Каким, по вашему мнению, будет конец света (конечно, если вы считаете, что он будет)? Возможных сценариев, которые предлагают нам вымысел (например, научная фантастика и кинематограф) и реальность (в частности, научные исследования и прогнозы), достаточно много. Так много, что каждый найдет что-то на свой вкус. Решили разобраться, какие теории наступления апокалипсиса являются самыми распространенными и в чем их особенности.

Что такое апокалиптическое событие?

Само слово «апокалипсис» — это греческий термин со значением «откровение», который стал обозначать конец дней, конец Вселенной и надвигающуюся гибель человечества из-за библейского Откровения Иоанна Богослова, где дается описание событий последних дней. Религия, наука и художественная литература — все предполагает, что жизнь на Земле подойдет к концу.

Биологический сценарий

Вирусы и пандемия

Те, кому довелось осознанно пожить в 2020 году, смогут еще долго рассказывать о личном опыте пережитой пандемии коронавируса. Впрочем, хотя она была разрушительной во многих смыслах, конца света не случилось. Другие печально известные пандемии включают испанский грипп, который заразил 500 миллионов человек в 1918–1920 годах и убил 50 миллионов, ВИЧ, непреодолимую силу 1980-х годов, которая до сих пор поражает человечество, и, конечно же, чуму XIV века, унесшую жизни почти половины Европы. Черная смерть убила 75 миллионов человек в Европе и Азии всего за четыре месяца — в то время население мира оценивалось в 450 миллионов человек.

Если что-то подобное случится не опять, а снова и мы не сможем найти способ остановить или контролировать заражение, человечество все-таки может быть уничтожено. В конце концов, по подсчетам ученых, количество вирусов на Земле составляет 800 миллионов на каждый квадратный метр — кто знает, какую угрозу они несут? Проблему составляют и супервирусы — загадочные штаммы, которые со временем укрепились, чтобы стать устойчивыми к антивирусным препаратам.

Ученые считают, что из-за супербактерий и супервирусов болезни, которые люди уже когда-то победили, могут возникнуть снова. Более того, благодаря глобальному потеплению и таянию ледяных шапок исследователи обнаружили ДНК гигантского сибирского вируса возрастом более 40 000 лет. Если старые вирусы вырвутся на волю, конец человечества будет ужасным.

Природные сценарии

Смысл природных сценариев, фокусирующихся вокруг стихийных бедствий, одинаков в любом случае: природа огромна и неконтролируема, а мы, люди, ничтожны и высокомерны. Нас в любой момент могут раздавить, как насекомых, а мы — глупцы, если думаем иначе.

Изменение климата

НАСА сообщает, что всего за последние 650 000 лет (что в масштабах истории планеты очень мало) произошло семь циклов наступления и отступления ледников, причем последний ледниковый период внезапно закончился около 7000 лет назад. C конца XIX века средняя температура поверхности Земли повысилась примерно на 0,9 °С в основном из-за увеличения выбросов углекислого газа и других антропогенных воздействий. Большая часть этого потепления пришлась на последние 35 лет, а пять самых теплых лет за всю историю наблюдений приходились на период с 2010 года.

К чему приведет глобальное изменение климата в контексте конца света? К частым лесным пожарам, более длительным периодам засухи и более интенсивным и продолжительным тропическим штормам.

Кроме того, если мы растопим весь лед, уровень моря поднимется на 65 метров и большая часть мира, каким мы его знаем, в конечном итоге исчезнет под водой. Если мы продолжим выделять углерод в тех же количествах, средняя температура вскоре достигнет 26 °C вместо нынешних 14 °C, что нанесет непоправимый ущерб существующему миру.

Крупномасштабный вулканизм

Звучит экстремально, но на самом деле крупномасштабный вулканизм — это медленный процесс, поэтому вряд ли все вулканы мира взорвутся одновременно, окутав мир лавой, и приведут к концу света.

