По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), почти 14% рабочих мест в странах Европы будет автоматизировано в самом ближайшем времени, а отчет LinkedIn об обучении на рабочем месте за 2020 год подтверждает — специалистам необходимо приобретать новые знания. Так, 99% руководителей считают, что если сотрудники не сумеют закрыть пробелы в навыках в течение 5 лет, то в будущем это повлияет на качество услуг компаний. Наконец, по мнению экспертов консалтинговой компании McKinsey, выйти из кризиса с минимальными потерями получится только при условии непрерывного развития навыков сотрудников, включая soft skills. Рассказываем, какие ключевые компетенции пригодятся в постковидной реальности, и даем практические советы по их развитию.

Адаптивное мышление

Навык заключается в способности предвидеть внезапные изменения, быстро анализировать сложившуюся ситуацию и продумывать план действий, выбирая оптимальный вариант. Психолог Лори Лейванд дополняет это определение, считая, что навык адаптивного мышления также требует творческого подхода и гибкости мышления.

Зачем оно нужно?

Как видно из названия, навык помогает быстро адаптироваться к сложным ситуациям — например, многие сферы бизнеса остались на плаву, потому что перепрофилировались во время пандемии, платные клиники стали проводить приемы онлайн, многие концерты проходят на видеохостингах, а магазины организовали оперативную доставку. Такой подход позволил компаниям быстро адаптироваться к пандемии и не только не понести убытки, но и заработать. Так, продажи Ozon во время пандемии выросли на 188% — до 45,8 млрд рублей за первый квартал. О рекордном заработке также отчитался Delivery Club: 1,82 млрд рублей за январь — апрель 2020 года (в прошлом году выручка за аналогичный период составила 881 млн рублей).

Как и в случае с компаниями, люди, которые принимают, что рано или поздно им, вероятно, придется работать с неопределенностью и в сложных ситуациях, будут все больше цениться на рынке труда. Планировать и ставить цели необходимо, однако их иногда придется корректировать и быстро принимать решения, как изменить этот план, если обстоятельства изменились.

Как развивать?

  1. Минимизируйте отвлекающие факторы — научитесь сосредотачиваться даже в критической ситуации и не поддаваться эмоциям, чтобы более трезво оценивать, какие шаги необходимо совершить для решения нестандартной проблемы.

  2. Задавайте неудобные вопросы — например, можно затронуть важную тему, которую все остальные пытаются избегать, хотя она и имеет значение. Так вы станете смелее и научитесь преодолевать страхи.

  3. Будьте любопытным — когда учитесь, охватывайте не только основную тему, но и смежные, ведь так вы привыкаете к решению более сложных задач и расширяете кругозор.

  4. Самостоятельно моделируйте новые ситуации — выполняйте привычные вещи по-новому. Начать можно с обычных бытовых ситуаций: выбрать другой маршрут до работы или изменить порядок выполнения физических упражнений в спортзале.

Асинхронное обучение

Развитие этой личностной компетенции позволяет обучаться без привязки к месту и времени: учеба проходит по расписанию, которое удобно именно вам, кроме того, асинхронное обучение позволяет самостоятельно выбирать интересные дисциплины. К этому типу обучения относится все то, что можно делать самостоятельно, например чтение учебника, просмотр обучающих видео или прохождение тестов, это хороший навык высоко мотивированных учащихся, которым не требуется контроль для выполнения заданий.

Зачем оно нужно?

При таком обучении ученик более вовлечен в материал, чем при синхронном образовании. Кроме того, он не тратит время на долгие лекции в Zoom: как правило, ему достаточно всего лишь короткого звонка или онлайн-консультации по самым сложным моментам, а дальше — самостоятельный разбор материала. Подобный способ обучения развивает дополнительные навыки самостоятельного решения проблем и гибкость, с ним проще приобретать новые знания, менять сферу деятельности и решать проблемы на работе.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Как развивать?

  1. Устанавливайте цели. Зачем вам выбранный курс? Может быть, вы хотите научиться чему-то новому и получить повышение на работе? Или просто расширить кругозор и узнать больше, например, об искусстве? Правильная постановка целей напрямую влияет на результаты.

  2. Учитесь поэтапно. Ограничивайте поступление новой информации, разделяйте прохождение курсов и изучение литературы на части. Такой подход психологи называют «эффектом интервалов» — он ускоряет обучение и увеличивает вовлеченность в работу.

  3. Организуйте свое обучение. Выделите определенное время или промежуток времени, в которое вы будете заниматься, четко придерживайтесь плана, и выработаете привычку — с ней получать навыки легче и быстрее.

Стрессоустойчивость

Новости о пандемии вызывают тревогу уже не первый месяц — каждый день СМИ пишут о новых случаях болезни, но и без них вокруг существует множество других поводов испытать стресс. Стрессоустойчивость — это способность выдерживать психологическое давление в любых сложных моментах и справляться с неопределенностью, этот навык, подобно адаптивности, позволяет быстро действовать в непредвиденных ситуациях, принимать взвешенные решения и осознанно работать над улучшением своего состояния. Правда, если человек стрессоустойчив на работе или учебе, это еще не значит, что навык автоматически распространяется на все сферы жизни, кроме того, устойчивость к стрессу может меняться со временем и зависит от взаимодействия с окружающим миром и внешних условий. Именно поэтому работать над стрессоустойчивостью нужно регулярно и методично.

Зачем она нужна?

Стрессоустойчивость дает ощущение уверенности в себе, а в таком состоянии проще концентрироваться на нужном и отфильтровывать незначительное, что в итоге позволяет быть более эффективным на работе и в учебе — спокойно реагировать на неожиданные изменения, ошибки и проблемы.

Как развивать?

