Как заинтересовать ребенка в учебе и повышать его познавательную мотивацию? Какими способами можно удерживать внимание детей через монитор? Какие механики необходимо закладывать? Кто является конкурентами онлайн-образования? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин для Т&Р. Мы поговорили с Ильей о его карьерном пути, критериях качественных образовательных продуктов и мотивации в обучении.

Илья Паршин

Генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»

О личном пути и образовании

После окончания МГУ на одном из первых мест работы в сфере ecommerce я обратил внимание, что многие сотрудники —- в частности, категорийные менеджеры —- решают часть задач неэффективно, занимаясь ручным скрупулезным трудом, хотя на тот момент уже существовали инструменты работы с Excel, позволяющие автоматизировать их работу и тратить на задачу, условно, несколько минут, а не час. Это касалось организации закупок, прайсинга, управления остатками на складе.

Был общий набор проблем и запросов, с которыми коллеги обращались ко мне. Я знал, как это решить, и предложил семинары для коллег с практическими примерами и отработкой действий на реальных рабочих задачах. Часть сотрудников сразу откликнулись, кто-то подтянулся, глядя на остальных. В итоге набралось где-то 5–7 групп, для каждой из которых я провел по несколько семинаров. Позже некоторые группы пересобирались и шли дальше, решали задачи повышенной сложности. Конечно, не многие применяли абсолютно все полученные знания на практике, но каждый находил что-то для себя, это делало их жизнь проще и удобнее.

Дело в том, что знание Excel — не самая очевидная вещь, которой стоит поучиться. Все понимают, зачем учить, например, математику или английский, здесь понятна польза. Но как знание формул в Excel сделает жизнь лучше — неясно, выгода сразу не считывается. Поэтому каждый свой семинар я начинал с демонстрации, как типичную рабочую задачу, на которые уходят минуты или часы, можно решить за 30 секунд. Это производило wow-эффект, мотивировало аудиторию, сразу становилась понятна практическая ценность. Считаю, что этот принцип применим в обучении в любой сфере.

Знать какую-то область, быть в ней экспертом не равно ее качественно преподавать. Для того, чтобы передавать знания, нужна практикоориентированность, реальные понятные примеры из жизни, где и как применять это знание

И очень важна эмпатия с учениками, понимание их уровня и готовность адаптировать свой рассказ под аудиторию или под конкретного слушателя, то есть индивидуализировать процесс обучения. Чтобы обучение было эффективным, эти принципы должны лежать в основе.

Каким должен быть качественный образовательный проект

Основная проблема в обучении — не в том, что ребенок или взрослый не понимает материал, а в мотивации. Есть печальные статистики по проходимости курсов — в среднем их завершают только 10% студентов. Важно, чтобы ученик понимал, для чего ему изучать тот или иной материал. Особенно остро вопрос мотивации встает в средней школе, когда до экзаменов и карьерных достижений еще далеко и нет понимания, как знания применять уже сегодня, в чем их ценность.

Поэтому, опять же, важно делать обучение школьника практикоориентированным. То есть не выдавать голую теорию, а подталкивать выводить знание самостоятельно из примеров и уже знакомых ситуаций, зон ближайшего развития. Например, можно предложить ученику познакомиться с азами предпринимательства и маркетинга, решая задачу по продаже лимонада в собственном онлайн-киоске, где он может сам выставлять цену, обновлять витрину, инвестировать в новое оборудование, привлекать покупателей, чтобы таким образом влиять на прибыльность своего маленького бизнеса. В такой ситуации становится понятно, например, зачем нужно уметь правильно читать, считать и умножать.

Важно не выдавать голую теорию, а подталкивать выводить знание самостоятельно из примеров и уже знакомых ситуаций, зон ближайшего развития

В любом образовательном продукте важна правильно подобранная сложность. Она определяет успех и вовлеченность ученика. Идеальное решение лежит в той плоскости, когда ученику уже не слишком легко (то есть скучно) и еще не слишком сложно, и он не теряет интерес к учебе после многочисленных неудачных попыток решить задачу.