Да, пробуждения Везувия в Помпеях или вулкана Кракатау в Индонезии были катастрофическими, но не концом света, а вулканизм в целом — это немного иное явление, которое, впрочем, считается причиной многих массовых вымираний на протяжении многих лет. Ученые подозревают, что массивные трещины и отверстия в земле, которые постоянно источают устойчивые пульсации лавы, со временем вызовут множество проблем, генерируя гораздо больше лавы, чем отдельные взрывы вулканов, и затрагивая гораздо более обширные территории.

Такая просачивающаяся вулканическая активность вызывает вымирание скорее из-за вторичных эффектов, а не из-за самого извержения. Вытекающая лава выделяет газ, который отравляет животных и растения, способствует кислотным дождям и изменению климата. Если раскаленная лава сталкивается с камнями, содержащими органические соединения, такими как залежи угля, выделяется огромное количество парниковых и токсичных газов — двуокиси углерода, метана и двуокиси серы.

События, вызванные подобными сдвигами в химии атмосферы планеты, могут быть поистине катастрофическими, но такого рода апокалипсис займет очень много времени.

Космические сценарии

Астероиды

Столкновение большого астероида или кометы с Землей может вызвать взрыв более мощный, чем все ядерные бомбы на планете, вместе взятые.

Считается, что именно такое столкновение привело к исчезновению всех наземных динозавров 66 миллионов лет назад. Тот астероид мог быть около 10–15 км в диаметре, а значит, при его столкновении с Землей высвободилось 100 000 000 мегатонн энергии в тротиловом эквиваленте (более чем в миллиард раз больше энергии атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки).

В 2018 году космический камень шириной 100 метров появился из ниоткуда и едва не задел земную поверхность. В 2013 году в результате взрыва метеорита над центральной частью России пострадали 400 человек — тогда ливень горящих камней обрушился на шесть городов. По оценкам НАСА, сейчас около Земли находится 788 астероидов и метеоритов, кроме того, 136 комет могут в любой момент врезаться в нашу планету.

Так что большой старый камень из космоса вполне может пройти через нашу атмосферу, потенциально распадаясь на более мелкие суперразрушительные части, вызвав тем самым наш собственный локальный «Большой взрыв». И даже если столкновение не убьет человечество, любые инопланетные микробы, принесенные из космоса, могут стать причиной всеобщего планетного заражения (об этом — ниже).

Инопланетное вторжение

Есть много романов и фильмов, в которых инопланетяне вторгаются на нашу родную планету и пытаются вытеснить с нее людей. Некоторые из этих вымышленных историй считаются аллегориями протеста против военной гегемонии, но если вы все же верите в инопланетян, вероятность того, что они налетят на нас и уничтожат все на свете, все-таки достаточно мала.

Даже если нам кажется обратное, в реальности мы очень мало знаем о близких к нам Луне и Марсе — подумайте обо всех других планетах в ночном небе и о существах, которые могут их населять! Наука все еще находится на расстоянии многих световых лет от раскрытия этих загадок, и однажды массивные космические корабли могут появиться в небе. Когда яростные пришельцы спустятся с них на землю, у людей не будет никаких шансов против их современного оружия.

Впрочем, даже если не исключать возможности того, что мы действительно [не одни во Вселенной (https://theoryandpractice.ru/posts/18873-po-obrazu-i-podobiyu-pochemu-my-slabo-predstavlyaem-inoplanetnuyu-zhizn), есть большая разница между открытием жизни на других планетах и ​​завоеванием инопланетянами.

Межпланетное загрязнение

Существует два типа возможного межпланетного загрязнения: прямое загрязнение — перенос жизни и других форм загрязнения с Земли на другое небесное тело, и обратное заражение — внедрение внеземных организмов и других форм загрязнения в биосферу Земли.

