Мир меняется, и с этим условием необходимо научиться жить. Меняются бизнес-модели, социальные ландшафты, коммуникативные практики и даже режимы питания и сна. Причем все это на фоне пандемии, цифровой революции и неотвратимой дегуманизации труда. В этих условиях вопросы о технологиях формирования готовности к неопределенному будущему и навыках эффективного размещения себя в изменяющемся мире выходят на первый план. О том, как изменить образование, почему студентам необходимо выстраивать собственную траекторию развития и как это сделать, Т&Р поговорили с проректором ТюмГУ Таисьей Погодаевой и начальником управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ Надеждой Федоровой.

Таисья Погодаева

Проректор Тюменского государственного университета

Надежда Федорова

Начальник управления индивидуальных образовательных траекторий Тюменского государственного университета

Александра Жирновская

Директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice

Почему существующую образовательную систему необходимо изменить

Почти половина жителей России не работают по специальности, согласно данным опроса ВЦИОМ. Основными причинами этого решения являются отсутствие возможности трудоустройства и низкая зарплата. Кроме того, 28% респондентов никогда не работали по своей специальности. Более пяти лет по специальности работали только 48% россиян, еще 16% работали от года до пяти лет, а 6% — менее одного года.

«Чтобы работать в новой сфере деятельности, 37% тех, кто работает не по специальности, проходили курсы профессиональной переподготовки. Среди людей с высшим образованием эта доля выше — 45%, тогда как среди людей со средним образованием — ниже: 24%. Еще треть (33%) опрошенных не проходили специальные курсы, но обучались самостоятельно (41% среди людей со средним образованием). Впрочем, 29% участников опроса не получали никакие знания и навыки для работы в текущей сфере деятельности», — говорилось в опросе, материалы которого предоставил ТАСС.

Нередко молодые люди, завершая школьное образование, совершенно не знают, в каком направлении они хотят двигаться, и на их решение во многом влияет мнение семьи и общества. Учась в университете, индивид понимает, что хотел бы изменить сферу деятельности. Это же осознание может прийти и в 30, и в 40 лет. Кроме того, «вторая карьера» — один из современных способов реализовать себя в совершенно другой сфере. Нередко профессионалы покидают свою работу ради того, чтобы освоить новую специальность с нуля. Еще один тренд, «slash career», позволяет параллельно развиваться в совершенно разных направлениях, например менеджер/визажист, программист/скульптор, дата-сайентист/инструктор по йоге. Поэтому образование также должно быть гибким и индивидуализированным: имея выбор, субъект может действовать свободно в соответствии со своими личными желаниями, способностями, амбициями.

Таисья Погодаева, проректор по образовательной деятельности ТюмГУ

Нынешняя система — это то, что мы имеем после очень быстрой массовизации высшего образования. Оно настроено на решение проблем индустриальной экономики, работала распределительная система: студенты готовились под определенные рабочие места. В 1990-е годы количество студентов увеличилось многократно, это был серьезный вызов для системы. Толпы студентов обучались по одинаковым учебным планам, в результате получился «образовательный конвейер». Это, наверное, неплохо, когда речь идет о базовых знаниях, умениях, навыках, в истории мы проходили такие сюжеты, например ликвидация безграмотности в 1919 году. С точки зрения современной экономики, в которой каждый год появляются новые продукты, новые бизнес-модели и практики, это оксюморон.

Каждый из нас в повседневной жизни предъявляет запрос на персонификацию, мы говорим о персональной медицине, хотим персональных предложений и сервисов, идем на персональную консультацию к коучу, даже контент получаем персональный, исходя из истории наших запросов в интернете. Странно, что образование, целью которого является развитие человека, должно оставаться массовым.

Думаю, что в мире, где ценятся креатив, нестандартные решения, новый взгляд, другие точки зрения, не может быть никакого универсального единого учебного плана. Образовательный процесс, в котором студенту говорят, куда идти и зачем, что учить, как и в какой последовательности, полностью лишает обучающегося возможности влиять на свое будущее. В таком случае студент становится не субъектом, а объектом воздействия. И это в процессе, целью которого является развитие личности.

Когда школьникам, студентам не дают брать на себя ответственность за свой образовательный путь, потом многие удивляются, что они проявляют себя не через образование, а через разные субкультуры, молодежные движения. Для них это единственный способ выразить себя, сформировать свое «сообщение» миру.

