Многие сервисы онлайн-образования предлагают студентам помощь с трудоустройством. Но данные о том, сколько выпускников действительно смогли найти работу после обучения, непрозрачны. В таких условиях студенту сложно понять, где он действительно получит результат, а не пустые обещания. НИУ ВШЭ на примере Яндекс.Практикума провел исследование и выяснил, сколько выпускников образовательных сервисов трудоустраивается по новой специальности после окончания обучения. Вместе с Михаилом Яновичем из Яндекс.Практикума разбираемся, можно ли верить таким исследованиям и на какие еще данные стоит обратить внимание при выборе онлайн-курса.

С какими проблемами сталкиваются студенты при выборе онлайн-обучения

Онлайн-образование — это услуга. Студенты платят за обучение, поэтому задача образовательного сервиса — оказать услугу качественно. Если в результате обучения студент ожидает, что получит работу по новой специальности, значит, задача образовательного сервиса — дать возможность получить работу, дать знания и навыки, необходимые для этой работы. Отсюда следует ключевая метрика успеха онлайн-курса — показатель трудоустройства.

Сейчас на российском рынке онлайн-образования нет официальной статистики о том, какому количеству выпускников онлайн-курсов удалось устроиться на новую работу. Как и не существует показателей, которые отражали бы реальную эффективность образовательной программы. Студент выбирает курс по косвенным признакам. Например, смотрит на должности преподавателей, которые будут вести курс (хотя профессиональная экспертиза и умение чему-то научить — разные вещи). Также люди оценивают длительность программы и стоимость обучения. Это важные критерии, но они не дают гарантий, что выпускник получит работу. В отсутствие открытых и прозрачных данных о количестве трудоустроенных студент делает выбор либо в пользу самого дешевого курса в надежде, что он ему поможет, либо в пользу самого дорогого: чем дороже, тем лучше.

Как онлайн-образование регулируется за рубежом и у нас

На рынке онлайн-образования в США уже есть инструменты, которые вынуждают игроков сдерживать обещания. Компании проводят аудиты своих результатов трудоустройства и показывают их публично. Важно: это не реклама их услуг, а необходимость, по сути — сертификация того факта, что они умеют учить. В частности, такой аудит проводит и публикует онлайн-буткемп Thinkful.

Например, законодательство Калифорнии запрещает говорить в рекламе про результаты обучения, если это не подтверждено документально. Компании, которая нарушит запрет, грозит закрытие. Самый известный кейс — Университет Феникса. В 2019 году университет заплатил сотни миллионов долларов в виде штрафов и компенсаций из-за вводящей в заблуждение рекламы. Также в Штатах есть CIRR Standards — эта организация предоставляет стандартизированную систему оценки результатов студентов. Любой сервис онлайн-образования или школа могут присоединиться к организации и получить независимый отчет о результатах обучения. Отчет размещают в открытом доступе на сайте школы, он помогает студенту сделать осознанный выбор.

В России нет внешней организации, которая бы контролировала соответствие обещаний с рекламных баннеров реальным результатам обучения. Обещанный результат и фактический — разные вещи. Мы существуем в условиях, в которых, чтобы продать образовательную услугу, необязательно ее качественно оказывать, достаточно об этом громко и долго рассказывать.

Мы решили начать с себя и прозрачно рассказать о том, сколько наших студентов находят работу по новой специальности. Для этого мы обратились к внешней стороне — экспертам Института образования НИУ ВШЭ. Они разработали методологию и провели исследование о том, как меняется жизнь выпускников Яндекс.Практикума после обучения.

Задача нашего исследования — привить рынку новую норму, чтобы результат работы образовательной компании соответствовал обещаниям в рекламе. Это сознательное саморегулирование с целью не допустить обмана студентов и разочарования во всем рынке. Нам важно, чтобы онлайн-образование не превратилось в инфобизнес.

Появление такого отчета — важный переход рынка от начальной стадии развития к тому, что он сам себя начинает регулировать

База респондентов состояла из 796 выпускников, которые закончили учебу в Практикуме с 1 января до 30 июня 2020 года, что позволяет полноценно оценить сроки трудоустройства. Команда НИУ ВШЭ сегментировала респондентов в зависимости от целей обучения: планировал ли выпускник менять работу или нет. Сбор данных проходил с 5 по 31 марта 2021 года и включал в себя три этапа: email-рассылку с приглашением к участию в опросе, телефонный обзвон, а также рассылку SMS-сообщений.

В исследовании приняли больше половины выпускников каждого курса: фронтенд-разработчик (69,1%), веб-разработчик (53,3%), тестировщик (56,8%), аналитик данных (59,2%), специалист по Data Science (65%). Это достоверная и статистически значимая выборка.

Ключевые результаты исследования:

  • Среди тех выпускников, кто планировал сменить работу, ее получили 71,1% выпускников.

  • 79% выпускников трудоустраиваются в течение 4 месяцев после завершения курса. При этом 16,3% респондента нашли новую работу еще во время обучения.

  • Медианная зарплата выпускника — 66 тысяч рублей. Это значит, что половина выпускников Практикума зарабатывают больше этой суммы, другая половина — меньше.

Какие данные о результатах обучения помогут сделать осознанный выбор

Вместо того чтобы верить обещаниям рекламы, проверяйте цифры.

  • Сколько студентов доходят до конца программы обучения. Без этой информации невозможно понять, какое число студентов стали выпускниками и попали в статистику трудоустройств. Если из сотен студентов до конца курса доходят только несколько человек, то данные об их трудоустроенности будут скорее исключением из общего правила, чем достоверной статистикой.

  • Сколько выпускников нашли работу в абсолютных числах, а не процентах — без этой информации невозможно оценить потенциальный размер базы исследования. Она должна насчитывать не менее 500 человек, чтобы результатам отчета можно было доверять.

  • Проверяйте, чтобы компания не исследовала сама себя. В исследовании должна участвовать третья сторона, как в нашем случае — Высшая школа экономики. Это обеспечит объективность.

Мы делимся результатами исследования и его методологией, чтобы любая компания могла проверить себя и показать реальный процент трудоустройств. Это позволит рынку онлайн-образования стать прозрачным, а потенциальным студентам — решиться на смену профессии и сделать осознанный выбор в пользу тех образовательных компаний, чьи результаты выше.