Помните «Войну миров» и чем она закончилась? Люди думали, что надежды нет, а потом инопланетяне заболели обычной простудой и умерли. И это — хорошая новость. Плохая в том, что и инопланетяне, если они все же прилетят, тоже могут привезти к нам свою версию простуды, стерев человечество с лица земли.

Впрочем, чтобы этот сценарий реализовался, не обязательно нужны жители иных планет: микроскопические биологические загрязнители из других миров могут принести и пробоотборные зонды (скажем, с Марса), и возвращающиеся экипажи космических путешественников. Заражение вирусами, бактериями или спорами из других миров опасно тем, что у нас нет против них иммунитета. Вот почему астронавтов и космические образцы по возвращении на Землю помещают в карантин — чтобы убедиться, что они безупречно чисты.

Тепловая смерть Вселенной

Возможно, однажды Вселенная перейдет в состояние отсутствия свободной термодинамической энергии и больше не сможет поддерживать процессы, снижающие энтропию. В этом случае конец наступит, конечно же, не только Земле.

Идея тепловой смерти исходит из второго закона термодинамики — энтропия увеличивается со временем в изолированной системе (которой и является Вселенная), а сама система будет развиваться до состояния максимального беспорядка (или термодинамического равновесия). Следовательно, когда это произойдет, вся энергия будет равномерно распределена по космосу, не оставляя места для возникновения какой-либо многоразовой энергии или тепла. Все процессы, потребляющие энергию, прекратятся.

Физик Уильям Томсон (лорд Кельвин), предложивший идею тепловой смерти в 1850-х годах, называл потерю механической энергии теорией тепла. Фактически он высказал предположение, что чем больше Вселенная расширяется, тем холоднее она становится. И, согласно показаниям космического микроволнового фона, мы наблюдаем постоянное расширение Вселенной с уменьшающейся скоростью процесса, так что вполне вероятно, что она действительно закончится тепловой смертью.

Впрочем, тепловая смерть наступит не раньше, чем через 10 лет в 100-й степени (погуглите «гугол»), так что паниковать пока рано.

Технологические сценарии

Восстание роботов

Еще один сценарий с технологиями — когда они пытаются убить нас же самих, своих создателей, из-за серьезной неудачи или слишком большого успеха. Такие истории довольно ясно говорят о нашем страхе перед тем, что технологии становятся все более и более умными, а значит, смогут перехитрить нас совсем скоро. Это даже не столько страх перед искусственным интеллектом в реальной жизни, сколько непростая попытка смириться с тем, что мы, казалось бы, только-только научились программировать, а наши умные часы уже пытаются сказать нам, что и когда мы должны сделать. Умные системы и колонки уже контролируют ряд аспектов нашей жизни — а что, если они станут злыми? Чувство зависимости и беспомощности легко может перерасти в паранойю.

«Кибергедон»

Проще говоря, потенциальный крупномасштабный саботаж всех компьютеризированных сетей, видов деятельности и систем. Кибертерроризм, кибервойна, киберпреступность и хактивизм — все сюда. Такой катаклизм приведет к широкомасштабному нарушению деятельности интернета или экономическому коллапсу: вполне вероятно, что целями нападения в первую очередь станут банки и системы промышленного контроля.

Программы-вымогатели, заражающие миллионы компьютеров по всему миру, уже показали, как всего один класс атак может иметь огромное влияние: сопутствующий ущерб наносится многим жертвам, которые даже не являлись целевыми. Скажем, глобальная атака на системы связи и спутники может нанести физический ущерб и устроить крупномасштабный беспорядок, нарушив цепочки поставок продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В общем, существует вероятность того, что однажды кто-то создаст настолько продвинутый вирус, что ему удастся преодолеть все барьеры кибербезопасности и вывести из строя интернет. Подумайте обо всем, что сегодня работает на интернет-технологиях: фондовые рынки, больницы, вооруженные силы, система образования. Если все это внезапно прекратится, это отрицательно скажется на миллионах жизней.

