Нет, это статья не про австралийских зверушек. На самом деле коаны — это непереводимое японское слово, обозначающее что-то близкое к притче, но из области дзен-буддизма: без давления на мораль, а зачастую даже без логики повествования. Разбираемся вместе, зачем они нужны и как коаны помогают постигнуть дзен.

Что такое коан?

Коан — это короткое повествование, диалог или вопрос, обычно не имеющие логической подоплеки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы. Это слово — калька с китайского языка, изначально звучало как «гунъань», что означает «общественное дело» или «общественный акт». Но, в отличие от судебных дел, коаны были изначально непостижимы.

Если искать аналоги коанов в западной культуре, то это будут, например, «Диалоги» Сократа и Платона. В этих диалогах есть вопросы, порой нелогичные, провокационные и решающиеся интуитивно, которые позволяют приблизиться к истине, знанию, одновременно существующему само по себе и в общемировой системе информации. Однако если западные «Диалоги» направлены на поиск ответов, то дзен-коан помогает смириться с тем, что на некоторые вопросы найти ответ невозможно.

«Чашка чая.
Нан-ин, японский учитель дзен, живший в эру Мэйдзи (1868–1912 годы), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и наконец не выдержал: „Она же переполнена. Больше уже не войдет!“
„Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — вы полны ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать вам дзен, если вы сначала не опустошили вашу чашу?“»

Некоторые коаны не только предлагают пищу для размышлений, но и с юмором описывают людей, которые считают, что им известно единственно верное знание.

В чем путь дзен-буддизма?

Дзен — это форма буддизма, в которой нет собственной доктрины, бога, ритуалов и постулатов. Основой дзен-философии можно назвать созерцание — отказ от слов, терминов и значений, которые формируют окружающую нас реальность и наполняют ее смыслами, и последующий свежий взгляд на окружающий мир, уже свободный от ярлыков-слов.

Познание дзена подразумевает высвобождение собственного ума посредством медитаций, чтобы сознание человека властвовало над собой само. В этом состоянии останавливается блуждание человеческого ума и может быть увиден отблеск настоящей, не подернутой оценками и суждениями реальности. Это состояние называется просветлением, или «сатори».

Как решить коан?

Учитель или наставник в процессе обучения дзен-буддизму может задать своему ученику решить коан, чтобы получить психологический импульс для лучшего понимания сути учения и тем самым приблизиться к дзену. Решить коан с помощью рационального мышления практически невозможно.

Обычно коан решается во время медитации, в начале пути — это выматывающий поиск одного истинного ответа, который должен поставить точку в данной наставником задаче. Однако этот подход кажется верным на первый взгляд. На самом же деле решение коана — это путь от поиска истины к смирению и отказу от поисков верного ответа, признание, что на некоторые вопросы ответа не будет.

Тем не менее решение коана — это не тупиковый путь с надписью «нет ответа» в финале. Самой важной в процессе решения становится внутренняя трансформация ученика: напряженный поиск ответа, борьба с желанием найти решение во что бы то ни стало и — наконец — спокойствие.

Пример анализа коана:

«Грязная дорога.

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти через рытвину. „Идем, девушка“, — сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через грязь. Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал: „Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?“

„Я оставил девушку там, — сказал Тандзан. — А ты все еще тащишь ее?“»

Одной из интерпретаций этого коана может быть следующее: буддийским монахам запрещено привязываться к земным ценностям. Экидо воспринял это правило настолько буквально, что запретил себе привязанность из благосклонности, в то же время он позволил себе привязаться к женщине на дороге из гнева. Таким образом, он нарушил правило в той же мере, что и Тандзан.