Российские вузы и онлайн-платформы запускают новый формат обучения — дистанционные программы бакалавриата и магистратуры. Вместе они обучают наиболее актуальным специальностям в удобном для любого студента формате — из любой точки мира. За последнее десятилетие на мировом рынке появилось уже более 1300 таких партнерств, а в России этот тренд только зарождается. На данный момент партнерские программы высшего образования с EdTech-компаниями есть у таких вузов, как РАНХиГС, НИТУ «МИСиС», МФТИ. И в 2021 году на этот рынок выходит Высшая школа экономики совместно с образовательной платформой «Нетология». О том, как происходит соединение инструментов онлайна и фундаментального образования, T&P поговорили с Ольгой Сохневой, руководителем направления «Высшее образование» в Нетологии.

Ольга Сохнева

Руководитель направления «Высшее образование» компании «Нетология».

Предпосылки объединения форматов

Несоответствие требованиям рынка

Считается, что вузы не успевают адаптироваться к требованиям рынка, и некоторые отрасли развиваются намного быстрее, чем появляются кадры. Например, в управлении продуктом каждый год инструменты и подходы трансформируются. Но чтобы вузу зафиксировать эти изменения в программе, требуется гораздо больше времени.

Тем не менее разговоры о том, что вузовское образование устаревает, продолжаются десятилетиями, и истинная суть проблемы может быть в том, что у вузов и рынка просто разные цели. Университеты стремятся заложить фундаментальные знания и сформировать личность студента: научить его мыслить, доказывать свое мнение и анализировать информацию. А работодатели при этом хотят получить готовых специалистов, которые владеют практическими навыками и будут приносить результаты компании. На деле же практические навыки специалисты развивают сами с помощью более простых инструментов.

Рост сферы онлайн-обучения

В ответ на запросы рынка появилось обучение, способное быстро реагировать на изменения. Онлайн-платформы переобучают или дообучают выпускников вузов тому, что им необходимо для работы в отрасли. Зачастую преподаванием в них занимаются представители рынка, которые приносят в образовательные программы реальные кейсы из отрасли. Так на вузовскую базу ложится практико-ориентированный подход, и на выходе получается качественный работник.

При этом, когда такое обучение проходит человек без вузовского образования, зачастую получается узкопрофильный специалист, который умеет решать определенные задачи, но может затрудняться в решении нестандартных кейсов вне своих компетенций. В этих ситуациях пригодится профессиональный кругозор и развитое мышление, заложенные фундаментальным вузовским образованием. И хотя эти навыки можно развить и иначе, в некоторых компаниях по-прежнему сохраняется требование к наличию диплома. Это не столько стереотип, сколько простой способ понять, что человек обладает широкими базовыми знаниями. Поэтому для продвижения в карьере, когда вероятность столкнуться с неопределенностями повышается, работодатель может ожидать наличия диплома о высшем образовании.

Получается, что партнерство вузов и образовательных компаний позволяет объединить две сильные стороны: развитие мышления и практико-ориентированные навыки.

Цифровизация рынка

Внедрение новых технологий в разные сферы открыло потребности в новых специалистах. Появился целый класс интернет-профессий: программисты, аналитики данных, интернет-маркетологи, геймдизайнеры. Из традиционных отраслей вырастают новые, на стыке с цифровыми технологиями: из управления финансами — FinTech, из образования — EdTech. Они требуют дистанционного обучения и привлечения практиков из сферы.

Неизвестно, когда традиционное образование могло бы самостоятельно прийти к новым форматам и специальностям. Если бы не повсеместная удаленка в 2020 году, вузы не были бы так открыты к партнерствам. Введение дистанционного обучения позволило студентам шире смотреть на варианты профессионального развития, и вузы почувствовали конкуренцию со стороны онлайн-платформ. Чтобы оставаться востребованными, университетам потребовалось сформировать новые предложения и продукты. Они стали более открыты к работе с EdTech-компаниями.

Как вузовское обучение соединяется с онлайн-инструментами

Для удовлетворения потребностей студентов и рынка университеты обращаются к EdTech-компаниям. Партнерство с ними может быть организовано несколькими способами.

Совместные онлайн-программы бакалавриата и магистратуры

В этом случае разделение происходит по дисциплинам: чаще всего вуз берет на себя фундаментальные предметы, такие как «Стратегический менеджмент» и «Системный анализ и проектирование», а компания обучает актуальным инструментам профессии, таким как «Развитие цифрового продукта на основе данных и метрик» и «UX/UI-дизайн». При этом компания помогает вузу перевести курсы в онлайн-формат, обучает педагогов методикам преподавания и групповой работы в цифровой среде, а также выстраивает сопровождение студента от начала обучения до успешного выпуска.