«Темное время»

Сценарий, при котором наши хваленые высокие технологии внезапно выходят из строя из-за ЭМИ, отказа электросетей или человеческой ошибки. Подобные сценарии часто подчеркивают, насколько мы зависимы от технологий и как быстро наши социальные ожидания и поведение возвращаются к более ранней, более варварской форме, когда мы лишаемся смартфонов и электричества.

Если мировые электрические сети выйдут из строя, это погрузит мир во тьму в прямом и переносном смысле. Смерти будут и на больничных койках, и на улицах, где машины начнут врезаться друг в друга, и на улицах, когда мародеры и другие негодяи выйдут в ночную тьму.

Социальные сценарии

Знаете, какой еще апокалипсис может положить конец миру? Коллапс общества, ведь это конец всей человеческой цивилизации. Падение культуры может быть внезапным или произойти через какое-то время, подобное случалось и раньше: цивилизация майя внезапно остановилась, а Римская империя умирала медленно. Самых разных причин для социально-общественного апокалипсиса немало.

Атомный холокост

Речь идет об ужасном теоретическом сценарии, при котором взрыв ядерного оружия (в результате ядерной войны) вызывает широкомасштабные разрушения и радиоактивные осадки, уничтожая нашу цивилизацию и делая часть или всю Землю непригодной для жизни.

Ядерная война и ее последствия будут иметь разрушительные последствия: здесь и огненные бури, и ядерная зима, и лучевая болезнь, так что плохо придется даже тем, кто сумеет каким-то образом выжить. В результате электромагнитных импульсов также может случиться временная потеря большинства современных технологий.

На сегодняшний день девять стран владеют в общей сложности 13 860 ядерными боеприпасами, в распоряжении России и США — 92% этого запаса. Но атомный холокост можно отнести к более широкой категории «войны, которая убивает почти всех». Оружие массового уничтожения, используемое в указанной войне, часто является ядерным, но также может быть биологическим, химическим, сейсмическим или еще каким-то более диковинным. Смысл же такого рода апокалипсиса обычно заключается не столько в том, что человечество достигло уровня почти полного самоуничтожения, сколько в том, насколько недальновидны могут быть люди.

Мальтузианский кризис

Мальтузианский кризис — это ситуация, в которой население будет опережать сельскохозяйственное производство. В целом последние достижения людей, такие как вертикальное земледелие, снижают вероятность такого рода катастрофы, однако известный факт в том, что популяция пчел вымирает, а значит, в будущем нам вполне может не хватить пищи.

Сейчас в мире насчитывается примерно 100 триллионов пчел, и хотя это звучит как «много», на самом деле это не так. Глобальное сокращение их численности связано с промышленным сельским хозяйством, паразитами, патогенами и изменением климата. Утрата биоразнообразия, разрушение среды обитания и нехватка кормов из-за монокультур и пестицидов, убивающих насекомых, представляют собой угрозу для медоносных пчел и диких опылителей.

Да, у человечества все еще останутся опыляемые ветром зерновые злаки, которые обеспечивают большую часть нашего питания, но многие фрукты и овощи просто не смогут выращиваться в таких масштабах без пчел.

Прочие сценарии

Библейский апокалипсис

Иоанн Богослов написал свое пророчество много веков назад, и, говорят, никто, кроме Бога, не знает, когда действительно наступит конец света. Тем не менее в Библии перечислены явные знаки, которых следует остерегаться. Их будет сложно не заметить, и, что интересно, многие уверены, что нынешние мировые события — это явный намек на наступление последних времен.

Судите сами. Нации восстанут против стран в войнах. Мир увидит ложных мессий, а затем и Антихриста. Землетрясения, болезни и голод станут обычными явлениями. В мире царит моральное разложение, эгоизм, тщеславие и слишком много любви к удовольствиям. Есть знаки и в небе — затмения и кровавые луны. Библия также предсказывает, что люди будут вздыхать и падать в обморок от страха, звезды начнут падать с неба, которое потемнеет. Тогда и начнется великая скорбь.

