Сегодня все говорят о том, что просто получить школьное образование и окончить университет уже недостаточно, чтобы всю жизнь работать по востребованной специальности. Нужно учиться всю жизнь. Но как понять, чему именно? Дарья Дуденкова, педагогический дизайнер и лид методического направления в Яндекс.Практикуме, рассказала T&P о том, как выбрать необходимые для профессионального роста навыки и построить собственную траекторию обучения.

Дарья Дуденкова

Педагогический дизайнер и лид методического направления в Яндекс.Практикуме

Составляем портрет востребованного специалиста

Создание любого курса в Яндекс.Практикуме начинается с составления Job Market Fit — портрета выпускника: документ описывает, что выпускник программы должен уметь после ее освоения. Будущие навыки делятся на три основные категории: хард-скиллы, софт-скиллы и аутентичные задачи — то есть те, которые человек выполняет на определенной должности на определенном этапе развития своей карьеры.

Пример аутентичных задач для автоматизатора по&...

Пример аутентичных задач для автоматизатора по тестированию

Такой портрет не составить по учебникам. Менеджер проекта идет за ним на рынок труда, опрашивает множество компаний-лидеров в той сфере, которую исследует. Нужно в деталях узнать, каким компании видят идеального специалиста, какими задачами он занимается, что он должен уметь на старте, а чему может научиться по ходу работы.

Рынок труда меняется с огромной скоростью. Нет смысла обучаться профессии, которая умрет через полгода, — как раз к тому моменту, когда вы ее изучите. Поэтому в том числе важно задать компаниям вопросы о перспективах профессии

Начинать строить собственную образовательную траекторию тоже лучше с поиска Job Market Fit — то есть составить портрет специалиста, которым вы хотите стать, и ориентироваться на него в последующем обучении. Выберите три-пять задач из реального мира, которые нужно решать и которые вам нравятся. Для этого придется провести свое мини-исследование: изучить требования вакансий и тестовые задания для кандидатов на интересные позиции, посмотреть портфолио классных специалистов, узнать, какие рабочие задачи решают специалисты разных уровней. В общем, исследовать интересующую нишу как можно подробнее и не жалеть на этот этап времени и сил.

Пример части JMF-портрета для студентов курса «...

Пример части JMF-портрета для студентов курса «Дизайнер интерфейсов» в Яндекс.Практикуме

Отличный способ получить информацию из первых уст — пообщаться с вдохновляющими людьми из индустрии. Найдите таких и напишите что-то вроде: «Привет, я восхищаюсь твоими проектами и твоим карьерным ростом, мечтаю через пять лет быть тобой. Можно я куплю тебе кофе, и ты расскажешь мне, как добился такого успеха». Не стесняйтесь и не бойтесь отказа: люди любят говорить о себе. Большинство таких встреч за кофе в итоге длятся по три часа. С них вы выйдете с ответами на все вопросы, детальным портретом выпускника и списком навыков, которыми предстоит овладеть.

Обязательно спросите своих информантов об инструментах, которые набирают обороты сейчас и без которых нельзя будет обойтись через полгода: это может оказаться классной нишевой находкой для человека, который меняет профессию.

Определяем необходимые навыки

Для составления образовательной программы в Яндекс.Практикуме используется методика Backwards Design, или обратное проектирование. Перед тем как выбрать учебные методы, эксперт курса и педагогический дизайнер определяют цепочку шагов, необходимых для выполнения задачи, и думают, как студенту прийти к определенным итогам. В процессе нужно ответить на вопросы: «Если бы ты выполнял эту задачу, что бы ты сделал сначала? А потом? А затем? А дальше?» Из каждого шага выписывают Learning outcomes — образовательные результаты, к которым предстоит прийти ученику.

Когда цель определена, следующий этап — составление скилл-сета (списка навыков) из готового Job Market Fit портрета. Возьмите лист бумаги и разделите его на два столбика. В первый занесите ваши умения и сильные стороны — то, что вы уже умеете. Во второй отправляются пока не освоенные навыки, которые помогут вырасти в профессии. Последние желательно разделить на уровни и определить критерии, которые покажут достижение цели.

В качестве примера здесь можно привести отчет Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens)». Этот отчет дает рекомендации для обучения людей цифровым навыкам. Всего в нем перечислена 21 цифровая компетенция, каждая разделена на несколько уровней освоения (базовый, средний, продвинутый и профессиональный) и содержит критерии, которые помогут оценить, освоена компетенция или нет.

Не ограничивайтесь высокоуровневым видом навыка. Вместо этого максимально декомпозируйте каждый навык. Фокусируйтесь на поведенческих индикаторах, которые покажут, что вы овладели навыком: что вы можете сделать сами, что — с помощью, что — уверенно, а что — с подсказкой (как в отчете Европейского союза, о котором рассказывала выше). Не помешает еще раз опросить вашего информанта, как эти навыки выражаются на практике.

Для наглядности каждый навык, который предстоит прокачать, можно визуализировать. Отличный пример — «осьминожка навыков», которую придумало Бюро Горбунова. Она помогает планировать свое развитие и отслеживать прогресс.

Пред­ставьте соб­ствен­ные навыки в виде ножек ось­ми­ножки. Чем длиннее щупальца, тем силь­нее развит навык. Сколько ножек — столько навыков, которыми вы владеете. Сделать подобную визуализацию можно также в Google Таблицах — в столбик выписать необходимые навыки и в ходе их освоения помечать прогресс.

Пример визуализации в Google Таблицах для ...

Пример визуализации в Google Таблицах для отслеживания прогресса по навыкам

Дополнительно каждый навык можно разделить на несколько уровней освоения. Например, первый уровень — есть базовые знания, второй — уверенное владение, третий уровень — профессионал.