Эту проблему решают большие данные и адаптивные алгоритмы, которые позволяют определять, где ребенок часто ошибается или, наоборот, проходит слишком быстро. В этом случае происходит автоматическая подстройка сложности и создание такой индивидуальной траектории, при которой ученик всегда заинтересован в обучении.

Очевидно, что без качественного контента результата от обучения не жди

Содержание в любом случае первостепенно. Мы очень верим в то, что именно качество контента — залог нашей популярности. На Учи.ру, которая давно переросла стартап-стадию (компания была создана в 2012 году, сегодня здесь работают более 400 человек), созданием контента занимаются несколько команд, в каждой из которой трудятся специалисты с разными компетенциями. Основу наших курсов всегда закладывает методист, в графике задания воплощают иллюстраторы, дизайнеры и специалисты по детскому интерфейсу. Программисты превращают двухмерные изображения в анимированные, а тестировщики адаптируют контент под различные гаджеты.

При создании образовательного продукта первостепенны образование и педагогический опыт методиста. Методист разрабатывает задания в соответствии с государственными образовательными стандартами. Но также нужны искра в глазах и большое желание изменить образование к лучшему. Любой предмет можно подать суперуныло, неинтересно, а можно сделать так, что ребенок сам захочет заниматься. Вот одна из главных миссий нашей компании — вдохновлять на развитие. Мы делаем так, чтобы у ребенка появился интерес к учебе, к самому процессу обучения.

Как мотивировать учиться?

Важно понимать, что образовательный контент, который предлагают современному школьнику, очень отстает по степени привлекательности от развлекательного контента, который пользователи выбирают сами. Дети хотят больше играть и меньше учиться. Они сидят в социальных сетях, смотрят сериалы, играют в игры. Это основные конкуренты онлайн-образования сегодня. И увлечь учебой на фоне такого разнообразия и обилия интересного контента — не самая простая задача.

Есть ряд эффективных геймификационных механик, которые позволяют успешно работать с мотивацией ученика. Это онлайн-олимпиады, квесты и марафоны, которые вовлекают миллионы детей и взрослых в учебу по всему миру.

Соревновательная упаковка и социальная составляющая (когда сравниваешь свои достижения в лидерборде с другими учениками) — в итоге спасает от прокрастинации, особенно на длительных дистанциях, решает проблему монотонности обучения

Аналогичным образом работает история с получением баллов. Можно предлагать пользователям собирать очки, коллекционировать бейджи, видеть свой прогресс от обучения. Это включает азарт и желание достигать большее, а значит — учиться.

Другая эффективная механика — нарратив. Она подразумевает под собой вплетение истории в образовательный курс. Суть заключается в том, что ребенку приходится решать задачи для того, чтобы узнать, куда приведет героев сюжетная линия. Пользователям интересно следить за сюжетом, они ждут окончания истории, поэтому постоянно возвращаются к решению заданий. Если вариантов решения задачи несколько, то ученик может проходить задания вновь и вновь, чтобы узнать все возможные варианты развития сюжета, закрепляя параллельно учебный материал. Это немного напоминает сериалы: все заканчивается на самом интересном месте и хочется узнать, что будет дальше.

Геймификация не нужна ради геймификации. Все эти приемы и техники сокращают сроки обучения. Когда ученик заинтересован, нет внутреннего сопротивления, то он гораздо быстрее справляется с заданием. И растет академическая успеваемость. По нашим исследованиям, темпы прироста знаний у учеников, которые подключают онлайн-занятия к классическим, в два раза выше, чем при обучении исключительно в оффлайн-формате. И самое важное, конечно, что детям просто нравится сам процесс учебы. Это уже не что-то навязанное и скучное, а увлекательное, интересное, то что хочется делать самому. Получается win-win.

Книги, которые рекомендует Илья Паршин

Думай медленно… решай быстро

Даниэль Канеман
Издательство АСТ, 2013

Легко не будет. Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов

Бен Хоровиц
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2014