Большинство зрителей воспринимают кино как способ развлечься и получить эмоции. Однако такое пассивное восприятие ограничено и не позволяет увидеть скрытые автором смыслы, которые находятся, как правило, вне основного сюжета. Почему средняя длина кадра в «Мстителях» две секунды, а в фильмах Тарковского он не меняется в течение пяти минут? Зачем оператор делает круговорот с помощью камеры? Как создается эффект присутствия за счет звука? На эти вопросы отвечает лектор курса «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация» Данила Кузнецов.

Данила Кузнецов

Режиссер документального кино. Выпускник исторического факультета МГУ, аспирантуры института востоковедения РАН и Высших курсов сценаристов и режиссеров

Что отличает пассивного зрителя от активного

Большинство зрителей ходят в кино ради развлечения и получения эмоций. В кинотеатрах много мейнстримных фильмов, которые люди часто забывают сразу же после просмотра. Это пассивное восприятие, в котором нет ничего плохого. Однако есть кинокартины с глубинными смыслами, в них скрываются высказывания автора, режиссера на глобальные темы. Активный зритель стремится увидеть то, что до нас пытается донести автор.

Осознанный зритель от обычного отличается тем, что он готов проводить интеллектуальную работу

Борис Эйхенбаум называл это киномозговой работой, которая необходима для анализа киноязыка. О ее необходимости в СССР заговорили уже в 20-е годы, появилось множество работ по теории кино. На Западе, например, эта идея стала активно развиваться ближе к 50-м. Люди поняли, что кино должно не просто смотреться, а читаться.

Первый раз нужно посмотреть фильм просто для того, чтобы прочитать историю, эмоционально в нее погрузиться, а второй раз можно анализировать и погружаться в эти глубинные смыслы. Активный осознанный просмотр позволяет нам проникнуть на уровень авторских идей.

Альфреда Хичкока не воспринимали всерьез большую часть его жизни. Многие считали, что он снимает популярное развлекательное кино, комедийные шпионские триллеры, однако это заблуждение. Например, фильм «Окно во двор» рассказывает историю фотографа, который сломал ногу. Сидя в инвалидном кресле, он начинает следить за соседями от скуки. Это просто сюжет. Но на самом деле, этот фильм о том, как устроено кино на метафизическом уровне. Зритель точно так же прикован к креслу в зрительном зале, он не может двинуться, и смотрит на мир других людей сквозь рамку киноэкрана, которая похожа на оконную раму в комнате главного героя, через которую он познает мир.

Активный осознанный просмотр предоставляет возможность аргументированно оценивать фильм. Когда мы анализируем кино, мы не говорим просто «нравится» или «не нравится», а объясняем, почему нам это нравится. Например, потому, что режиссер в рамках данного сюжета использовал такие-то приемы, они позволили испытать те или иные эмоции. Это позволяет оценить качество фильма и его значимость с точки зрения истории искусства, даже если он не близок нам по этическим и каким-то другим личным соображениям. Если мы отвлечемся от истории и проанализируем киноязык, мы увидим единство стиля и поймем, почему этот фильм превозносят кинокритики.

Глубокий анализ подразумевает правильную постановку вопросов. Почему нам рассказана эта история? Почему использовано это цветовое решение? Почему использован такой монтаж? Почему история рассказывается нелинейно, а с конца? В первом кадре герой умирает, а дальше мы узнаем то, что этой смерти предшествовало. Почему не наоборот? Попытка ответить на эти вопросы позволяет увидеть красоту фильма и цельность авторского замысла.

Как подготовиться к просмотру фильма

Можно читать материалы, которые касаются непосредственно режиссера — какие у него были работы, какое место фильм занимает в фильмографии. Нужно вспомнить его предыдущие работы и попытаться увидеть общие элементы, которые позволят более широко взглянуть на творчество режиссера, увидеть его эволюцию. Нельзя воспринимать фильм как что-то анонимное.

