На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) состоялись профильные дискуссии «Новые смыслы и ценности образования» и «Оружие массового обучения» с участием Дмитрия Крутова, сооснователя и генерального директора Skillbox.

В рамках темы «Новые смыслы и ценности образования» участники обсудили трансформацию системы образования, в том числе рост футуристических тенденций в обучении, которые формируются под влиянием глобальных вызовов. А в сессии «Оружие массового обучения» обсуждали развитие рынка EdTech, устойчивый тренд на непрерывное обучение, новые бизнес-модели и вызовы в отрасли.

Дмитрий Крутов

Сооснователь и генеральный директор Skillbox

О мотивации менять жизнь

Мы проанкетировали порядка 80 тысяч человек (среди потенциальных студентов Skillbox, которые заполняли заявку на обучение у нас на сайте) и выяснили, что только 30% осознают, на каком курсе или какой профессии хотели бы учиться, почему им интересна та или иная программа. При этом мы с уверенностью можем сказать, что нашим слушателям нужны изменения в жизни. Как представители индустриального образования мы даем человеку возможность чувствовать себя востребованным на рынке прямо сейчас. Нам прежде всего хочется создать среду, в которой человек сможет сделать осознанный выбор. Искусственная мотивация в обучении очень вредна: мы видим огромное количество выпускников вузов, которые не понимают, для чего они обучались.

Когда мы говорим про образование, очень важно, где мы его применяем, в чем его цель

Поэтому наша задача — не мотивировать, а создавать условия, показать, что все возможно. Дополнительное образование — это личный выбор; если мы будем мотивировать человека закончить курс, вполне возможно, что он в результате не захочет работать по специальности.

70% наших студентов устраиваются на работу, еще не доучившись. 88% студентов, обратившихся в Центр развития карьеры, успешно трудоустраиваются. Я не верю в мотивацию от чего-то, я верю в движение к чему-то.

О децентрализации

Если мы говорим про новых лидеров России, то очень важно, чтобы эти лидеры формировались на местах, чтобы они не уезжали и оставались развивать свой регион. В прошлом году пандемия послужила некоторой легитимацией удаленной работы. И у нас есть огромное количество кейсов, когда бывший бухгалтер становится разработчиком, не покидая свой регион, любимый город. Это важный элемент демократизации и доступности обучения.

Об инклюзии

Я считаю, что в цифровом будущем не будет ограничений. В России 11 миллионов людей с ограниченными возможностями, из них 3,8 миллиона — трудоспособного возраста, работают — 1 миллион человек, и, как правило, не в цифровых специальностях. Мы запустили программу совместно с фондом «Перспектива» и уже трудоустроили 14% людей с инвалидностью, которые прислали нам заявки. В новом потоке мы получили в 1,5 раза больше заявок и продолжим помогать людям находить работу. У нас уже есть успешные кейсы, например девушка с ДЦП из Новосибирска: она стала дизайнером, а до этого работала в пресс-службе аэропорта, выпускала новости на сайт. Это и есть те возможности, которые открываются благодаря коллаборациям. Я убежден, что бизнес и государство должны выстраивать совместную работу в этом направлении.

О стереотипах и барьерах

Многие, к сожалению, считают, что нельзя в 35–40 лет обучиться программированию. У нас есть кейсы, когда, например, человек в 50 лет, пройдя наши сложные программы, трудоустроился дизайнером. Мне кажется, сейчас мы должны показать, что обучаться можно в любом возрасте. Мы занимаемся популяризацией этой возможности, проводим порядка 2000 вебинаров ежегодно для того, чтобы показывать, кто такие программисты, например, и чем они занимаются. В этом году мы откроем вечерние школы, потому что понимаем, что старшему поколению важно куда-то приходить. Мы откроем такие школы в каждом городе-миллионнике.

Почему всем важно учиться учить

Мне кажется, что весь путь к новой карьере состоит из частичек опыта, который ты получаешь. И важно, чтобы этот опыт был релевантен текущим условиям и чтобы тебя обучал человек, который прямо сейчас является актуальным экспертом.

Я убежден, что надо обучать не педагогов учить по-другому, а профессионалов с рынка учить педагогике. Важно, чтобы педагогика стала предметом в вузе для каждой специальности

В прошлом году все накинулись на преподавателей с тем, что они не умеют делать контент в онлайн-формате, — это была дикая ошибка. При чем здесь преподаватели? Они пытались сделать что-то позитивное. Нужно задавать вопросы управленческому составу, который не обеспечил инфраструктуру, не запустил вовремя новые реформы и форматы.

В выборе профессии важна насмотренность

Нужно попробовать себя в разном и сделать выбор. Я считаю, что, если вы возьмете 3–4 курса и в каждом сделаете по домашнему заданию, это очень сильно поможет вам с выбором специальности. Профориентации не существует, есть насмотренность. Перестаньте разделять на офлайн и онлайн, это одна среда. Моя главная задача как CEO — сделать так, чтобы моя команда продолжала экспериментировать. Кто сделает образование будущего? Только мы с вами. Наша задача — продолжать экспериментировать и делиться обратной связью.