Из-за пандемии и тотального перехода в онлайн в последний год было и продолжается много разговоров о том, что онлайн-обучение и платформы для дистанционного обучения должны стоить дешевле — в частности, мы видим это в обсуждениях о корпоративном и вузовском образовании. У команды T&P есть опыт создания и офлайн-, и онлайн-обучения для корпоративных клиентов в разных форматах, и мы периодически сталкиваемся с вопросами и непониманием ценообразования онлайн-программ. В своей новой колонке руководительница методического центра T&P Зиба Джафарова раскрывает несколько основных заблуждений о стоимости онлайн-обучения.Под онлайном подразумеваются преимущественно живые синхронные курсы, а также электронные курсы, которые создаются под запрос компании.

Зиба Джафарова

Руководительница методического центра T&P

«Просто вебинар», или Заблуждение №1: живое онлайн-обучение — это всего лишь вебинары, а вебинары не могут стоить дорого

Если в офлайн-обучении часто все обучающие мероприятия называются тренингом, то в онлайне похожую роль на себя взяли вебинары. При этом вебинары ассоциируются скорее с лекцией, когда эксперт в формате монолога что-то рассказывает в течение 1–2 часов. Однако, чтобы достичь практической пользы для участников, высокого уровня вовлеченности и интереса, недостаточно сделать «просто вебинар». Скорее речь будет идти об онлайн-занятии, которое в зависимости от задач будет как минимум включать кастомизированный контент и интерактивы, в других случаях — практическую работу в группах.

Что нужно, чтобы сделать онлайн-занятие, которое будет действительно полезным и вовлекающим? Перечислю основное.

  • Кастомизированный контент, который отвечает целям заказчика, включает кейсы компании или релевантные для компании примеры, учитывает запросы и особенности аудитории, встраивается в организационные и временные рамки. Как итог, эксперт не может просто выступать с одним и тем же материалом для всех и каждый раз проделывает работу по адаптации контента. К примеру, готовит описание кейсов из собственного опыта, анализирует информацию из открытых источников, проводит встречи с заказчиком и коллегами, имеющими релевантный опыт.

  • Методическая поддержка. В адаптации контента в онлайн платформы для дистанционного обучения эксперту-преподавателю помогает методист. В онлайне сложно держать внимание аудитории, и онлайн-занятия, как правило, короче, чем офлайн-, поэтому методист помогает эксперту выстроить опыт учащегося так, чтобы последний провел выделенное на занятие время с удовольствием и пользой. Это означает, что нужно заранее запланировать целесообразные интерактивы с аудиторией, продумать сторителлинг и эмоциональную составляющую занятия, определить, какие инструменты и сервисы лучше всего подойдут для взаимодействия с аудиторией, и подготовить вспомогательные материалы для участников так, чтобы ими было удобно пользоваться именно онлайн.

  • Сервисы. Для создания целостного и гладкого опыта участников обычно нужно использовать несколько сервисов и платформ, включая видеоконференции, онлайн-доски, сервисы для голосования и квизов, мессенджеры и т. д. Полный функционал большей части из них доступен только при платной подписке, что также учитывается в стоимости программ.

  • Модерация. Для того чтобы оперировать всеми переключениями между и внутри платформ, следить за техническими вопросами, а также помогать участникам работать в группах, обычно нужен модератор. Эксперту (особенно если это эксперт-практик, для которого проведение занятий не основная профессиональная деятельность) довольно сложно держать в голове сразу и содержательный сценарий занятия, и организационные вопросы, поэтому для создания качественного опыта ему необходимо сопровождение.

Все это необходимые условия для качественного онлайн-занятия, и с учетом всех составляющих количество задействованных ресурсов как минимум не уступает подготовке к офлайн-занятию.

«Преподавателю не надо никуда ехать», или Заблуждение №2: по сравнению с офлайном эксперт тратит меньше времени и ресурсов на подготовку онлайн-занятий

Эксперту, действительно, может и не понадобиться выходить из дома, чтобы провести занятие, но для того чтобы это сделать, все же нужно провести большую подготовку, по времени и усилиям зачастую не уступающую ситуации с офлайном.

  • Преподаватель должен подготовиться технически — все, что касается качества картинки, звука, скорости интернета, важно для вовлеченности участников: зависающая темная картинка и фонящий звук не смогут долго удерживать аудиторию. Преподавателю, во-первых, нужно иметь в своем распоряжении все необходимое и подготовить план Б на случай, если что-то пойдет не так. Во-вторых, ему стоит сделать технический прогон с организаторами, а это тоже время. Может оказаться и так, что дома у преподавателя нет подходящих условий и оборудования, — в таком случае нужно выезжать в офис или коворкинг, что также дополнительная трата ресурсов.

  • Эксперты бережно относятся к своим ресурсам. Онлайн-образование действительно позволяет делать быстрые и удобные включения на 1–2 часа, но это удобно в первую очередь слушателю. На другой стороне, преподавателя, такой подход означает многочасовую подготовку, о которой уже сказано выше, гибкую подстройку своего расписания, что особенно важно в случае работы с экспертом-практиком. В связи с этим эксперту может быть выгоднее сокращать количество занятий за счет увеличения стоимости своего часа.