  1. Поддерживайте физическую форму. Естественный стресс, который испытывает организм во время физических нагрузок, позволяет легче воспринимать спонтанный стресс на работе и учебе. Исследователи считают, что во время спортивных занятий человек испытывает такие же ощущения, как при тревоге: учащенное сердцебиение, дыхание и потоотделение, — так что при постоянных физических нагрузках организм постепенно запоминает, что эти чувства не опасны. Страх отступает, а стрессоустойчивость растет.

  2. Изучите себя. Проведите аудит своих страхов: чего вы боитесь, что вызывает тревогу, в какие моменты вас охватывает чувство слабости и уязвимости? Проанализируйте все возможные ситуации, а также оглянитесь назад на те случаи, которые уже имели место, поймите, где ошиблись, и проведите анализ своих ошибок. Так станет понятнее, как действовать в аналогичной сложной ситуации, если она возникнет еще раз.

  3. Ведите дневник триггеров. Записывайте все то, что беспокоит вас в течение дня, — так вы будете отслеживать, какие трудности самые частые гости в вашей жизни, и со временем научитесь справляться с ними более эффективно.

Самоконтроль

Развитие этой компетенции позволяет контролировать собственные действия, которые могут навредить тем или иным способом (обычно мы себе не враги, но все же периодически принимаем не самые оптимальные решения). Самоконтроль — это регулярное позитивное поведение в определенных ситуациях, а не единичные случаи успешного решения проблем. Например, если вы не нарушали самоизоляцию и в пик пандемии оставались дома, как бы ни было сложно, вы проявили чудеса самоконтроля. Сюда же можно отнести все те случаи, когда нам сложно вставать по утрам, чтобы заняться спортом, но мы продолжаем делать это, чтобы поддерживать хорошую форму. Подобное поведение — основная характеристика проявления ответственности.

Зачем он нужен?

Неважно, какая у вас цель — похудеть, поступить в вуз мечты, стать лучшим врачом или писателем, — но, по данным Американской психологической ассоциации, 27% людей считают, что отсутствие силы воли — основной фактор, мешающий достичь желаемого. Соответственно, самоконтроль — это инструмент для исполнения наших целей, планов, желаний. Так, согласно одному из исследований, студенты, проявляющие самодисциплину, получают более высокие оценки, чем другие обучающиеся, а умение контролировать свою жизнь — важнее, чем IQ (потому что можно быть одаренным, но не иметь силы воли для того, чтобы засесть за работу).

Преимущества самоконтроля не ограничиваются академическими успехами: считается, что люди, которые в детстве обладали высоким уровнем самоконтроля, во взрослой жизни более развиты в умственном плане и психологически стабильны. Навык самоконтроля особо актуален в нынешнее время, когда часть людей ушла на удаленную работу. Тем, кто не мог работать без присмотра начальства, пришлось перестраиваться и учиться выполнять задачи самостоятельно, поэтому во время пандемии наиболее успешными работниками стали те, кто обладает высоким уровнем самоконтроля.

Как развивать?

  1. Занимайтесь спортом и отдыхайте. Когда вы слабы физически и чувствуете усталость, вы более склонны принимать неверные решения, так как не находитесь в тонусе и не задействуете возможные когнитивные процессы. Упражнения и сон помогают наладить концентрацию внимания, когнитивные функции мозга и здоровье.

  2. Ведите списки. Указывайте в них дела на день, неделю или месяц, главное — отразить все задачи и планы: так вы будете знать, что и когда нужно сделать, что позволит лучше организовать процессы и сэкономить время.

  3. Мотивируйте себя. Разбивайте свои большие цели на микроцели и поощряйте себя при достижении каждой из них. Например, вы хотите начать регулярно заниматься спортом, но вам не хватает самоконтроля. Выпишите преимущества, которые вы получите после тренировок: улучшение физического состояния, повышение самооценки, укрепление иммунитета, — и хвалите себя за каждое, даже малое достижение.

Фактчекинг

Навык поиска информации в интернете — особая форма грамотности в новой реальности, как знание базового для своей сферы предмета или родного языка. Несмотря на то что умение актуально для всех пользователей интернета, большинство не знает, как использовать поисковые инструменты эффективно. Например, распознавать качество источников, искать релевантную информацию за короткий промежуток времени и отсеивать ее.

Зачем он нужен?

Навык позволяет оперативно находить ответы на волнующие вопросы или решение проблем, включает в себя сбор информации, анализ и ее интерпретацию. Люди, обладающие этим навыком, учатся и работают эффективнее, потому что не тратят время на нерелевантную информацию. К сожалению, ученые в США обнаружили, что на данный момент 80% студентов в университетах не могут понять, фейковая перед ними информация или нет. И аналогичная проблема есть не только у студентов: подобные трудности разделяют и взрослые люди. Но тем ценнее те, кто умеет фильтровать информацию, — найти такого человека действительно непросто и большая удача. Самое время стать одним из них.

Как развивать?

  1. Используйте максимум инструментов поисковых систем — это может быть расширенный поиск с указанием точных данных, поиск по разделу с новостями, видео и так далее. Кроме того, прокачайте навык поиска информации с помощью операторов поиска: например, если вы составите запрос подобным образом — «filetype:pdf учебник по программированию», — поисковик выдаст учебники в формате PDF.

  2. Используйте горячие клавиши. Например, команду поиска информации по странице (Cmd+F на Mac и Ctrl+F на Windows), или ищите нужные сведения по ключевым словам — это избавит от утомительного скроллинга и сэкономит время.

  3. Проверяйте источник. Не спешите верить информации, которую нашли по первой ссылке. Проверьте, не фейковая ли она: попытайтесь найти хотя бы еще одно подтверждение приведенным сведениям, еще лучше — в нескольких форматах (аудио, фото или видео). Сверяйте данные в нескольких источниках.