Утверждают, что настоящий «белый воротничок» начинает смотреть на новые вакансии на следующий день после того, как подпишет оффер. Это, конечно, шутка, но в ней много правды. Действительно, офисные сотрудники больших городов никогда не останавливают мониторинг вакансий, даже когда они полностью довольны своей работой. Сервис персонального подбора вакансий Facancy провел исследование «белых воротничков», не находящихся в активном поиске работыЭти люди сообщили, что их резюме на момент исследования не размещено на российских job-ресурсах., и выяснил интересное: оказывается, существует большой разрыв между тем, что предлагает дополнительное образование, и тем, чего хотят люди. Итогами и выводами с T&P поделилась основатель сервиса Алена Владимирская.

Алена Владимирская

Сооснователь сервиса Facancy и Лаборатории карьеры Алены Владимирской

Как проводилось исследование

Facancy — это не стандартный сервис поиска работы, а история для «белых воротничков», которые чаще всего как раз не находятся в активном поиске. Почему это важно? Потому что человек не ищет у нас любую работу исходя исключительно из той мысли, что завтра ему будет нечего есть. Наш пользователь — это классический мидл- и топ-менеджер, у которого уже хорошая работа, но при этом он смотрит, а вдруг где-то будет лучше, чем есть сейчас. То есть он пытается не пропустить свой карьерный шанс.

Те данные, которые мы имеем, не может дать ни HeadHunter, ни Superjob, ни какой-либо другой job board, потому что там находятся люди с другим позывом, потребностью и болью: они ищут работу прямо сейчас

На сегодняшний день у Facancy 43 000 активных пользователей, средняя открываемость рассылки — 56%, и это именно те, кто читает наши подборки вакансий и кликает на то, что интересно. На основе показателя их интереса мы и провели свое исследование, собрав данные за три месяца первого квартала 2021 года.

Что мы получили в итоге? Два важных индекса: индекс тревожности и индекс внимательности. Индекс тревожности — это анализ того, из каких отраслей и функций люди смотрят на новые вакансии, то есть откуда они чаще всего хотят перейти. Индекс внимательности — это, наоборот, история про то, что им интересно, куда они смотрят и куда хотят уйти.

Немного цифр:

  • Общее количество уникальных размеченных по уровням позиций, индустриям и функциям вакансий, которые были размещены в рамках сервиса в течение I квартала 2021 года: 4768

  • Общее количество размеченных по уровням позиций, индустриям и функциям пользователей сервиса в I квартале 2021 года, на основании действий которых рассчитаны индексы: 36 820

  • Общее количество событий (действий пользователей), на основании которых рассчитаны индексы: 141 603

Проанализировав данные, мы увидели довольно интересную и одновременно странную вещь: оказалось, что принятые сегодня аксиомы рынка образования для взрослых довольно сильно не сочетаются с тем, что в реальности происходит на рынке рекрутинга.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Результаты исследования, или Деньги против смысла

Вакансии для мидлов и в первую очередь вакансии дата-аналитиков, диджитал-маркетологов в реальности получают пониженное внимание со стороны людей. Люди сами своим поведением демонстрируют, что эти вакансии им менее интересны, чем другие.

Притом что поведение мидлов и топов достаточно разное, наверху в областях их интересов находятся две большие категории функций и отраслей, которые мы называем «тепло» и «добро». «Тепло» — это те места, где спокойно, где люди считают, что работа будет наиболее надежна. Как видно из графика, это телекоммуникации, госсектор, нефть. «Добро» — это отрасли, в которых люди хотят реализовать свое внутреннее стремление принести обществу пользу: благотворительность, НКО и различная общественная работа, например искусство и музеи.

Интерес top (индустрии)

Интерес top (индустрии)

Интерес middle (индустрии)

Интерес middle (индустрии)

ДПО всегда шло от емкости рынка, от того, что ему нужно много тех или иных специалистов, но что ДПО забыло сделать, так это спросить самих людей — а хотите ли вы туда вообще? Поскольку там, где емкость, там и деньги, ДПО фактически стало навязывать эти профессии и их ценности, а люди сопротивляются. Или пробуют и уходят. Но даже не потому, что не хотят в, допустим, маркетинг: они, давайте будем честны, чаще всего даже не понимают, что это такое. Что-то знают, но без глубины, а самое главное в том, что это противоречит некой фундаментальной ценности большинства мидл- и топ-менеджеров российского общества.

Основными критериями при выборе работы для них являются две вещи: либо безопасность, уверенность в завтрашнем дне, когда можно и ипотеку взять, и еще одного ребенка родить, либо смысл, который формируется как польза, когда мне комфортно ходить на работу и я понимаю, зачем делаю это каждый день. И в этом контексте ответ «Я увеличиваю количество пользователей ресурса, в котором я работаю, на 10% ежемесячно» просто не работает: он не дает смысла и не делает лучше жизнь этих 10 обезличенных процентов.