Прокачиваем жесткие и гибкие навыки

Начните с хард-скиллов: сосредоточьтесь на необходимых в работе программах, концептах, которые нужно знать, формулах, которые нужно заучить. Но не распыляйтесь: выберите три-четыре главных навыка. Лучше те, в которых вообще не разбираетесь. Посмотрите на получившиеся разрывы между «надо научиться» и «уже умею».

Например, вы понимаете, что дизайнеру пригодится умение работать в Photoshop. Дальнейшие действия — понять, как освоить этот навык. И начать последовательно проходить темы. Можно изучать форумы и статьи по теме, проходить бесплатные и платные курсы, читать специализированную литературу, смотреть вебинары.

Новым вещам учиться сложно, поэтому периодически добавляйте навыки, в которых уже есть опыт

Планируйте сложность обучения волнообразно: чередуйте простые и сложные занятия. Если все время учиться только сложному, вы быстро устанете. Если учиться только легким вещам — скоро надоест.

Старайтесь находиться в зоне ближайшего развития: должно быть достаточно сложно, но не чрезмерно, при этом достаточно легко — но не слишком. Этот этап можно описать и так: вы еще не можете решить задачу X самостоятельно, но способны справиться с ней при помощи более опытного коллеги.

Не делайте больших перерывов в обучении. В XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания — график показывает, как долго в памяти хранится запомненная однажды информация. Опыты Эббингауза выявили: через час в памяти остается только 44% информации, а через неделю — меньше 25%. Поэтому даже вещи, которые кажутся простыми, стоит повторять как можно чаще.

Эффективнее всего запоминать информацию в несколько подходов. Если на заучивание есть день, то вот по какому алгоритму следует повторять информацию:

  • первое повторение — через 15–20 минут после заучивания;

  • второе — через 6–8 часов;

  • третье — через 24 часа.

В процессе овладения новой профессией многие зацикливаются на хард-скиллах и забывают про гибкие навыки. Умение организовать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям тоже важны. Гибкие навыки плохо развиваются в вакууме. Поэтому в Практикуме мы уделяем особое внимание гибким навыкам: проектируем задания так, чтобы ученики выполняли их в командах или парах, а также аргументировали свою позицию в общении с наставником.

По софт-скиллам написано много книг, но тут важнее практика, а не теория. Чтобы прокачать свои софт-скиллы, ищите социальные решения: например, запишитесь на хакатон и разработайте проект в команде.

Создаем поддерживающую среду

В Практикуме все студенты разделены по когортам. Когорта — это группа студентов, в которой участники одновременно идут по программе с определенными дедлайнами, вместе сдают проекты и экзамены. Так формируется среда, в которой все поддерживают друг друга. У каждой группы есть наставник, который проводит вебинары, отвечает на вопросы, подталкивает к правильному решению.

Учеба в коллективе эффективнее. Особенно поддерживающая среда важна людям, у которых проблемы с тайм-менеджментом, мотивацией и организацией себя. Найдите единомышленников, которые, так же как и вы, на пути к смене профессии, и объедините усилия. Организуйте study group: созванивайтесь несколько раз в неделю, обсуждайте домашние задания, которые сами себе придумали, советуйте статьи, поддерживайте друг друга, вместе устанавливайте дедлайны и придерживайтесь их.

Заведите себе ментора или даже нескольких, чтобы сверять прогресс. Сделайте этот процесс взаимовыгодным. Специалисты высокого уровня постоянно находятся в профессиональном движении вперед. Чтобы это движение не останавливалось, им нужно на ком-то тестировать гипотезу. Будьте этим подопытным кроликом.

Ментора можно искать в профессиональном сообществе, на LinkedIn, смотреть экспертов в СМИ. Институт менторства в России пока развит слабо, поэтому стоит выбирать людей, которые учились за границей и понимают концепцию менторства. Такое сотрудничество будет более плодотворным и эффективным.

Как самостоятельно построить образовательную траекторию

  1. Составляем JMF-портрет. Изучаем вакансии на рынке, опрашиваем людей из индустрии, собираем информацию, чтобы составить портрет востребованного специалиста, которым хотим стать. Подробно узнайте, какими жесткими и гибкими навыками владеет этот специалист, какие задачи он выполняет на работе.

  2. Определяем необходимые навыки. В левый столбик запишите свои сильные стороны и навыки, которыми вы уже владеете. В правый столбик выпишите то, чему предстоит научиться, чтобы удовлетворять требованиям будущего работодателя. Чтобы удобнее было отслеживать прогресс, визуализируйте навыки по уровням владения.

  3. Прокачиваем навыки. Для начала выберите три-четыре хард-скилла и сконцентрируйтесь на их развитии. Подумайте, что поможет их прокачать: онлайн-курсы, упражнения, профильные статьи. Сложные задачи следует чередовать с простыми: такая тактика поможет дольше сохранять мотивацию в обучении. Повторять изученное лучше как можно чаще. Даже если кажется, что все просто и понятно. В процессе освоения жестких навыков не забывайте про гибкие навыки. Практикуйтесь на работе, с друзьями, создайте условия для постоянного нетворкинга.

  4. Создаем поддерживающую среду. Найдите единомышленников, которые тоже на пути смены профессии. Занимайтесь вместе, соблюдайте дедлайны, поддерживайте друг друга, чтобы не сдаваться и дойти до конца. Если есть возможность, лучше нанять ментора, который поможет отслеживать прогресс и будет корректировать направление развития. Когда необходимые навыки будут освоены, ставьте новые образовательные цели. В современном мире всегда найдется чему учиться. Будьте проактивными и постоянно следите за трендами, чтобы оставаться востребованным специалистом.