Надежда Федорова, начальник управления индивидуальных образовательных траекторий Тюменского государственного университета

Действительно, мир меняется. Постоянно накапливается новая информация, меняется рынок труда, изменяется технологический строй, складываются новые парадигмы, и формируются новые практики.

На этом фоне в высшем образовании остро обозначились как минимум три проблемные зоны. Первое — это то, что высшее образование в Российской Федерации воспринимается как профессиональная подготовка. В сознании выпускников прошлых лет, особенно старшего поколения, т. е. родителей современных абитуриентов, эта связка существует однозначно: ты поступаешь в университет, чтобы получить рабочее место. И чем точнее ты определился с будущим рабочим местом на входе в университет, тем правильнее поступил. Но сегодня скорость изменения на рынке труда настолько высокая, что образовательные программы, рассчитанные на 4–6 лет, не могут гарантировать подготовку, т. е. инструментальное оснащение студента, под конкретное рабочее место, которое он сможет занять после завершения обучения. Потому что, даже если функционально это рабочее место останется, сами инструменты, которыми выполняется рабочая функция, могут существенно поменяться.

Вторая проблема — это изменение субъекта образования, т. е. студента. В индустриальном мире люди были приучены к линейным способам мышления: учился 5 лет на учителя — стал учителем. Существовала такая идеальная коробочка, в которой, если ты освоил все правила, затем лишь оттачиваешь свои навыки и гарантированно становишься мастером. А теперь не просто нет этой коробочки, сам субъект меняется, и он не готов заходить в одну коробочку на всю жизнь.

Это связано с тем, что в трансформирующемся мире меняются и сами субъекты

Третий важный вызов — это, конечно, все, что связано с информацией, ее постоянно нарастающим количеством и вызванными этим изменениями в практиках интеллектуальной работы. Высшая школа работает с мышлением, организует мышление человека. И если 10, 20, 30 лет назад мыслительные практики организовывались с помощью одних инструментов, то теперь они меняются. Эта трансформация, может быть, не такая очевидная, но она происходит.

Вот три основных вызова: меняющийся мир, динамичный субъект, который живет в этом мире, и новые способы работы с информацией.

Индивидуальная траектория развития как основа образования будущего

Если принимать изменчивость как константу современного мира, то необходимость в индивидуализации образования возрастает. Мы живем в VUCA-мире, у которого есть четыре основные характеристики:

  • volatility (изменчивость)

  • uncertainty (неопределенность)

  • complexity (сложность)

  • ambiguity (двусмысленность)

Студент, который начинает обучение, через несколько лет может оказаться невостребованным на рынке: жизненный цикл профессий сокращается, регулярно возникает потребность в дополнительных компетенциях, зачастую из других дисциплинарных полей.

Резкий переход в новую реальность ускорил процесс перестройки рынка труда, что в очередной раз привело к резкому исчезновению старых и появлению новых специальностей. В 2020 году также произошел сбой, который усилил неравенство, а изменения из-за пандемии только усугубили долгосрочные перемены, связанные с Четвертой промышленной революцией. По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), почти 14% рабочих мест в странах Европы будет автоматизировано в самом ближайшем времени, поэтому специалистам необходимо приобретать новые знания и навыки.

Поэтому сегодня основная задача образования — создать свободную среду, в которой обучающиеся могут сами выстраивать свои образовательные траектории в соответствии с внутренними установками или изменчивыми внешними обстоятельствами. В результате каждый студент может сформировать уникальный компетентностный профиль, а это совсем другой уровень гибкости на рынке труда.

В настоящее время одним из принципов образования является индивидуализация обучения. Этот процесс требует сопровождения, в частности тьюторского. Причем индивидуализация подразумевает не только выбор программ, но и проектной деятельности, команд и других активностей, связанных с неформальным образованием. Образовательное пространство должно быть построено таким образом, чтобы студенты впоследствии смогли самостоятельно ставить цели, делать выбор в соответствии с ними и адаптироваться под новые реалии. Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках одного занятия, учебного плана, образовательного учреждения, среды в целом.

Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь студента в образовательном пространстве, который позволяет реализовывать личностный потенциал и формировать уникальный компетентностный профиль

«В современной литературе широко распространено понятие „поколение выбора“. Выбор — это уже не просто свобода или привилегия, это твоя обязанность. Мы живем в мире, в котором постоянно выбираем, принимаем решения в условиях неполной информации и коммуникационных шумов. Наши пробы дают нам возможность определиться, так сказать: когда ты первый раз заходишь в кофейню, то экспериментируешь: пробуешь один кофе, потом второй, третий. Но потом, определившись однажды, ты решаешь проблему выбора как минимум на какое-то время. Но снять совсем вопрос выбора и сформировать вокруг себя систему готовых решений в современном мире невозможно, поэтому приходится выбирать. И нести за это ответственность».

