Сидеть до ночи, пропускать обеды и практически не вставать с рабочего места больше восьми часов — такой режим приводит к переутомлению, выгоранию и даже депрессии. Среди современных сотрудников, совершенно не соблюдающих work-life balance, наблюдается феномен презентеизма. По данным британского Института управления персоналом и кадрового развития CIPD, 83% респондентов наблюдали презентеизм в своей организации, а четверть заявили о том, что проблема усугубилась по сравнению с предыдущим годом. Однако такое поведение не означает, что человек действительно работает в это время, возможно он просто демонстрирует свое усердие. Т&Р рассказывают о феномене презентеизма и о том, какие негативные последствия у него бывают.

Суть презентеизма

Сотрудник часто работает сверхурочно, берет на себя много задач при плохом самочувствии, приходит в офис с температурой, чтобы показать свое трудолюбие и кажущуюся продуктивность. Такой феномен получил название «презентеизма» (от англ. present — «присутствующий») — человек присутствует на работе, но пользы от этого практически нет.

Выделяют несколько типов презентеизма:

  • Отвлеченный презентеизм — сотрудник находится в офисе, но он сосредоточен на личных проблемах и не может полноценно выполнять задачи.

  • Стратегический презентеизм — сотрудник намеренно находится в офисе дольше положенного, чтобы коллеги и начальство заметили его усердие.

  • Добровольный презентеизм — сотрудник продолжает работать сверхурочно в любом состоянии, так как он склонен, например, к трудоголизму.

Шведские профессора Гунар Аронсон и Клас Густафсон в рамках исследования феномена презентеизма «Sick but yet at work. An empirical study of sickness presenteeism» провели опрос среди 3800 сотрудников. Треть сообщили, что они выходили на работу два или более раз в течение предыдущего года в болезненном состоянии. Ученые предполагают, что чаще всего так поступают люди с низким ежемесячным уровнем дохода, а также работники из социальной сферы (медсестры, акушерки, помощники в домах престарелых, учителя в начальной школе). «Все эти группы работают в секторах, которые столкнулись с сокращением персонала в 1990-е годы», — поясняют исследователи.

Презентеизм напрямую связан с уровнем стресса на работе, предполагают авторы исследования «Presenteeism and Absenteeism: Differentiated Understanding of Related Phenomena» психолог Эрик Госслен из Университета Квебека и Луиза Лемир и Уэйн Корней. Чем больше задач, дедлайнов, давления со стороны начальства, страха потерять свое рабочее место, тем выше вероятность переработок и, как следствие, выгорания. Ученые провели сравнительный анализ презентеизма и абсентеизма (отсутствие человека на работе по уважительным и неуважительным причинам) и пришли к выводу, что больше не всегда лучше.

Продуктивность сотрудника не измеряется в количестве рабочих часов

На презентеизм влияет и корпоративная культура. Например, если переработки в компании считаются нормой, а уходить раньше начальства «неприлично», скорее всего, сотрудники будут работать сверхурочно и приходить в болезненном состоянии, боясь осуждения со стороны коллег.

К основным причинам презентеизма можно отнести:

  • страх потерять работу

  • боязнь осуждения коллег и начальства

  • неорганизованность рабочих процессов

  • давление со стороны начальства

  • низкая мотивация сотрудника

Почему презентеизм вредит сотруднику, команде и компании

К основным последствиям презентеизма относятся снижение производительности, ухудшение здоровья и потеря мотивации. Когда сотрудник выполняет рабочие задачи, находясь в неблагоприятном эмоциональном и физическом состоянии, у него появляются негативные ассоциации с работой. И это впечатление сохраняется, даже если он находится в хорошем настроении.

Сотрудник французского Департамента по улучшению условий труда Тьерри Руссо утверждает, что презентеизм способствует патологиям, обостряет заболевания, выгорание, психосоматические проблемы.

Кроме того, презентеизм вредит компании. Помимо того что повышается риск выгорания и снижения продуктивности, сотрудник тратит оплачиваемые рабочие часы и при этом не приносит никакого результата. И в зависимости от обязанностей, должности и задач сотрудника стоимость пустого времяпрепровождения на работе может оказаться выше, чем оплата больничного.

Как не допустить презентеизма

Определить параметры эффективности

Четко определите свои обязанности и показатели эффективности. Установка о том, что продуктивность связана с потраченными рабочими часами, устарела. Раньше во многих организациях четко следили за временем прихода и ухода сотрудника, однако в современном мире в связи с переходом на удаленную работу этот показатель уже не актуален.

Четкое понимание своих обязанностей и определение критериев результативности позволит устранить чувство вины за то, что вы закончили работу раньше шести вечера, так как задачи выполнены.

Пересмотреть рабочие процессы

Если переработки случаются регулярно, обсудите это с коллегами и начальством. Возможно, стоит перестроить бизнес-процессы и формат работы. Например, некоторым неудобно регулярно находиться в офисе и они предпочитают периодически работать из дома.

Отказаться от бесполезной гонки

Работодатели ценят сотрудников, которые достигают сверхрезультатов. Однако если за этим стоит эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, то пользы от такого работника будет мало. Сохранение work-life balance способствует большей удовлетворенности работой и жизнью в целом.