Мы часто работаем с экспертами-практиками — это люди, у которых есть основная профессия, они занимаются ею большую часть времени, а преподавание является лишь дополнительным занятием. Мотивация у таких экспертов может быть разная, но важнее то, что им выделить время в своем графике сложнее, чем, скажем, тренеру, для которого тренинги — основной вид деятельности. В связи с этим эксперт-практик может оценивать час своего времени дороже. Кроме того, стоит понимать, что стоимость выступления — это стоимость не только подготовки к непосредственному занятию, но и накопленного за годы опыта, ошибок, образования эксперта.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

«Переложим все в видео», или Заблуждение №3: можно просто и недорого переложить готовый офлайн-контент в онлайн с помощью записи видеоуроков

Действительно, у экспертов, преподающих не первый год, скорее всего, уже есть готовый контент, который они давали офлайн, — отсюда и возникает впечатление, что его можно легко адаптировать под онлайн, lms и дистанционное обучение. Неудивительно, что к экспертам часто приходят с предложением записать серию видео с использованием этого контента, что, предположительно, должно стоить недорого: материал готов, осталось только прийти в студию и наговорить его на камеру.

Но в этом случае из вида упускается несколько важных вещей. Во-первых, нужно подумать об эффективности. Брифы на проекты по адаптации существующих программ в онлайн-формат включают в себя обязательное условие «без потери качества», и, чтобы обеспечить высокое качество или эффективность обучения, нужно подумать об опыте учащегося. Просмотр видео, даже если слушателю в нем все понятно, — это пассивный метод обучения, мы не стимулируем учащегося думать активно и что-то делать, а значит, мы не можем рассчитывать на сильный эффект с точки зрения получения знаний и тем более навыков.

Именно поэтому мы предлагаем упаковывать готовый контент в мультиформатные курсы, с переработкой материалов с учетом самостоятельного прохождения курса

Это значит, что не везде нужно делать видео: где-то лучше подойдут тексты, где-то — подкасты, а где-то обязательно нужно сделать тесты или симуляторы для активного вовлечения учащегося. Безусловно, такая переработка стоит дороже за счет количества часов работы методиста и производства.

Во-вторых, если все-таки принято решение делать видео, то опять же с точки зрения эффективности нужно заложить достаточно средств на хороший сценарий и продакшен. Обучающий контент должен быть конкурентоспособным по сравнению со всем остальным контентом, доступным онлайн, а значит, он должен быть лаконичным, иметь понятную структуру и вовлекающий сценарий. Помимо этого, нельзя обойтись без хорошего монтажа, чтобы подсветить нужные смысловые моменты, а на картинку было приятно посмотреть.

«Просто электронный курс», или Заблуждение №4 — асинхронные электронные курсы без живого участия эксперта не должны стоить дорого

Электронные слайдовые курсы или лонгриды могут восприниматься как бюджетный формат обучения из-за схожести с простыми презентациями и текстами, на которые не нужно тратить столько ресурсов, сколько тратится на подготовку и проведение, например, офлайн-курса. Действительно, если мы говорим о некастомизированных курсах, то есть не адаптированных содержательно под заказчика, этот аргумент работает. Курс, даже очень качественно сделанный, был произведен один раз и потом продается неоднократно, поэтому его стоимость ниже.

Но если речь идет о кастомизированных курсах, которые производятся специально под запрос клиента, то в стоимости надо учитывать все, что находится «под капотом». В производстве курса участвует эксперт, который либо дает, либо как минимум валидирует контент содержательно; методист, который анализирует запрос и ЦА, разрабатывает логику, сценарий и задания курса, чтобы они соответствовали целям; дизайнер и верстальщик курса; продюсер, который курирует весь процесс. Если в курс заложены форматы видео или подкастов, то добавляем часы разработки этого контента и его продакшен.

В платформах для организации дистанционного обучения методология разработки особенно важна: чтобы сотрудник досмотрел до конца, курс должен отвечать на его запрос и быть вовлекающим, а это означает необходимость закладывать достаточное количество часов методиста на эту работу еще до перехода к производству.

Что делать?

Безусловно, сейчас многие компании вынуждены действовать в условиях сокращенных бюджетов, одновременно стараясь дать своим сотрудникам лучший контент и опыт обучения. Чтобы это оставалось реальным, подумайте об альтернативах:

  • развивайте институт внутренних экспертов и менторов, которые могут делиться экспертизой в разных форматах в зависимости от их возможностей (занятия, статьи, публичные выступления внутри и т. д.);

  • используйте возможности peer-2-peer и social learning: организуйте условия для развития сотрудников, в которых они могли бы общаться формально и неформально, делясь знаниями, проблемами и решениями;

  • подключайте свой нетворк, то есть ищите знакомых экспертов-практиков, которым было бы интересно поделиться экспертизой в рамках заданного бюджета или бесплатно;

  • продумайте варианты нематериальной мотивации для внешнего эксперта — это могут быть письмо благодарности, возможность обмена опытом с экспертами вашей компании, разрешение на последующее использование материала выступления/занятия вне вашей компании, возможность прокачать личный бренд эксперта за счет продвижения события во внешних соцсетях, возможность нетворкинга внутри вашей компании;

  • используйте базу знаний компании с бесплатными материалами для digital-марафонов или развивающих дайджестов с соответствующей упаковкой и коммуникационной кампанией.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.