Надежда Федорова

Если человек как можно раньше начинает развивать навык ответственного принятия решений, учиться понимать собственные интересы, сильные и слабые стороны, ставить цели и задачи, разрабатывать план движения и следовать ему, тогда будет легче ориентироваться в жизни вне зависимости от того, в какой сфере он реализуется. Он научится корректировать свой план развития и изменит отношение к ошибкам, так как они являются естественной частью образовательного пути. Их необходимо правильно анализировать и превращать отрицательный опыт в положительный.

Развитие каких метанавыков должно быть заложено в образовательных программах

Развитие и совершенствование навыков происходит благодаря процессу непрерывного обучения, от чего зависит не только благополучие одного человека, но и общества в целом, отмечается в отчете WEF (Всемирного экономического форума). Резкий переход в новую реальность ускорил процесс перестройки рынка труда, что в очередной раз привело к резкому исчезновению старых и появлению новых специальностей. В 2020 году также произошел сбой, который усилил неравенство, а изменения из-за пандемии только усугубили долгосрочные перемены, связанные с Четвертой промышленной революцией. По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), почти 14% рабочих мест в странах Европы будет автоматизировано в самое ближайшее время, поэтому специалистам необходимо приобретать новые знания и навыки.

Креативность и проектное мышление

Даже привычные задачи требуют новых творческих подходов, начиная от бытовых ситуаций, заканчивая разработкой проектов и управлением командой. Согласно отчету WEF, этот навык находится на 5-м месте среди умений, которые будут востребованы в ближайшие 5 лет. Специалисты, способные предложить новые подходы, являются ценными сотрудниками.

Проектное мышление подразумевает системный подход к решению любых задач, умение выстраивать алгоритмы и стратегии и организовать деятельность свою и других. Этот навык позволяет решать проблемы до их появления, предугадывать риски, а также продумывать сразу несколько стратегий. Это выражается через умение системно анализировать процессы, оценивать и предотвращать риски, разрабатывая новые стратегии.

Адаптивность и умение работать над своим состоянием

Единственная константа в жизни — это изменения. Адаптивность — способность человека менять свои поведенческие паттерны в зависимости от условий внешней среды и управлять своим психоэмоциональным состоянием. Исследователи спорят о том, является ли адаптивность врожденным качеством, однако вне зависимости от предрасположенности человека этот навык можно развивать. От умения адаптироваться зависит и способность работать над своим психологическим состоянием. В стрессовых ситуациях человек может рационально мыслить и принимать взвешенные решения.

«Это умение жить в условиях неопределенности. У нас люди боятся неопределенности, это парадокс: мы ведь живем в тотальной неопределенности. Бояться того, в чем ты, по сути, находишься, глупо. И это первое, что мы должны объяснить: мир постоянно меняется. Это твоя рабочая ситуация. Не надо ее бояться, не надо ее драматизировать, надо уметь в ней продуктивно функционировать.

И второе — все, что касается деятельностных проб: студент должен попробовать себя в предпринимательстве, в проектной деятельности, в исследовательской деятельности, в социально-общественной сфере для того, чтобы понять, что ему откликается, и вообще в жизни иметь этот опыт, чтобы, если он вдруг спустя лет 10 решит чем-то из этого заняться, у него где-то щелкнуло, что у него есть опыт, и адаптация к новой ситуации пройдет быстрее», — говорит Таисья Погодаева.

Критическое мышление

Это умение позволяет критически относиться к поступающей информации и не принимать ее однозначно, анализируя, делая выводы и принимая наиболее оптимальные решения, основываясь на этом.

С переходом в digital-среду информации стало слишком много. Молодые люди подвергаются большему риску столкнуться с фальшивыми новостями, чем старшее поколение, так как активнее используют социальные сети. В них, по данным Statista, чаще всего встречаются fake facts. «Опрос, проведенный весной 2020 года, показал, что 59% людей столкнулись с фейками, связанными с новостями о пандемии», — говорится на сайте сервиса. Фейковые новости — это глобальная проблема, которую можно решить только благодаря образованию. Если с ранних лет развивать навык фактчекинга, пользователь будет меньше подвержен влиянию ложных фактов и сможет сформировать наиболее правдивую картину мира.