Кстати, еще немного о вирусах и пандемиях. В Откровении болезни и глобальные катастрофы известны как чаши, наполненные гневом Бога, — они будут «разлиты» по всему миру в наказание за греховность человечества. Первая чаша вызовет язвы и агонию у всех, кто имеет знак зверя или следует за ним. Вторая чума заставит море превратиться в кровь, и все в нем умрет. Реки и источники также превратятся в кровь после третьей казни. Четвертая чума вызовет сильные волны тепла, а пятая — тьму, язвы и агонию. Наконец, шестая вызовет высыхание рек, в то время как седьмая будет связана с громом, молниями, шумами и землетрясениями такой силы, которых еще никогда не было на Земле.

Зомби-апокалипсис

Хотя появление реальных «живых мертвецов» кажется чем-то невозможным, этот мотив конца света является одним из самых распространенных в культуре. К появлению зомби, по предположениям тех, кто верит в такую вероятность, может привести и случайное заражение патогенами и вирусами, и, шире, биологическое оружие, а еще — секретные военные эксперименты или таинственные космические лучи. Вариантов много, и в этом смысле сценарий зомби-апокалипсиса пересекается с некоторыми другими, поэтому его можно выделить и как отдельную категорию, и как сопутствующую проблему какого-то другого конца света.

Кстати, есть болезни, которые напоминают поведение зомби, например бешенство и африканский трипаносомоз, или сонная болезнь. И хотя уже давно существуют методы лечения такого рода недугов, как знать: вдруг какая-то новая и неразрушимая мутация существующей болезни приведет к появлению существ, которые больше всего на свете ценят в других их мозг?

По оценкам экспертов, восстание зомби сократит население Земли до 273 человек всего за 100 дней (да, такое исследователи тоже моделируют). Интересно, что зомби, по сути, могут быть простой метафорой для всего, что вы хотите, но чаще представляют рабочий и низший классы или иммигрантов, играя на страхе восстания «чужих против своих».

Подземное вторжение

Все мы знаем, что на Земле есть жизнь, а что насчет жизни в Земле? Теорий о том, что в недрах планеты скрыты не только ядро и раскаленная магма, но и таинственные земли с их потенциально опасными обитателями, огромное множество. От фильма «Власть огня» и романа «Путешествие к центру Земли» до культурных верований в подземных жителей у самых разных народов, «подполье» нашей планеты, если задуматься, может таить нечто зловещее, что только и ждет подходящего момента, чтобы выбраться на свет и начать сеять хаос.

Впрочем, реальная вероятность того, что нечто подобное станет причиной конца света, довольно мала. Другое дело, что мы по-прежнему не много знаем об обитателях морских глубин. В конце концов, боевые шрамы на кашалотах, вернувшихся с охоты в недрах океана, заставляют задаться вопросом о том, с кем именно они там дрались. Кстати, на суше самое глубоко обитающее существо, обнаруженное на сегодняшний день, находится в пещере на 1,98 км под поверхностью Земли — это безглазый Plutomurus ortobalaganensis, который ест разлагающуюся материю.

Главная же мысль этого сценария (и некоторых других — например, с пришельцами) в том, что нас в основном уничтожают превосходящие существа, которых мы не можем уничтожить или хотя бы понять. Их атаки обычно беспощадны, с ними нельзя договориться, и они определенно играют на нашем страхе, что мы не сможем контролировать ситуацию в той мере, как нам хотелось бы.

О том, как выживают в постапокалиптическом мире жители бывшей России, обосновавшиеся после катаклизма в городе-крепости, слушайте в новом аудиосериале Дмитрия Глуховского «Пост. Спастись и сохранить», который озвучил сам писатель. Фантастический аудиосериал подготовлен совместно с международным сервисом Storytel.