У большинства крупных режиссеров, у тех же Хичкока, Бунюэля, Феллини — есть опубликованные автобиографии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы. Режиссеры в них объясняют, что они хотели сказать той или иной работой, почему они вообще стали заниматься кино, как у них рождаются идеи, и как они выбирают для этого форму.

Зрительская задача заключается в том, чтобы от формы прийти к идее, и найти точку, из которой автор начал свой путь

Есть много фильмов, которые требуют дополнительных прочтения и комментария. Самый яркий пример — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Его много лет называли «лучшим фильмом всех времен и народов». При этом большинство зрителей спрашивали: «А что в нем великого?». В «Гражданине Кейне» довольно неприятный главный герой, к нему трудно привыкнуть. Поэтому зритель, соответственно, не вовлекается в историю. При первом просмотре нужно внимательно следить за нелинейным повествованием, режиссер прыгает из одного времени в другое, что может дополнительно сбивать зрителя. На самом деле, великое в фильме «Гражданин Кейн» то, что он является энциклопедией киноязыка. Орсон Уэллс использует огромное количество операторских, звукорежиссерских, монтажных приемов. Но эту красоту с первого раза сложно рассмотреть. А если указать, куда смотреть, тогда открываются глаза. И это совершенно нормально. Серьезное произведение искусства требует зрительской работы. В нем всегда есть дистанция между тем, что мы первоначально увидели, и тем, что в итоге поняли.

Уровни анализа фильма

Драматургия

На верхнем уровне мы пытаемся понять, почему история рассказана таким образом, какую эмоцию вызывает главный герой и кто им является. История — самый базовый уровень любого фильма вне зависимости от того, есть ли у него глубина содержания. Более глубокий уровень анализа драматургии — это поиск тех идей, которые автор заложил.

Анализ изображения и звука

На этом этапе мы обращаем внимание на свет. В мелодрамах или комедиях чаще всего используется ровный свет. В фильмах ужасов, наоборот, свет часто контрастный, большую часть экрана занимает пугающая темнота, вызывающая тревогу у зрителя.

Далее нужно отметить цвет. Например, Мартин Скорсезе, в фильмах которого много агрессии, любит красный. И у него почти в каждом втором фильме можно найти сцену, которая целиком освещена только красным.

Также есть движение камеры, которое может выражать авторские идеи. Например, у Тарантино в фильме «Бесславные ублюдки», когда Ханс Ланда ведет диалоги, вокруг него и его собеседника камера начинает описывать окружности. Это метафорическое выражение того, что Ланда играет в кошки-мышки. Он затягивает петлю на шее своей жертвы, потому что неинтересно сразу поймать человека, вывести его на чистую воду. Ему любопытно с ним поиграть, вести диалог, прекрасно понимая, что собеседник лжет, теша таким образом свое самолюбие.

Есть и звуковая сторона кинематографа. Это, во-первых, речь актеров, нюансы произношения, акценты. Например, в фильме «8 с половиной» Федерико Феллини у каждого героя специфический акцент, по которому можно определить, из какой части Италии этот человек.

Самое простое, что можно сделать, на уровне звука, — это попытаться найти контрапунктный звук. Сергей Эйзенштейн так называл любой звук, который не соответствует изображению. Иногда одного героя мы видим только в кадре, а другого только слышим, он существует в закадровом пространстве. И если мы смотрим фильм в кинотеатре, оборудованном системой панорамного звука, то речь второго героя мы можем слышать у себя за спиной. Таким образом мы оказываемся в эпицентре воздействия. Создается эффект присутствия.

С музыкой примерно также — нужно искать контрапункт. Иногда бывает, что режиссер плохо поработал с актером, и последний неполноценно сыграл в грустной драматической сцене. В этом случае режиссер вставляет минорную музыку, которая напрямую воздействует на наши чувства, и мы начинаем эмоционально сопереживать актерам в гораздо большей степени.