«Критическое мышление — это про собственную позицию, умение слушать и слышать другого, делать умозаключения, формировать свое мнение относительно услышанного и аргументированно высказывать свою позицию. Это также про умение считывать контекст и правильно выбирать язык коммуникации», — утверждает Таисья Погодаева.

Полидискурсивность и командная работа

О необходимости коммуникативных навыков говорили много раз, однако само понятие коммуникации является широким. Речь идет не просто об умении излагать свои мысли и аргументировать их, устанавливать контакт с собеседником, но и понимать речевую ситуацию и предлагаемые для общения обстоятельства.

«Полидискурсивность подразумевает умение говорить на разных языках в зависимости от ситуации. Это не значит, что надо менять лексический состав речи: менять приходится саму структуру. Одно и то же надо по-разному объяснять разным людям. Главное же, конечно, понять, как сориентироваться в ситуации, и провести коммуникацию наиболее эффективно», — говорит Надежда Федорова.

Умение действовать в различных коммуникативных ситуациях необходимо для командной работы. Сами группы в условиях новой реальности постоянно меняются, и нужно учиться действовать в них.

«Команда — это устоявшийся коллектив, в котором есть общая цель. По сути, там одинаковые ценности, ты работаешь в такой комфортной для себя среде. Однако никто не знает, как мы будем существовать в ближайшее время. Человек должен не просто действовать в одной и той же команде, а продуктивно действовать в разных сменных коллективах. Ты попадаешь в одну команду, потом во вторую, потом в третью. Научаться этому участию в разном по составу и в таком сменном коллективе — очень важная компетентность», — утверждает Таисья Погодаева.

«Гигиеническим навыком для успешного развития и обучения в постоянно меняющейся действительности становится навык рефлексии — самоанализа и самооценки. В применимости к образованию это умение студента самостоятельно оценивать свое состояние, свои эмоции, соотносить ожидания с результатами своей учебной деятельности и формулировать гипотезы о том, что и каким образом необходимо сделать в будущем, чтобы получить планируемый результат. Благодаря осмыслению своего опыта обучающийся может снизить стресс, связанный с неопределенностью выбора из множества предлагаемых учебных активностей, а отношение к «ошибкам» трансформируется в проверку гипотез на бесконечном пути собственного развития.

Ключевые вопросы в процессе обучения, которые надо себе задать:

  • Каковы мои главные результаты?

  • Что я понял (а)? Чему научился (-ась)?

  • Какие задания мне интереснее всего выполнять и почему?

  • Какие способы выполнения заданий я выбрал (а) и что при этом чувствовал (а)?

  • С какими трудностями я столкнулся (-ась) и как их преодолел (а)?

  • На что мне обратить внимание в будущем и что я могу сделать иначе в следующий раз?

Важно уметь делать паузу, честно отвечать на эти вопросы и осознанно корректировать собственную образовательную траекторию».

Александра Жирновская

Директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice

В России образовательные учреждения стремятся к индивидуализации образования. Так, в Тюменском государственном университете разработана система индивидуальных образовательных траекторий — уникальных маршрутов, которые студент прокладывает в образовательном пространстве университета, расширяя и усложняя учебную программу, выбирая новые дисциплины, преподавателей и форматы обучения. В рамках этой системы есть как базовые курсы, необходимые для общего развития, так и курсы по выбору — майноры и элективы.

Благодаря ИОТ студенты учатся самостоятельности, понимают, что такое ответственность за свой выбор, и получают знания, которые можно применить в любой сфере. Учащиеся развивают hard skills в рамках выбранного ими профиля, но в то же время совершенствуют и метанавыки, благодаря которым впоследствии они смогут сменить карьерную траекторию.

«Если сравнивать с предыдущими периодами обучения, мы четко видим, что сократилась доля студентов, которые покинули образовательное пространство, если по-простому, кого отчислили за академическую задолженность или кто отчислился из университета по собственному желанию либо перевелся в другой университет. Но при этом мы фиксируем постоянный рост числа студентов, которые меняют направление подготовки в процессе обучения. Мы не теряем студентов в образовательном пространстве. Кроме того, они начинают более уверенно думать относительно того, чего они все-таки хотят. Конечно, большая часть движения студентов происходит внутри социально-гуманитарного и естественно-научного блоков. Но все чаще имеют место случаи, когда студенты кардинально меняют траекторию обучения, и главное, это происходит осознанно».

Таисья Погодаева