Эксперты Университета машиностроения (МАМИ) и научно-образовательной школы «Лифт в будущее» провели опрос среди одаренных школьников с целью выяснить, какими информационными ресурсами они пользуются. Юные таланты со всей России рассказали, какие сайты, научно-популярные журналы и сетевые ресурсы они используют как для учебы и проектной деятельности, так и в свободное время.

Среди опрошенных 135 школьников от 12 до 18 лет 105 респондентов читает научные периодические издания и интернет-сайты на регулярной основе. Помимо специализированных форумов по химии, физике и биологии, популярны интернет-библиотеки и научно-популярные сайты. Талантливые школьники все чаще отдают предпочтение новым технологиям: из 135 опрошенных обыкновенные библиотеки посещает лишь 24 (против 44 пользующихся интернет-библиотеками), а школьников, читающих периодику — в 2,5 раза меньше, чем тех, кто использует профильные интернет-ресурсы. В абсолютном большинстве оказались ребята, использующие Wikipedia — таких среди респондентов было больше 80.

В работе над проектами ребята в основном пользуются специальной научной литературой (книги и статьи). Из периодики школьниками особенно выделяются «Вокруг света», «Популярная механика», «Наука и техника», «Discovery», «Квант» и другие. Из сайтов наиболее популярны Habrahabr, Кот Шредингера, Элементы.ру, Xakep.ru, Geektimes, XuMuk.ru и другие. Помимо сайтов и периодики некоторые школьники предпочитают пользоваться irc, jabber, интернет-лекциями, читают правительственные сайты — или же просто обращаются за советами к экспертам.

Свободное время лишь небольшое количество респондентов (20 из 105) проводит на сайтах, посвященных видеоиграм. В большинстве своем ребята предпочитают социальные сети (89 из 135), тематические сайты, связанные с хобби (72 из 135), и научно-популярные сайты (54 из 135). Чуть меньше половины школьников выбирают просмотр онлайн-видео (в том числе TED), и совсем небольшой процент увлекается электронной коммерцией…

Дополнительная информация

Всероссийская программа «Лифт в будущее» — это система дополнительного образования в научно-технической области для талантливых школьников и студентов, имеющих повышенную мотивацию к изучению естественно-научных, точных и прикладных дисциплин в форме государственно-частного партнерства. Государственным партнером программы выступает МГУ имени М.В. Ломоносова. В рамках проекта проводится работа с одаренными детьми и молодежью (учащиеся 7-11 классов), в том числе в формате научно-образовательных школ. Основная цель летних и зимних школ «Лифт в будущее» — знакомство старшеклассников с проектной деятельностью, приобретение ими опыта решения междисциплинарных отраслевых задач.