши мысли, тем лучше. Помните про правило Винни Пуха: «Длинные слова меня только расстраивают».

Ставить абстрактные и сверхоптимистичные цели

Пример:
«После реализации этого проекта Удмуртия станет регионом-лидером во всем мире! Вам что, этого не хочется?!»

Комментарий:
Подобные красивые и громкие заявления сразу отпугивают.

Почему это ошибка:

Инвесторы стремятся поддерживать проекты, которыми руководят осторожные и даже скептически настроенные предприниматели. Холодный расчет всегда победит горячие оптимистические лозунги. Особенно когда речь идет о финансах.

Как надо: Не стоит обещать волшебных таблеток и давать громкие обещания, а также провоцировать, например: «Вы что, не хотите помочь России?» Покажите, что вы предприниматель с холодным расчетом и все же осознаете риски, которые есть всегда, даже в самом амбициозном проекте.

Делать акцент на уникальности

Пример:
«Здесь уникальная технология! У нас нет и никогда не будет конкурентов!»

Комментарий: Нет, мы не вложимся в уникальную технологию, мы не венчурные инвесторы (и они тоже не будут, кстати). Мы хотим вкладываться в проверенное решение. А факт, что у вас нет конкурентов, говорит о том, что вы плохо искали.

Почему это ошибка:

  • Потому что конкуренты есть всегда.

  • Если вы невероятно уникальны и конкурентов нет, то у вас точно есть субституты (например, уникальное приложение по борьбе с аэрофобией имеет в качестве субститута алкоголь).

  • Если у вас уникальный бизнес, то уже через неделю у вас будет полно конкурентов. И это надо учитывать в своих прогнозах.

  • Ну и еще: если вы считаете конкурентом условный «Яндекс» (почему-то многие об этом пишут), то и «Яндекс» тоже должен вас считать таковым;)

Как надо: «У нас хорошая технология, но есть конкуренты. В чем-то они сильнее, в чем-то мы — сейчас все объясним».

Не готовиться

Пример:
«Мы хорошо подготовились и разработали это решение специально для Удмуртской области».

Комментарий: Эта фраза означает, что готовились слабо. И не спрашивайте почему.

Как надо: Проверяйте все до мелочей, в том числе ударения в фамилиях, произношение, изучайте историю отношений к подобным проектам. Недостаточное внимание к таким мелочам может навсегда испортить впечатление.

Просить и ставить ультиматумы

Пример:
«Если вы нас не поддержите, наш проект точно умрет».

Комментарий: Здесь хочется процитировать Артемия Лебедева: «Ну, умрет и умрет».

Почему это ошибка:

Такой подход пугает. Не хочется поддерживать проекты, которые скоро умрут. Многие стремятся помогать «успешным становиться еще более успешными» — проектам, которые справятся без поддержки властей, а государство может лишь стать трамплином, ускорителем проекта.

Как надо: «Мы справимся без вас, хотите помочь — не мешайте. Дайте пару площадок для реализации и пиар: все это ускорит наш рост и реально поможет проекту».

Оперировать знакомствами

«Кстати, наш проект поддержал сам Иван Петрович, а еще я только что от Сергея Николаевича, между прочим».

Комментарий: Это очень популярная ошибка. Люди, которые рассказывают не о проекте или команде, а о знакомствах, вызывают недоверие. Если ваш проект кто-то захочет поддержать, он сам позвонит;)

Как надо: Вообще не стоит говорить о знакомствах как о конкурентных преимуществах.

Не делать конкретные выводы

Пример:
В конце презентации вам задают вопрос: «А чего вы хотите-то?».

Почему это ошибка:

Большинство людей почему-то всегда думают, что их запрос очевиден. «Ясно же, что мы хотим денег» или «Ясно же, что мы хотим быструю регистрацию и рекламу». На самом деле это понятно далеко не всегда.

Как надо: Надо проверить, что в презентации однозначно прописаны ваши цели без таких слов, как «содействие» и «поддержка». Чем четче поставлена задача, тем лучше результат.

Не говорить о команде

Пример:
«Вот наша команда — три замечательных человека, давайте лучше о чем-то другом».

Комментарий: Слайд про команду — это главное, чего я жду в любом проекте.

Почему это ошибка:

Со всеми остальными слайдами обычно спорят: идею можно подправить, в оценке рынка найти ошибку, прогнозы кажутся слишком оптимистичными. А вот ваша команда — это живые люди, которые стоят за проектом.

Как надо: Напишите о каждом человеке, объяснив, почему без него проект не может существовать. Сколько вы проектов сделали вместе, какие достижения есть у каждого, кто у вас наставник — это в 1000 раз важнее всего остального, в том числе идеи. Крутых идей миллиарды, а вот крутых команд мало. Верят в людей, а не в проекты.