Мифы про неперспективную работу

Еще одно важное мифотворчество касается индустрий, откуда все якобы бегут. Сейчас принято считать, что это туризм, рестораны и все прочее, на что якобы повлиял коронавирус. Мы же видим, что на самом деле нет. Люди из этих индустрий не бегут быстрее, чем из других: HoReCa и услуги физическим лицам находятся в самом низу, их представители оглядываются по сторонам реже большинства.

Тревожность top (индустрии)

Тревожность top (индустрии)

Тревожность middle (индустрии)

Тревожность middle (индустрии)

Вывод? В реальности люди верят, что и туризм, и рестораны не просто выживут, но найдут какой-то другой смысл, другую сущность и там снова будет интересно.

Откуда люди массово хотят уйти на самом деле, так это из нефтяной отрасли и из тяжелой промышленности, которые традиционно считаются статусными местами работы. Но, конечно, в целом самые тревожные отрасли у топов и мидлов разные. У первых это тяжелые отрасли, горная добыча, полезные ископаемые, производство промтоваров, нефтегаз, транспорт, инфраструктура и металлургия. У вторых, что интересно, на первых местах также встречаются нефтегаз, металлургия и горная добыча, а вот затем мы видим образование и академическую деятельность. Почему так? Мы предполагаем, что это связано с меньшей прибыльностью этих отраслей конкретно для мидлов. По той же причине наружу смотрят многие специалисты из благотворительности и НКО — но, что интересно, те, кто еще не в этих отраслях, активно хотят в них попасть.

И это, конечно, понятно. Когда ты топ, ты уже накопил достаточно денег и с радостью пойдешь в благотворительность, потому что у тебя не стоит вопрос о том, что есть завтра. Мидлы поддерживают определенный высокий уровень жизни, но они поддерживают его месяц к месяцу, поэтому идти на зарплату 40 000 рублей в отрасль, которая дает смысл, они пока что массово не готовы.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Важные выводы для ДПО

Первое революционное открытие — люди не хотят в диджитал так сильно, как считают поставщики взрослого образования. Не хотят они и в IT. Школы пестрят программами для маркетологов, программистов, дата-сайентистов, продактов, аналитиков, но если мы посмотрим на результаты исследования, IT и диджитал нет не то что в тройке, их нет и в пятерке тех индустрий, куда хотят перейти и мидлы, и топы.

Второе революционное открытие — пересмотр представления взрослого образования о том, что основным критерием для выбора работы мидла и топа являются деньги (отсюда и предложения в том же IT). Так вот, ничего подобного: сегодня основным критерием для них являются не деньги, а стабильность, что видно по отраслям, которые они выбирают для перехода.

О чем это говорит? О том, что на данный момент ДПО не то чтобы устроено неправильно, оно просто не понимает внутренних установок своей аудитории. И в этом, вероятнее всего, и есть основная проблема, с которой оно сталкивается. Сегодня ДПО довольно агрессивными продажами добирает свою аудиторию, людям фактически впихивают курсы со всех сторон, но дальше случается то, что случается. До конца доходят всего 1,5% — и это ровно потому, что то, что людям всучили, на самом деле внутренне вообще не соответствует их желаниям и их установкам.

Дело не в плохом маркетинге и не в том, что люди «не такие» — плохо учатся, не умеют это делать и немотивированные. Дело в том, что им просто продается не то, потому что ДПО их не знает и не понимает. По сути, все наше взрослое образование придумало себе каких-то других мидлов и топов, которых в реальности не существует. Не сделало домашнее работу как следует.

Да, для специалистов такого уровня не проблема потратить немного денег, чтобы попробовать, а затем отойти в сторону, поняв, что «все не то». Но очевидно, что это точно так же не то, чего хотят сами поставщики ДПО, и наше исследование — отличная возможность для них изменить свои продукты к лучшему.

Представления о мире меняются медленнее, чем думает ДПО. Оно придумало себе взрослого мидла и топа и дальше начало натягивать их выдуманные ценности на реальных людей. Когда это встречает сопротивление, образование пытается убедить людей на самом начальном уровне, убеждая в том, что условная профессия продакта — это очень круто и нужно. Но и срабатывает это исключительно на начальном, маркетинговом уровне и редко когда уходит в глубину, потому что ее не имеет.

Кажется, взрослое образование, если оно хочет оставаться конкурентным, должно изменить свой подход — начать стыковаться с реальными базовыми ценностями своей аудитории, а также с ее реальным представлением о мире. А реальное представление о мире мидла и топа в России по-прежнему абсолютно не диджитальное. Да, где-то существует отдельный уютный мир IT, но все, кто думает IT-понятиями, уже и так там. Все же остальные, а их много, не просто живут вовне, но, как показывает наше исследование, там же и хотят остаться.

Полный анализ и результаты исследования будут доступны через три недели. Чтобы получить исследование, напишите на почту alena@vladimirskaya.com — отправим по запросу.