Например, программы Нетологии, ВШЭ и РАНХиГС проходят онлайн, но официально считаются очными. В них такое же количество часов с ежедневной учебой, как и на очных магистратурах, и такой же регулярный контакт с преподавателями. Все дисциплины даются в едином формате и доступны на онлайн-платформе. При составлении программ используется принцип перевернутого класса, когда студенты сначала изучают материалы и лекции в записи, а затем отрабатывают полученные знания на практических онлайн-занятиях уже в назначенное преподавателем время. Этот формат позволяет адаптировать обучение под график и потребности каждого студента и более эффективно использовать встречи с педагогом. Концепцию перевернутого класса создали не так давно, в 2007 году, в Вудландской школе (США), но сейчас она пользуется популярностью, и ее принципы внедряет большинство вузов и онлайн-платформ.

Частичное партнерство

В этом случае вузы заказывают у онлайн-платформ модули в дополнение своих программ. Так работает Coursera: вуз запрашивает определенные модули, договаривается об условиях обучения и получения зачетов, и студентам предоставляют доступ.

Перевод вузовских программ в онлайн-формат

Вариант для преподавателей и вузов, которые хотят перевести определенную учебную программу в онлайн-курс. EdTech-компания в этом случае может полностью взять на себя производство и выпуск программы: она предоставляет собственную платформу, делает запись в студии, помогает перестроить предметы под онлайн-формат, выстроить маркетинговую стратегию и, если необходимо, привлечь студентов.

Преподаватель и вуз получают доступ к метрикам по программе: видят, какие из курсов востребованы, какие результаты у студентов, открываемость уроков и количество завершивших.

На зарубежном рынке уже есть успешные кейсы сотрудничества университетов и онлайн-платформ. В 2019 году Лондонская школа экономики и политических наук совместно с 2U, одной из крупнейших образовательных технологических платформ, запустила свою первую полностью дистанционную программу бакалавриата «Data Science and Business Analytics». Университет хотел перейти от преподавания по учебникам к цифровому формату и предоставить обучение, ориентированное на потребности студентов и рынка. Опыт оказался успешным, и на текущий момент таких программ уже девять, а число дистанционных студентов на всех курсах превышает 50 тысяч.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Преимущества совместных программ для студентов

Обучение на дистанционных программах магистратуры и бакалавриата дает студенту ряд преимуществ по сравнению с офлайн-программами вуза и профессиональными курсами онлайн-платформ.

Гибкая образовательная среда

В отличие от стандартного обучения здесь нет четко зафиксированных в графике лекций и привязки к месту проведения: студенты сами выбирают, когда и где смотреть лекционную часть курса. Практические занятия проходят в вечернее время или в выходные, так что учащиеся могут совмещать учебу с работой.

Обучение у экспертов

Объединенные программы дают студентам уникальную возможность одновременно учиться и у практиков рынка, и у профессоров. Так они получают доступ к актуальным кейсам компаний и глобальным научным знаниям.

Стажировки

В большинстве вузов практика организована таким образом, что студенту необходимо самостоятельно искать возможность ее прохождения. А на объединенных программах иначе — стажировки продумываются так же тщательно, как и основная программа.

Например, компаниями-партнерами программ магистратуры и бакалавриата могут быть такие, как Ozon, Альфа-банк, Лаборатория Касперского, Билайн, МТС, Севергрупп. Разрабатывается подробная программа стажировок: время, количество мест, и обсуждается возможность платных стажировок. После такой практики студенты как правило имеют возможность остаться работать в компании.

Онлайн-формат вузовского образования

Полностью удаленный формат обучения позволяет получить образование из любой точки мира. Студенты из регионов и других стран могут учиться в ведущих вузах страны, не переживая за затраты на проживание в чужом городе и сложности переезда.

Кроме того, на дистанционной программе студенты развивают навыки удаленных коммуникаций, самоорганизации и осваивают необходимые технологии. В долгосрочной перспективе это преимущество перед другими кандидатами при трудоустройстве и возможность работать в распределенных командах или на фрилансе.

Все элементы обучения в вузе

Дистанционная программа — это очная форма обучения, поэтому студент получает полноценный вузовский диплом, который ценится работодателями, и так важен родителям. Сохраняются и другие преимущества вуза: налоговые вычеты, льготы, отсрочка от армии, доступ к онлайн-библиотекам и другим ресурсам вуза. Также студентам доступны программы зарубежных стажировок и академические конкурсы.

Партнерство университетов и онлайн-платформ открывает перспективы качественных изменений в сфере профессионального образования. Они позволят объединить преимущества вузовского фундаментального обучения и возможности развития актуальных навыков от онлайн-платформ, а также внедрить цифровые технологии в образовательную среду. При этом и само образование становится не просто «оцифрованным» очным, оно развивается по своему уникальному пути, в котором появляются новые инструменты и методы взаимодействия с аудиторией. Студенты при этом получают гибкое современное образование, а на выпуске будут удовлетворять требованиям рынка и обладать знаниями, необходимыми успешным профессионалам в их отрасли.