Монтаж

Монтаж — это то, что делает кино отдельным искусством. Другие его виды — литература, фотография, театр и живопись — на стыке которых возник кинематограф, не разговаривают на языке соединения двух движущихся изображений. Для начала можно просто увидеть среднюю продолжительность кадра. В «Жертвоприношении» Тарковского средняя продолжительность кадра больше минуты, а в «Мстителях» — 2 секунды. Задайте себе вопрос: «А почему режиссер делает именно так? Что было бы, если «Мстителей» снимали длинными кадрами, а Тарковский коротко резал?»

Как анализировать фильм после просмотра

Самое первое, что надо делать, это уложить всю историю в одно предложение (25–35 слов), это займет 10–15 минут. В киноиндустрии это называют логлайном. Начните со слов: «Это история о…», и дальше идет описание главного героя и основных событий. Логлайн гораздо проще оценить, чем читать 120-страничный сценарий.

Например, лонглайн фильма «Крестный отец»: «это история о члене мафиозной семьи, который пытался от нее дистанцироваться, но смерть отца и убийство брата вынудили его взять управление кланом в свои руки». Мы трехчасовой фильм сжали в одно предложение, из которого понятно, кто главный герой, какой у него внутренний конфликт — он не хочет быть мафиози, но он вынужден им стать. Внешний конфликт таков: если у тебя убивают брата, то, очевидно, у тебя есть какие-то внешние враги.

После этого стоит задать вопрос: какую идею автор хотел до нас донести этой историей, о чем на самом деле фильм? Как проявляется авторский персонаж, отражающий взгляды самого режиссера?

И далее мы движемся по этапам, о которых говорили ранее:

  • Какие особенности светового и цветового решений мы можем выделить?

  • Что интересного можно отметить в звуке? Были ли контрапунктные звуки? Насколько музыка соответствовала изображению?

  • Каков монтажный темп? Какие крупные планы были?

Как взаимодействуют кино и литература

Игровое кино литературоцентрично, огромное количество фильмов — это экранизации. Однако нужно понимать, что литература и киносценарий — совершенно разные формы прозы. Например, Стивен Кинг редко участвовал в написании сценариев фильмов, основаных на своих же романах и рассказах. Более того, те кинокартины, в которых Стивен Кинг непосредственно участвовал, не сопоставимы по своему художественному уровню. Вспомним «Сияние» Стэнли Кубрика, который купил права на роман и полностью изменил идею.

Это был личный роман о писателе, который с женой и сыном устраивается зимой смотрителем в отель и начинает потихоньку сходить с ума. У Стивена Кинга главным злодеем был отель, населенный призраками. В конце главный герой, жертвуя собой, спасает жену и ребенка, так как Стивен Кинг рассказывал о своем алкоголизме, который он в итоге поборол. И свои переживания он отразил в завуалированной форме через роман «Сияние».

Стэнли Кубрика абсолютно не волновали личные проблемы Стивена Кинга. У него свои взгляды на мир, и он сделал главного героя злодеем. Это нормально, потому что кино — другая форма искусства. То же самое с «Солярисом» Андрея Тарковского. Этот фильм и книга Станислава Лема — это разные произведения. Их нужно воспринимать независимо.

Если прочитать книгу после фильма, мы, возможно, увидим, что роман глубже кино, в котором потеряны какие-то смыслы. Например, первый фильм «Рэмбо» — казалось бы, обычный боевик со Сталлоне. На самом деле, роман Морелло «Первая кровь», по которому снят фильм, не просто содержит историю одного ветерана Вьетнама и его борьбы с местной американской полицией. В романе показано противостояние двух ветеранов войны — Рэмбо, ветерана Вьетнама, и шерифа, ветерана Кореи. И это дуэль почти равных людей со своими персональными травмами, в то время как в фильме все однозначно.

В любом случае очень интересный опыт — смотреть сначала фильм, а потом читать книгу, или наоборот. Тогда мы можем поставить себя на место режиссера и увидеть, что он оставил из романа, что убрал, а где выразил собственную позицию.

Данила Кузнецов ведет курс «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация». Промокод КИНО20 дает скидку 20% на этот курс.